Когда я умер в первый раз

Александр Занев
Мне,  лет где-то 14-15, и... я умер в первый раз. Ну как умер... Казалось что умер, сравнить-то было не с чем, и когда умираешь в первый раз, то всегда кажется, что это он и есть - тот первый и единственный. Единственный, потому что тебя так научили. Времена то были атеистические - верить можно было только в партию, ну и в науку ещё, конечно.
Не помнишь прежнего раза, а раз  не помнишь, значит  так и есть - единственный!
Как философствовал  один мой товарищ, с глубокого похмелья подперев кулаками  отяжелевшую голову: - "Живёшь вот так, живёшь... А потом хлоп и умер! Чё к чему!"
 Такой глубины философского постижения от него я никогда до тех пор не слышал. Дзен, да и только. Но это конечно случилось десятками лет позже, а тогда в юности зелёной, я и слова такого "дзен" слыхом не слыхивал.
Вот и в тот раз - лежал, умирал и, наверное тоже думал "чё к чему"? Ведь я хотел непременно умереть как герой, а не вот так, глупо из-за понтов мальчишеских...  А умереть я мечтал, например - исполнив какой-нибудь интернациональный долг. На зависть всем мальчишкам, естественно.  Как раз война в Афгане началась. Ну, нас так учили,  что мы должны смело отдавать жизнь за общее дело мирового пролетариата,  и никаких вопросов!

И вот как, происходит умирание:  - тела не чувствуешь, дыхания нет, пульса собственного не слышишь, в глазах темнеет, а в ушах  эхо удаляющихся от тебя звуков мира, куда-то в глубину стеклянной трёхлитровой банки. Ну, может пятилитровой,  но мне тогда был известен только звук  трёхлитровой - опыта то было маловато... Сколько же там миров может спрятаться на дне  простой стеклянной банки...
Начиналось всё, как всегда с веселья. Теперь это называется паркуром - главное же назвать красиво. А вот раньше любое молодёжное увлечение называлось одинаково - хулиганством и, преследовалось по закону. Тебя просто ставили на учёт в детскую комнату милиции, и дальше везде следили за тобой, что шагу не ступишь, ведь и бабульки у подьездов тоже стучали, так как сознательные были. Проверял и участковый и дружинники.
Были такие организованные общественные мероприятия, когда мужиков, от фабрик и заводов обязывали патрулировать вечерние улицы города, после работы, на предмет выявления безобразий. Не помню сколько  точно - раз или два в месяц.
Хорошее движение, кстати было, многих от беды в будущем уберегло. Беду ведь как и болезнь легче предупредить, чем потом лечить.
Мужик с красной повязкой и в компании таких же "сорви голов", становился бесстрашным терминатором,  ну, или в глазах мальчишек (мелкого хулиганья), как фашист в 41 - на подступах к нашим сёлам и городам... Нам то они только мешали в своих экспериментах - с карбидом, прыжками на кучу земли с гаража, игрой в догонялки по подвалам и чердакам, и т.д.. Такой, по нашим понятиям фашист, мог так отодрать за уши, что залюбуешься их синевой, особенно когда не у тебя... А в худшем случае сдать в участок.
Но вернёмся к нашему хулиганству.  Под угрозой неминуемого преследования и пресечения, наши увлечения не афишировались и, следовательно никаких мастер классов и техники безопасности, нам никто на блюде не подносил, а интернета тогда не было. Заканчивалось всё, обычно чьей-нибудь больничной койкой, и тогда, все как по команде прекращали эксперименты. На время, разумеется, пока не возникнет очередной кураж и чьё-то подстрекательство с выпендрёжем.
И что же это было? Мы просто играли в индейцев. А индейцы как известно народ горячий, очень резвый, бесстрашный и шибко прыгучий. Судя по фильмам которые мы смотрели.  Вот и мы, пошли на стройку, чтобы проверить свою ловкость. Ни скалы и прерии конечно, но уж что имеется.
