Поправка в Конституцию - Республика немцев России

Гуго Вормсбехер
               
                Гуго Вормсбехер
                Поправка в Конституцию:
              «Республика немцев России»

                В Администрацию Президента РФ               
                В Рабочую группу по подготовке
                предложений о внесении поправок
                в Конституцию РФ

             (Отправлено 1 марта 2020 г.)

                Предлагаю:
     В Главе 3: Федеративное устройство, статья 65, п. 1, текст
     "1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия…" -
     дополнить словами:
   «Республика немцев России».
      Далее по тексту.


     Приложения: 1. Обоснование
                - 1.1 Справка - на 2 стр.
                - 1.2 Конституция РФ: гарантии и права
                по национальному признаку? – на 6 стр. 
                2. Об авторе – на 2 стр.



                *
     Приложение 1.1: Справка

     28 августа 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья».
     7 сентября 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об административном устройстве территории бывшей Республики Немцев Поволжья", которым территория АССР НП, в нарушение ее Конституции, была распределена между соседними областями.

     14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», осудил эти акты как тяжелейшее преступление, гарантировал, что «попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится в нашей стране», и счел необходимым «принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям».
     7 марта 1991 г Верховный Совет СССР принял Постановление «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года…» и постановил:
     Отменить акты высших органов государственной власти СССР, послужившие основой для противоправного насильственного переселения отдельных народов из мест постоянного проживания, ограничения прав граждан из числа этих народов, а также незаконной ликвидации некоторых национально-государственных образований: 
     Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, N 38);
     Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 года «Об административном устройстве территории бывшей Республики Немцев Поволжья» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, N 40).
     Кабинету Министров СССР совместно с высшими органами государственной власти и управления республик организовать до конца 1991 года практическое восстановление законных прав репрессированных народов.

     26 апреля 1991 года был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», который  предусматривает восстановление их незаконно упраздненных национально-государственных образований в границах, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.
     10 июля 1992 года РФ и ФРГ подписали Протокол «О сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев» во исполнение Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». Стороны выразили уверенность в том, что восстановленная республика немцев Поволжья станет культурным и духовным центром для всех немцев, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также «убедительным свидетельством их полной политической реабилитации», независимо от того, решат ли они туда переселиться или захотят остаться в местах своего нынешнего проживания.
     Для реализации этого Протокола была создана Российско-Германская Межправительственная комиссия по сотрудничеству в восстановлении государственности российских немцев.

     Таким образом:

     Указ о выселении немцев Поволжья - отменен.
     Указ о передаче территории АССР НП соседним областям - отменен.
     Все репрессивные акты в отношении российских немцев - отменены.

     Принят закон о реабилитации репрессированных народов, по которому должна быть восстановлена и АССР НП.
     Подписан Протокол о сотрудничестве России и Германии в восстановлении государственности российских немцев.
     Создана Российско-Германская Межправительственная комиссия по сотрудничеству в восстановлении государственности российских немцев.

     Итоги на сегодня, т.е. через 30 лет:

     Не выполнено ничего.
     Отмененные в СССР и РСФСР репрессивные акты в отношении российских немцев -
в РФ снова действуют.
     Принятые в самой РФ акты по реабилитации российских немцев - в РФ не исполняются...
 

               
                *
     Приложение 1.2
                Гуго Вормсбехер
                Конституция РФ: гарантии и права
                по национальному признаку?

                Россия может оставаться великим
                государством, если каждый народ,
                каждый, даже небольшой этнос, будет
                чувствовать себя в ней как дома.
                В. Путин

                Нам, кто выжил…
                («Реквием» Анны Ахматовой
                в переложении для российских немцев)

                Нам, кто выжил, дел – найти бы силы:
                Надо душу-камень размягчить, 
                Надо, чтобы память не добила,
                Надо приучиться молча жить.

                Нам сов.сек.-запретно наше горе,
                И страна всё так же к нам спиной,
                Волга всё течет всё в то же море, -
                Только смолк над ней язык родной.

