Ёлки да сосны...

Наталия Ланковская 2
     Больше семидесяти лет тому назад, когда я была ещё совсем маленькая, и бабушка носила меня в садик на руках, а моего братишку вела за ручку; когда моя старшая сестра только ещё начинала ходить в школу, а после уроков спешила с нотной папкой к старушке-учительнице, чтобы играть там на пианино всякие этюды; в те времена мой старший брат Олег, уже давно пионер и школьник с огромным стажем, ходил вместе со своими одноклассниками на воскресники. Они высаживали вдоль берега моря саженцы пицундской сосны. Те саженцы начинали расти и зеленеть, наполняя воздух своим целебным дыханием и помогая городу, ещё совсем недавно прифронтовому, залечивать свои боевые ранения.
     А ран у него после войны много осталось. Весь городок в те времена был в развалинах. Вдоль берега прямо в море стояли бетонные колпаки с амбразурами - ДОТы и ДЗОТы. Возле нашего портовского детсадика было штук пять таких. Напротив санатория "Один-два" (так он назывался) далеко в море торчал одинокий каменный островок - это были остатки прежней пристани... Да всего не перечислишь...
     Но вот взялись наши школьники за лопаты, и на берегу моря выросла молоденькая сосновая роща.
     Пицундская сосна очень красивое дерево. она отличается от всех других сосен очень длинной хвоей. Хвоинки такие длинные, что старшие девочки плели из них ожерелья. Дело в том, что хвоинки у сосны сдвоенные; каждая пара возле основания как бы такой тесёмочкой перевязана. Если из узелка осторожненько вынуть одну хвоинку, а вторую согнуть и заострённым концом воткнуть на её место, то получается петелька. В эту петельку вставляют другую хвоинку - ну, и так далее.Пока не сплетёшь ожерелье. Я, когда подросла, тоже так делала.
     Кора у пицундской сосны не сплошная, а чешуйчатая. Чешуя у подросших сосен крупная; мальчишки из неё делали лодочки. Даже без ножичка. Просто брали кусок коры и тёрли его боками о камень, придавая форму лодки; потом оснащали лодочку мачтами, ставили парус из газеты или обёрточной бумаги - и пожалуйста, целый вам флот!
     Главное же в пицундской сосне - её целебность. Вот вам пример. Когда мы немного подросли, мои сестра и брат заболели коклюшем и никак не могли выздороветь. Тогда наша знакомая врач, Прасковья Григорьевна, мамина подруга, прописала им сосновые прогулки. Мы ходили с Сенькой, большим соседским мальчиком, в ту сосновую рощицу на берегу моря, которую когда-то высаживали мой старший брат Олег и его одноклассники. Там Таня и Юра дышали сосновым воздухом и понемногу выздоравливали. А у нас с Сенькой хоть не было коклюша, но мы тоже дышали этим сосново-морским воздухом, и нас он тоже делал здоровее. Потому что он, в общем, всем полезен.
     По коре сосны, когда её солнышком пригреет, сползали капли янтарной смолы.Смола образовывала такие натёки, они затвердевали. Мы потом отдирали их, осторожненько разжёвывали и делали себе жвачку. Она жевалась не хуже вара (который мы тоже жевали) и была не хуже современной жевательной резинки, но при этом гораздо полезнее, потому что делалась из чистой сосновой смолы. А если в неё добавить "канифоли" (мы так называли смолу от другого южного дерева, законного имени которого я не знаю; а у нас оно было известно под кличкой "вонючка" из-за неприятного запаха листьев); да если, кроме канифоли добавить "глистник" (это опять наше название такой тоненькой горной лианы с мелкими красными плодами), то из нашей самодельной жвачки можно было выдувать роскошные пузыри. прямо на уроке. Ангелина Александровна, помню, терпеть не могла такие фокусы. Она выгоняла фокусника из класса, а на нас на всех кричала : "У-у, вредители!"...

             (продолжение следует)