Живет, чтобы работать

Трофимов-Ковшов
Василий Иванович Чулкин, бывший председатель комитета по муниципальному имуществу, ныне пенсионер, в свое время здорово помог мне в создании частной оошки, призванной наладить обслуживание и текущий ремонт многоэтажек в райцентре. Он терпеливо водил меня по запутанным лабиринтам жилищного законодательства, в котором были прописаны новые подходы в организации этого непростого дела. Именно его советы помогли мне избежать многие беды, поставить работу на здоровую основу. С тех пор мы часто встречались с ним, но только недавно он разоткровенничался по поводу своей трудовой биографии, насыщенной интересными событиями и явлениями.
Василий Иванович родился в простой деревенской семье, что не помешало ему успешно закончить десятилетку, а затем и Куйбышевский плановый институт. По распределению начал работать заместителем главного бухгалтера (для выпускника ВУЗа это весьма престижная должность) совхоза имени Ленина Красноармейского района, одного из крупнейших хозяйств области. Десятки тысяч гектаров посевных площадей, многочисленные стада крупного рогатого скота и овец – все это наводило своеобразный отпечаток на работу бухгалтерии, заставляло по-особому относиться к учету и отчетности, оцифровывать основные направления развития степного совхоза согласно новых веяний времени.
Однако не прошло и полугода, как Василия Ивановича призвали в Армию, откуда он успешно перебрался в родные  края. Правда, была возможность остаться в Армии в качестве офицера навсегда, но дома ждала невеста, а погоны, как он шутит, не приживались к покатым плечам. В качестве главного экономиста-плановика проработал некоторое время в колхозе «Рассвет», куда всеми правдами и неправдами сманил свою возлюбленную. Но как только представилась возможность, перебрался в родное село Девлезеркино, и в колхозе «Родина» возглавил планово-экономическую службу.
Рассказывать о всех перипетиях его биографии сложно, да и скучновато, наверное, получится. Он работал там, куда призывала партия, чтил дисциплину и порядок, что касается чести и достоинства, то отстаивал их не в кабинетах перед начальством, а на производственном фронте. Особенно памятны Василию Ивановичу годы работы в качестве председателя колхоза «Родина» и председателя комитета по муниципальному имуществу района.
Проживая у себя на селе, он не помнил, чтобы просыпался позднее шести часов утра, а ложился, как Бог на душу положит. Сами представьте, еженедельно на Серноводский мясокомбинат отгружалось до 50 тонн мяса в живом весе. Одних кормов на выращивание поголовья уходила целая прорва. А откуда их взять, ежели органы Государственных закупок в директивном порядке требовали гарантированных поставок зерна? Выкручивался, как мог: перекупал фураж у соседей, брал со стороны в займы (под честное председательское слово, конечно). И все же, как-то раз, погожим июньским днем, его основательно приперли нехватки-недостатки - фуражные склады опустели, в них нельзя было взять ни скретинки.
Пути-дороги привели в Сургутский комбикормовый завод, директор которого тоже развел руками: «Нет!». Правда, положа на руку на сердце, сказал, что по возможности можно наскрести и силосах, но это опасно. Делать нечего, мобилизовав колхозников, вычистили накопительные ёмкости до блеска и продержались тем самым дней десять. А там подросли травы, из которых делали витаминные гранулы. До прихода нового урожая посадили свиней, что называется, на подножный корм, да так, что хрюшки позеленели.
Случалось и такое, что некуда было сплавить выращенный урожай. Одним годом картофель уродился не на шутку. Студенты медицинского института, приехавшие на помощь сельчанам, отгружали его с полей на приемную площадку до 50 тонн ежедневно. И вскоре она была затарена под завязку. Обращения в райком партии ни к чему не привели. И тогда, в порыве отчаяния что ли, минуя высоких местных партийных боссов, Василий Иванович обратился к начальнику областного управления сельского хозяйства Трегубову. Помощь пришла незамедлительно, весь картофель отгрузили на спиртзавод Красноярского района. Ну и попало же после того строптивому председателю. Его поступок хозяин района посчитал за личное оскорбление, и не постеснялся устроить большой нагоняй – инициатива наказуема, если она не одобрена сверху. Как назло, телеграфисты допустили ошибку, когда передавали телефонограмму, фамилия Трегубова была искажена. И за это Василия Ивановича просклоняли по всем падежам. 
Комитет по муниципальному имуществу Василий Иванович возглавил не случайно, не по протекции и знакомству. Требовался опытный специалист в своем роде, и выбор пал на него, поскольку имел опыт руководителя, хозяйственника и специалиста- плановика. Он стал главным завхозом района. На первый взгляд кажется, что ничего особенного в работе этого комитета нет, да, только на первый взгляд… На самом деле именно он формирует бережное отношение к большому и разнообразному  хозяйству района. А если учесть, что вектор экономической направленности в последние годы сильно изменился, дав резкий крен в сторону частной собственности на средства производства, то становится понятным, в каких условиях работал Василий Иванович: нажимали, требовали, угрожали, но все бесполезно – председатель комитета стоял на позициях законности и порядка. Умыкнули однажды трактор из средней школы - вернул его прежним хозяевам; захотели прихватизировать сельхозтехнику – не тут-то было, получили по рукам.
Перед Василием Ивановичем не стоял вопрос выбора. Это сейчас коммерция и архи-предпринимательство, как ржа, съедают новое поколение хозяйственников, делают их безвольными перед наживой. А раньше никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не намеревался и даже не думал набить карманы незаконным путем. Работали на совесть, думали о благе для народа.
Сельское хозяйство вели опытные кадры, сметливые люди, десятки раз просчитывавшие выдвинутые программы, готовые придти на помощь друг к другу. Ради общего дела они вполне могли поступится личной репутацией, и, если понадобится, защитить товарища. Василий Иванович в этом отношении не исключение. Он спокойно встретил старость, сейчас занимается личным хозяйством, по утрам возит внучку в садик. Ему есть чем гордиться, и что рассказать из своей жизни подрастающему поколению.
Василий Иванович и сейчас живет, чтобы работать, пусть немного, по хозяйству, но одаривает семью радостью, заряжает родных и друзей оптимизмом. Он верит, что если человеку хочется праздника, то он обязательно его сделает.