Тогда, только начали у нас возводить девятиэтажки, вокруг нашего района с  пятиэтажками брежневками.  В том доме был возведён только первый этаж, пока без перекрытия на второй. Мы зашли в подъезд, ну как зашли - закарабкались, по деревянным сходням. В подъезде открытая шахта лифта, и бетонный фундамент под лифт. Один лестничный пролёт на верх, и яма в подвал. Выложенная стена, на выход с лестничной клетке, что от лифта напротив и, уложено бетонное перекрытие в дверной проём. Вот на этот-то дверной проём, с лестничного марша мы и начали сигать "рыбкой", соревнуясь в дальности полётов. Разбегаемся по лестнице сверху вниз до определённой ступени, и вперёд!
Один прыгнул с первой (нижней)ступеньки, другой с третьей, третий с 5, а я решил блеснуть срузу с 6. До сих пор удивляюсь как долетел, без крыльев-то. Но, те кто прыгали до меня видимо уже расшатали кладку, а она была свежей - сегодняшней. (Тогда стройки не огораживались и сторожа на них не было, а если и был, то спал где-то пьяный. И работали только в первую смену). А мы как раз после работы строителей наведывались туда за приключениями и игрой в: баши, догонялки (типа паркура), в битвы на мечах (ныне толкиенисты), в войну рогатками и самострелами (ныне пейнтболисты), с луками и стрелами (ныне наверное Эльфисты или те же индейцы) и т.д. Тогда всё это ещё никак не квалифицировалось - хулиганство, вот и вся систематизация, и мы конечно были всеми сразу, меняясь ролями и персонажами.
Ну вот.  Дальше как в замедленном кино- приготовился к прыжку. После того как продышался ринулся вниз, успел сделать пару шагов и оттолкнулся, что было мочи. Лечу и тут понимаю, что не долетаю... Стараюсь максимально растянуться и о чудо, как будто руки удлинились. В общем каким-то чудом уцепился за балку всё же, кончиками пальцев, самыми первыми фалангами. Этого достаточно было чтобы как-то удержаться, но! Расшатанная балка вырвалась из стены и я полетел вниз головой и спиной назад. И, может быть, я бы просто упал на пол, но на меня летела балка весом больше 100 кг. и если бы она меня догнала, то наверное пробила бы насквозь.  Поэтому я что есть сил оттолкнулся от неё, и она упала на самый край перекрытия, но, я то был легче неё и, из-за этого сам полетел дальше  - в шахту лифта. И, всё это проделал вниз головой, спиной назад. Шансов выжить практически не было. Яма между стеной подъезда и фундаментом шахты лифта  была глубиной метра 4, а на дне строительный мусор - битый кирпич цементные остатки, арматура и так далее. Краем глаза вижу, что лечу головой прямо об угол лифтовой шахты, как-то изворачиваюсь извиваясь телом и пролетаю, вскользь задевая только плечом. Лечу дальше, между стеной и фундаментом шахты. Бьюсь о стены всем что у меня есть, и там меня телепает между ними, кажется целую вечность, а между ними сантиметров 80-100. Видимо пытаюсь как-то руками зацепиться хоть за что-нибудь, принимаю уже чудесным образом горизонтальное положение в полёте, и тут, видимо достигаю дна - удар.  Резкая боль во всём теле. Искры из глаз, воздух из лёгких и улетающий в банку мир реальности. Ни вздохнуть, ни... пошевелиться. Понимаю, что наверное это конец.
Удивлён, что не успел просмотреть всю жизнь целиком, а ведь где-то слышал, что она вся  должна была промелькнуть перед глазами. Но видимо мне было не до того, пока я принимал мгновенные решения по траектории полёта, Когда тут расслабишься! Нужно было  что-то предпринимать перед возникающим каждую долю секунды новыми препятствиями и опасностями на пути в эту зияющую пропасть... Думаю, если бы на стене оказался какой-нибудь крюк или выступ, то я бы за него точно умудрился зацепиться, но - стены были просто шершавыми.