                Не для нас порывом ветер свежий,
                Не для нас лучом блеснёт закат:
                «Тройки», СМЕРШ, штрафбат для нас
                всё те же,               
                И вокруг на «товсь!» - заградотряд.

                Нам не жизнь под чуждым небосводом,
                Но и под своим – всё как в войну…
                Сколько же еще нам всем народом
                Крест нести за не свою вину?!
                Гуго Вормсбехер   
                (1992)

     Перед теми, кто хоть немного знаком с историей российских немцев, неизбежно встает вопрос: чем же объясняется их сегодняшнее положение, которое не укладывается ни в какие законы, конституции, нормы жизни многонациональной страны? И непредставимо ни для одного из других ее почти двухсот народов и народностей? И не поддается какой-либо логике вообще?
     Ведь они верно служили России и внесли в ее развитие огромный вклад, но в ответ получили такие несправедливости и репрессии, после которых жить, даже только помня о них, невозможно. А ведь российские немцы еще и носят их в себе, ибо каждый из них - живая история своего народа.
     При этом они хорошо знают и полную драматизма историю России. Знают историю ее народов, с которыми прошли немалый общий путь и которые сохранились – все! - до сих пор, что вряд ли было возможно для них вне России. Хорошо знают они историю и других ее репрессированных народов, пройдя первыми трагический отрезок их пути, но в отличие от них, им сойти с этого пути не дано до сих пор: они до сих пор не дождались ни возвращения в отчие дома, ни восстановления своей республики, ни возможности тоже жить вместе, чтобы иметь будущее.
     Российские немцы как никто понимают и 20 миллионов русских людей, которые после распада СССР оказались вдруг вне своей страны, нетитульным населением и даже негражданами там, где они столько сделали для развития экономики, культуры, образования других народов, иногда поднимая их от уровня кочевых. Сделали это во многом за счет развития и благополучия собственного народа, а теперь стали «оккупантами» и виновниками всех прошлых и нынешних бед. Российские немцы понимают их, ибо знают, что такое быть «негражданами»: ведь они «неграждане» несравнимо дольше и больше. И у них даже в своей стране до сих пор нет равных прав с другими ее народами. Нет главного условия для сохранения любого народа - совместного проживания. Нет ни одной национальной школы, вуза, учреждения культуры, СМИ. Нет тем более своих органов власти – у целого народа. Нет даже ни одного представителя народа во власти. И всё это - с 1941 года! И таким статусом «неграждан-ветеранов» уже 2,5 миллиона их вытолкнуто из страны – надо ли говорить об ущербе, хотя бы экономическом, по сегодня? Но их негражданство - в своей же стране! - продолжается.
     По отношению к ним практически свернута и без того давно не благоухающая нацполитика. А их национальное движение – мужественное, выдержанное, видящее для своего народа будущее только в России, - тоже давно в том же положении, что и сам народ. И все больше подменяется, с помощью «административного ресурса», частной наемной подрядной структурой «работающих немцами», которой «вопрос российских немцев» отдан на откуп с главным условием: обеспечить невозникновение даже хрипа об их реабилитации. И только этой структуре оказывается всемерная поддержка: и в ее ритуальном бизнесе на трагедии народа, и в праве выступать в качестве «самоорганизации российских немцев» вместо в упор не замечаемого больше национального движения, и даже в праве восседать на заседаниях Совета при Президенте РФ.
     Давно лишили памяти о том, для чего она была создана еще 30 лет назад, и российско-германскую Межправительственную комиссию по восстановлению государственности российских немцев. И делаются все новые попытки закрыть вопрос о реабилитации народа вообще.
                ***
     Но и в этих чрезвычайных условиях российские немцы, прошедшие через все невзгоды самой страны, ее народов, и дополнительно через репрессии и дискриминации только для них, проявляют понимание безусловного приоритета общих проблем и трудностей своей страны. Только никак не могут дождаться ответного понимания. И встает естественный вопрос: неужели права и жизненные интересы российских немцев, и только их во всей многонациональной стране, так противоречат интересам России, что любая власть в ней, даже после самых радикальных ее трансформаций, не способна ни видеть, ни слышать, ни знать, ни тем более решать их проблему, созданную самой же властью? И если действительно противоречат, то в чем?
