Все мы - родом из детства

Владимир Микин
                Все мы – родом из детства.
                (Антуан де Сент-Экзюпери)

Семь лет назад, в 2013 году, я поместил в «Прозе.ру» статью под названием «Поговорим за жизнь и возраст».  Тогда, во время этой первой публикации,  мне было 77 лет.
 
Там я писал: «..ни в коей мере не ощущая себя достаточно компетентным, чтобы глубокомысленно давать вам уроки на тему «Как в здравом уме дожить до глубокой старости», расскажу только о том, что я понял на собственном опыте». Статья вызвала интерес у читателей и получила полсотни положительных отзывов.
 Даю на всякий случай адрес той публикации, - вдруг она еще кого-то заинтересует:

http://www.proza.ru/2013/09/14/1799

СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Время бежит, мне уже 84:   к моему удивлению, я незаметно перебрался в разряд  долгожителей -  по российским меркам.
Как ни странно,  самочувствие, форма и,  -  хочется верить, - умственные способности -   не так, чтобы сохранились полностью, но, - тьфу-тьфу, - пока, как будто,  на приличном уровне.  Помирать завтра -  не собираюсь: строю какие–то планы на ближайшую неделю.  Тут самое время  написать что-нибудь вроде толстовского   «ЕБЖ» - «Если буду жив» - три буквы, которыми Лев Николаевич на протяжении двадцати последних  лет   заканчивал каждую запись в дневнике.
Что же  касается философского замечания Воланда насчет того, что, увы,  «человек смертен, причем, иногда смертен  внезапно» - то, поверьте,  для человека, прожившего уже 84 года,  это звучит уже не столь трагично: поскольку «внезапная остановка сердца» рассматривается им  как лучший из возможных вариантов ухода из жизни.

ВСЕ МЫ - РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

 Я уверен, что секрет существенного  продления моей жизни  не только, и, безусловно, - не столько   в том, что двадцать лет назад я бросил курить и стал следовать некоторым правилам, рекомендованным Николаем Михайловичем Амосовым.
Размышляя о том, какие факторы  в детстве и юности, на мой взгляд,   работали на будущее активное долголетие, хочу кое-какими соображениями на эту тему поделиться с читателями.
 
Оговорюсь, что фактор наследственности придется отбросить с самого начала: мой отец умер в сорок лет от инфаркта; его сестра, а моя тетя  – в пятьдесят от рака пищевода. Правда, мама дожила до 84 лет, но в последние годы страдала деменцией.

Итак,  о факторах.

1.   Важным считаю активное общение в раннем детстве с родителями (спасибо им!), а также с братом, который был старше меня на пять лет,  и его друзьями, - это была замечательная компания, которую на многие годы сплотила самодеятельная постановка пьесы «Старые друзья». 

 Где-то я прочитал, что ребенок, посещающий детский сад, получает от сверстников лишь 10 процентов  информации по сравнению с тем, который растет в семье и активно общается со взрослыми. Я был в детском саду, слава Богу,  всего один год.

2. Каждое лето в детстве и юности я проводил на природе – сначала в деревне под Иваново, в доме моей тети, потом – в пионерских, а позднее – в туристских лагерях. Лес, свежий воздух, походы, жизнь в палатке, преодоление элементарных трудностей учили жизни, укрепляли иммунитет  и доставляли настоящее удовольствие.

3. В шестом классе  стал заниматься спортивной гимнастикой в детской спортивной школе и затем продолжал эти занятия до десятого класса.  Надо сказать,  что в те  времена главной задачей в стране  была не  подготовка   спортсменов-чемпионов, а массовое вовлечение детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом. Получать значки БГТО и ГТО первой и второй ступени, а также спортивные разряды  было для ребят и юношей делом престижным.

Считаю, что гимнастическая подготовка послужила отличной базой для         параллельных и  последующих занятий легкой атлетикой, лыжами, коньками, волейболом, плаваньем, академической греблей, прыжками в воду и с парашютом. Все эти занятия в спортивных секциях обеспечили хорошую спортивную подготовку и сохранение приличной физической формы до старости.

4. Обучение в одной из лучших московских средних  школ обеспечивало относительно широкий кругозор и привило привычку живо  интересоваться новейшими достижениями в самых разных областях науки и техники.

5. Положительные эмоции от вошедших в привычку занятий физкультурой и спортом, испытанные в молодости, привели к тому, что и  после 60 лет я с удовольствием ежедневно делаю по утрам, а иногда  и по вечерам  гимнастику Стрельниковой,  а после 70 – занимаюсь еще и скандинавской ходьбой, совмещая ее с дыхательной гимнастикой Бутейко.

******


ВЫМЕРШИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДВОРЫ

Когда я сейчас прохожу через ухоженные дворы Краснодара, то у меня создается странное ощущение, что я попал в город с исчезнувшим населением. Правда, взрослые еще выходят из подъездных дверей, чтобы дойти до припаркованного во дворе автомобиля, а вот детей не видно,  -  даже на оборудованных детских площадках.
 Особенно удивляют пустующие качели и заброшенные столы для настольного тенниса.

Практически все сегодняшние подростки увлечены виртуальными компьютерными играми и виртуальным общением,  активно развивающими большой палец на правой руке, а их родители, увы,  смирились с этим фактом,   устав бороться с любимыми чадами после безуспешных попыток оттащить их от компьютера.

«Ну, что же,  - иные времена, - рассуждают они. Пускай развлекается, как может. – Слава богу, нынешняя медицина так шагнула вперед. Приболеет -  на все случаи есть отличные таблетки!»

Давайте не будем морочить себе головы: шагнула вперед не вся медицина, а только хирургия, а что касается таблеток, то поверьте Мясникову – 90% таблеток имеют не подтвержденную эффективность и массу отрицательных побочных эффектов.

Я убежден, что без движения, массовых занятий физкультурой и спортом -  нация с болезнями не справится. Загляните в Интернет, - огромное население Китая – от малышей до глубоких стариков почему-то ежедневно занимается на площадях физическими упражнениями по выработанной веками методике.

Почему же мы, с нашими прежними традициями массового спорта, подменяем в масштабах страны  этот заслуживающий уважения опыт -  почти исключительно выращиванием чемпионов, махнув рукой на здоровье основной массы наших детей и внуков?

Что-то неладно в Датском королевстве, господа.