Лежу умираю себе, в глазах темно, в ушах шумно,  на душе гадко, и вдруг появляется свет. Но нет не в конце тоннеля - свет просто возвращался к о мне. Краем глаза вижу световой проём вверху, над ним свесились несколько мальчишеских голов и эта минута молчания застывших голов на фоне неба, очевидно была в честь меня. Они, как потом сами поделились - были в полной уверенности, что мне конец, и от этого ужаса просто онемели и не знали что теперь делать. Я не знаю сколько длилось это молчание сверху, но я не мог пошевелиться от боли и только-только начал делать первые затруднённые вдохи, но говорить ещё не мог, так как были стиснуты от боли зубы.
 И вдруг среди этой гнетущей тишины робкий и, совершенно нелепо звучащий в данных обстоятельствах спокойный голос друга Юрки: - Саня? Тебе не больно?
Что? Мне не больно? Он ещё смеет спрашивать!? - мелькали мысли  и горячая волна праведного гнева прилила к голове.
Ничего более нелепого в этот миг невозможно было себе даже представить! И меня так выбесило это умиротворённое спокойствие, вошедшее в мои бренные, умирающие от дикой боли останки, издевательским вопросом и интонацией, что я вскипел. Собравшись с самыми последними силами ( пусть хоть и перед смертью - но за такое свинство, оно того стоило )- разразился таким трёхэтажным матом, и сказал всё, что я о нём думаю, что даже у бывалых сквернословов уши бы наверное свернулись в манускрипты.
Кажется получилось не очень хромко и с хрипотой, но смолчать я не мог.
В этот момент кажется, там на верху, напряжение тут же спало и я услышал радостное - Фу! Он живой - живой! Все сразу радостно загалдели, как будто это у них второй день рождения, а  не у меня. Быстро соорудили из каких то досок помост, нашли какую-то верёвку и, дружненько вытянули меня наверх, так как сил, кажется у меня осталось только чтобы стонать и материться. Весь бок и голова у меня посинели конечно, но арматура странным образом в меня не попала. Досталось и голове, и почкам, и печени, и всему остальному  ливеру, как у нас любили шутить бывалые попаданцы. Но странное дело - ни одного перелома, только ушибы и царапины!
- Слушай! У тебя наверное ангел хранитель есть. - сделал предположение Витька. Он тебя и спас. Молчу вспоминаю - махал ли кто крыльями перед носом. Кажется нет, но - круто же иметь ангела хранителя, хоть казалось бы, и в бога то никто не верит, а вот в хранителя - это же совсем другое дело, это же нечто персональное, а не что-то неопределённое, далёкое и что не для всех подряд, а только для безгрешных, как Боженька  например.
Я тогда смолчал конечно. Пусть будет ангел хранитель.  Чудо как никак! Кто же откажется от права на чудо? А для себя подумал, следующее:
- И когда же он выступил на мою защиту, хоронитель (мать его), ангел? Когда подначивал оттолкнуть её от себя или удержал на краю?
А может ангел хранитель это мой мозг, с которого стряхнулась вся мишура в момент смертельной опасности и он начал работать в решении стрессовых задач на других режимах функционирования? Даже и не знаю.
Только расслабься и прими ситуацию и... сразу начнёшь просматривать свою жизнь. Не до на прыжок? А, может когда выдернул из стены балку? А может это он помог мне
спасения будет...
Действовать нужно - без раздумий, жалости и соплей.
А тогда, когда все твердили о чуде, я подумал - Ну ладно, пусть будет  Ангел хранитель. Главное самому не плошать и не зажмуриваться  от ужаса в минуты смертельной опасности. Чтобы прорваться не достаточно верить , нужно действовать. Но это я осознал много позже, а тогда это просто произошло, в первый раз.