     Ведь объяснить сегодняшнее положение российских немцев невозможно какой-либо их виной перед своей Родиной, ибо вины этой не было, что сама власть признала еще 60 лет назад. Тем более не объяснить его интересами России: репрессивная политика государства против своих немецких граждан - государственников более чем, наносила – всегда! - стране только ущерб, и немалый. Так в чем же дело?
     Может быть, эту политику можно объяснить чем-то еще? Например, их немецкими генами, которые в новейшей истории стали вдруг такими тотально вредными в мире? Но ведь у любого народа, общества, личности одни и те же гены проявляются совершенно по-разному в самых разных сферах жизни, от идеологии до криминала; наглядные подтверждения тому – гражданские войны и тюрьмы. Или немецкие гены и в этом не такие, как у всех?
     К тому же и с ними ведь не всё так просто: вопреки более чем вековой кампании по созданию образа Германии как прямо-таки генетического монстра-агрессора, немецкий народ, по статистике военных конфликтов за почти тысячу лет, один из самых неконфликтных, - хотя, как и русские, тоже при необходимости «умеет воевать», и лучше всего трудом.
     Тогда, может, трагедия российских немцев, так не поддающаяся объяснению логикой, генами или интересами России, требует для своего понимания поиска причин вне России? Ведь жизнь и судьба человека, народа, страны всегда вписаны в широкий контекст, им самим часто не подвластный?
     Может, драму российских немцев на века определила Германия - уже одним тем, что позволила их предкам откликнуться на приглашение России помочь? Но ведь они уже почти три века граждане России, и разве в России за помощь предусмотрено только наказание?
     А может, это Гитлер и нацизм так сказались на их судьбе? Ведь в годы довоенных советских репрессий германский фашизм стал самым эффективным инструментом выявления врагов народа в стране вообще и среди российских немцев в особенности, опять же из-за их вредных генов? Которые стали тогда еще и несомненным признаком враждебной идеологии – до самого подписания пакта Молотова-Риббентропа?
     А с началом войны стали еще большей виной, хотя российские немцы сражались в рядах Красной Армии против гитлеровцев в самый трудный, начальный период войны, и сражались достойно: вспомним хотя бы защитников Брестской крепости! Сражались, пока их всех не сняли с фронта – за те же немецкие гены, и не направили в другую «армию» – в «трудармию», за колючую проволоку, работать под конвоем. Видимо, гены, по чьему-то твердому убеждению, сколько их ни корми, тоже всегда не туда смотрят?
     Но если Гитлер, вскормленный, вооруженный, усиленный потенциалом всей Европы через продуманную политику его «умиротворения» «третьими силами», чтобы снова столкнуть Германию и Россию для их окончательного взаимоуничтожения как вечных конкурентов этих «третьих сил», - если Гитлер и поддался на эту провокацию для достижения собственных целей, то причем здесь российские немцы? И в чем тут их вина перед своей страной и ее народами? Ведь это на них в первую очередь, и несопоставимо, обрушились новые беды; это их незаслуженными репрессиями сделали опять со-виновными в бедах, которые они сами переживали вместе со всей страной и со всеми ее народами.
     К тому же Гитлер под конец войны нанес российским немцам еще один удар – тем, что вермахт, отступая, вывозил и их с оккупированных территорий в рейх. Что после войны стало еще одной их тяжкой виной, как и миллионов других советских людей, угнанных в Германию. И за это они тоже получили, опять же с основательным довеском за свои гены...
     Но даже если репрессии по отношению к российским немцам и можно как-то объяснить войной (в других странах к своим «внутренним врагам» ведь тоже  принимали меры!), то все же встает вопрос: почему такая политика по отношению к ним была продолжена в стране и после войны, когда никаких гитлеров и нацизмов уже не было? И проводится до сих пор? И только по отношению к ним?
     Может, Гитлер влиял и продолжает влиять на их судьбу еще и опосредованно, через годы, через расстоянья? Например, своей бывшей политикой по отношению к своим «чужим», то есть к евреям, цыганам, коммунистам? И дал ею и России пример того, как надо относиться к «чужим»? И Россия этому примеру последовала, назначив навсегда чужими российских немцев?
     Но для многонациональной страны, да еще с классовым сознанием, с культом и диктатурой пролетариата, - такое ведь непредставимо? К тому же Гитлер пришел к власти только в 1933 году. И только с этого момента мог проводить у себя в стране какую-то политику, в том числе против «чужих», и создать пример. И только после этого в СССР могли этот пример изучить и при необходимости ему последовать. Для решения вопроса своих «чужих», то есть российских немцев.
     Однако история показывает, что и здесь в СССР пошли «иным путем». Видимо потому, что по всем параметрам своей чуждости они оказались кардинально иными, чем «чужие» в Германии. Пошли иным путем в СССР, и до сих пор идут им в России.
Решение «вопроса российских немцев» в СССР и России, хотя оно по итогам и близко к решению еврейского вопроса «рейхом», а кое в чем даже превосходит его, имеет сущностные отличия. Так, российским немцам никто и никогда не предлагал никаких мадагаскаров и палестин для их компактного отдельного проживания, наоборот: их насильно выселили из их родных палестин в Поволжье, на Украине, в Крыму, на Кавказе и т.д. И выселяя в морозную Сибирь и продувные степи Казахстана, распыляли там «навечно». И «мобилизовали» на работу под конвоем в ледяную тайгу и на стройки Урала не кастрюли Шиндлера делать для рейха, а для своей страны лес валить по плечи в снегу, мерзлую землю долбить киркой под фундаменты будущих заводов, вагонетки с углем тащить на себе под землей, - везде падая от истощения, часто навсегда.
     И выехать, куда захотят, им тоже никто никогда не предлагал и не позволял. Наоборот, им даже много лет спустя после войны грозило по закону 20 лет каторжных работ, если они без разрешения коменданта выйдут хотя бы в соседнее село. Их преследовали, даже если они обращались в родное правительство и ЦК КПСС с просьбой восстановить и их республику, в их же стране, как восстановили другим репрессированным народам. А тех, кто, доведенный до отчаяния безысходностью, готов был выехать из страны, чтобы освободить ее, наконец, от себя - вечно «чужих», преследовали особо жестоко. И даже регионы, куда российские немцы были выселены, до самой перестройки были категорически против восстановления АССР немцев Поволжья с неотразимым аргументом: «кто же тогда у нас работать будет, если они уедут?!»…
     Так что для ясности в вопросе о вине российских немцев третьего рейха тоже явно недостаточно. Но даже если допустить, что рейх мог вызвать в СССР готовность к подражанию, возникает вопрос: ну а причем тут российские немцы? Разве они напали на СССР? Разве они создавали в рейхе для кого-то концлагеря, сами погибая в созданных для них? Разве они устраивали кому-то холокосты, сами погибая в устроенном для них?..
                ***
     Нет, не получается искать вину российских немцев где-то вовне – беду их еще можно там найти, вину – никак. И встает уже совсем другой вопрос: кому же в самой России так нужно сегодня, чтобы она, не дай Бог, не показала способность мыслить и действовать суверенно и в своей национальной политике? Способность и в ней строить новые Крымские мосты и восстанавливать мосты разрушенные? Чтобы каждый ее народ мог быть уверен в своем национальном будущем, от чего ведь зависит и будущее самой страны? И тем самым еще и показать, что никто извне уже не может определять ей черту, за которой ей не должно сметь свое суждение иметь - даже по своим чисто внутренним вопросам?
     А если достигнутая суверенность России уже достаточна для самостоятельного принятия давно назревших решений, то что же до сих пор мешает ей это сделать? Тем более что же мешает ей выполнить давно принятые ею же решения? В том числе решения о реабилитации и восстановлении государственности единственного и последнего ее не реабилитированного до сих пор народа - российских немцев?
     Да прозвучит же, наконец, ответ на этот вопрос! А с ним ответ и на другой вопрос, возникающий перед одной из могил на Введенском (Немецком) кладбище в Москве с надписью: «Господь, не бей! Хватит уже!!!». На вопрос: а есть ли в России Господь, способный услышать и российских немцев? И как имя Его? К кому обратиться им, чтобы слова даже главы государства о стране, где каждый человек, каждый народ мог бы чувствовать себя дома, обрели бы, наконец, свой глубокий смысл и для них?
     Да прозвучит же этот ответ и в новой Конституции России! Чтобы и к ней больше ни у кого не возникал вопрос об избирательности ее гарантий и прав по «национальному признаку». Ни у российских немцев - с 1941 года, ни у любого другого ее народа - во все времена. 
               
     (2020, февраль)





                ***

      Приложение 2: Об авторе

      Гуго Густавович Вормсбехер (Hugo Wormsbecher) родился в 1938 г. в АССР немцев Поволжья в г Марксштадте (ныне г. Маркс, Саратовская обл.). В 1941 г. – депортация в Сибирь, где и вырос. Служил в армии (о. Русский, г. Владивосток, командир расчета радиолокационной станции). Работал токарем, электриком, в топографической экспедиции в полупустынях Казахстана, на лесосеке в горах Алатау, учителем немецкого языка и физкультуры, в редакциях газет «Фройндшафт» (Целиноград) и «Нойес лебен» (Москва). Окончил Московский полиграфический институт, редакторский факультет.
     Автор ряда книг, повестей, рассказов, киносценариев, многочисленных публикаций по истории, культуре, литературе, актуальным проблемам российских немцев. Член Союза журналистов СССР с 1969 г., член Союза писателей СССР с 1988 г.
     Повесть «Наш двор» (1969) - первое произведение о трагической судьбе российских немцев после их депортации (в СССР была 15 лет под запретом). Повесть «Имя вернет победа» (1975) впервые затронула тему работы российских немцев в лагерях трудармии. В 1980 г. инициировал создание первого после войны литературно-художественного и общественно-политического журнала российских немцев «Хайматлихе вайтен» («Родные просторы»), был его редактором. Издал на русском языке сборник советско-немецкой прозы «Отчий дом» (1989), сборник протестной запретной поэзии «Подземные колокола» (1997), книгу «Изобразительное искусство российских немцев» (1997).
     С 1963 г. в движении российских немцев за их реабилитацию. Участник первых двух делегаций советских немцев в Москву в 1965 году и трех делегаций в 1988 г. С 1989 г. полностью занят в движении российских немцев: один из основателей общества «Видергебурт» («Возрождение»), Союза немцев СССР (Международного Союза российских немцев), ФНКА российских немцев, Общественно-Государственного фонда «Российские немцы», первого в истории российских немцев профессионального Камерного ансамбля, Общественной Академии наук российских немцев, проекта Энциклопедии российских немцев.
     Был членом Государственной комиссии СССР по проблемам советских немцев, зам. председателя Оргкомитета по подготовке 1 Съезда немцев СССР, членом Межправительственной Российско-Германской комиссии по восстановлению государственности российских немцев, членом Экспертного Совета при Комитете по делам национальностей Государственной Думы РФ.
     В национальном общественном движении - сопредседатель общества «Видергебурт», председатель Международного союза российских немцев, вице-президент ФНКА российских немцев.
     Руководитель Экспертной группы (Москва-Берлин-Дортмунд) по вопросам российских немцев.

e-mail:  hugoworms@yandex.ru