Аспекты спектра радуги 4

Олег Ока
 11.

 - О! Ты начала работу над новой темой, - удивился Элиак, рассматривая светящийся экран рабочего дисплея Триши.
- Ты о чём? - спросила та из комнаты кухни, где готовила завтрак.
- "Взаимодействия системы "Пространство-Бог-Человек". Почему я об этом не знаю?
- Небольшой трактат, возможно, просто фантазирование на тему.
- Собираешься использовать абстрактную логику? А под пространством ты имеешь в виду?...
- Внешнюю праматерию с основой простейших энергетических ячеек.
- Логика построения таких ячеек пока под вопросом.
- Конечно. Праматерия вообще не подвержена логике. Здесь я использую практическую интуицию. Будешь кофе, или мусс?
- Если можно, обычный чай.
 Триша внесла в гостиную поднос, поставила на столик у окна, уселась в кресло, закрыла глаза и процитировала:
- "Я верю, что истина где-то рядом, а также в то, что она редко бывает очевидной и почти никогда понятной всем. То, во что я хочу верить на основании эмоций, и то, во что я должен верить на основании свидетельств, не всегда совпадают. Я скептик не потому, что не хочу верить, а потому, что хочу знать. Как отличить то, что нам хотелось бы видеть правдой, и то, что на самом деле правда?"
- Кто автор?
- Некий М. Шермер. Книга начала третьего тысячелетия. Что-то о тайнах мышления, но в основном о восприятии иллюзий. Случайно наткнулась в книгохранилище Бремена.
 Элиак любовался очертаниями её тела под лёгкой тканью халата, кивнул:
- Наверняка, обычные заумствования, прикрытые формулами архаической математики.
- Но написано искренне. Я удивляюсь, с какой прямотой древние изрекали свои мысли, не заботясь о смысле... Как они могли конкретно указать на разницу между правдой и тем, что кажется?
- Тоже интуиция, кажется, они называли это "голос бога в душе".
- Вполне правдоподобно.
- Спасибо, вкусный завтрак, - поблагодарил Элиак, промокнув губы салфеткой.
- Стандарт. Кнопку нажать и младенец в состоянии.
- Ты не говорила о новой работе с Киганом?
- Говорила. Тема ему понравилась, но настроен он весьма скептически. Во главе угла, для него, должен стоять математический аппарат. А я, ты знаешь, математику в таких работах не приемлю. Доказательством тому многочисленные попытки описать деятельность Бога формулами. Бога математикой не выразить, это знание другого мира.
- Вчера вечером я встретил соседку, Клару. Кажется, у неё началась деменция, её наряд был вне разумных норм, что-то доисторическое, или, может, она вообразила, что пришли времена пещер, и изображает неандертальца? По-моему, она придумала какую-то свою религию и проповедует её в подобном наряде. Я не понимаю, зачем люди придумывают себе свой собственный мир, как будто реальность их чем-то не устраивает.
- Она не так уж и стара, около ста лет.
- Значит, это какой-то женский синдром, вроде комплекса неполноценности.
- Тогда ею займётся служба психологической коррекции. Мне нужно работать, Элиак, спасибо, что разделил со мной завтрак.
- Я могу тебе помочь, Триша? Сейчас я еду в институт, очередной семинар, но немного времени у меня будет.
- Да. Мне нужна регистрационная статистика так называемых "чёрных дыр" за последние тысячу лет, на полюсах вселенной. И выбросы струн по осям Корнелиуса за тот-же период.
- Результаты передать по сети, или тебе не срочно?
- Зайди, как вернёшься... Я вот подумала, как странно изменилось общество...
- Конечно, всё меняется. Что конкретно тебя удивляет?
- Отношение к работе. Я сужу по историческим хроникам. Многое нам не понятно, кое-что не приемлемо. А ведь наши предки вынуждены были заниматься работой каждый день, по десять часов, и это был тяжёлый физический труд, выполняемый ради элементарного выживания. Примитивное насилие, принуждение, которое проводили общественные институты, и это было всего три тысячи лет назад. Что это за общество, где существует принудительный труд? А если человек заболел и уже не имеет возможности выполнять возложенную на него работу? Или я что-то неправильно понимаю?
- Государство изначально было создано, как инструмент насилия и подчинения. Слава богу, общество миновало эту формацию более двух с половиной тысяч лет назад. Ты читала про уровень смертности в те времена? Жизнь человека не имела совершенно никакой ценности. Трудно представить, что в тот-же период человек создавал духовные ценности, непревзойдённые до сих пор...

 ***

 Предполагаемая жертва комплекса неполноценности тем временем чувствовала себя вполне благополучной и позитивно настроенной. Она готовила завтрак, от которого её мужчина должен был придти в полный восторг, и это был не Дрок. Эльс походил на сытого, довольного жизнью кота, которого всю ночь кормили сметаной, Дрок с интересом наблюдал за подобной трансформацией, и ему было смешно.
- "... Спустя всего двенадцать лет после выхода в 1859 году в свет  «The Origin of Species»  («Происхождение видов») Чарльза Дарвина растущее число ученых и прочей образованной публики уже считало смехотворным ставить под сомнение тот факт, что человек является прямым, хотя и сильно изменившимся, потомком обезьяноподобных существ. И это вопреки тому, что в «Происхождении видов» сам Дарвин только коротко затронул вопрос о глубинных корнях человечества, отметив на заключительных страницах, что "свет на происхождение человека и его историю будет пролит" лишь в результате дальнейших исследований. И все же, несмотря на собственную осторожность, Дарвин не оставил сомнений в том, что человечество не составляет исключения из его теории об эволюционном превращении одних видов в другие..."
- Ты цитируешь? - удивился Эльс. - Наизусть?
- Передо мной всего лишь дисплей сети с открытой страницей комментариев к теории происхождения видов.
- И к чему эта декламация?
- Это было написано три тысячи лет назад, а человек нисколько не изменился, и это показывает, что Дарвин ошибался.
- Это с чего такой вывод? есть наглядный пример?
- Посмотри в зеркало. Ты не похож на средоточие мудрости и духовности.
- Ты злорадствуешь?
- Нет, такой слабостью не обладаю. Это не означает, что у меня вовсе нет слабостей, но похоть в их число не входит.
- Развлекаешься?
- Погода позволяет.
- Ну-ну. Не знаешь, у Клары на сегодня не намечено общественных работ?
- Это я у тебя хотел спросить. Безделье расслабляет?
- Иногда хочется сделать что-то ради общественного блага.
- Что-ж, тебе виднее. А я после купания хочу познакомиться с соседкой, о которой Клара отозвалась столь нелицеприятным образом.

 12.

 После позднего завтрака, когда посуда была отправлена в моечный шлюз кухни, Клара скрылась в своей комнате и через пятнадцать минут появилась в ослепительной белой блузке и строгом сером брючном костюме, с сумкой на плече.
- Куда-то направляешься, - поинтересовался Эль под ехидным взглядом Дрока. - Не протв спутника?
- Не думаю, что тебе это будет интересно... Хотя, мнение нового человека полезно для дела и всегда интересно. Вот только костюм придётся сменить. Пойдём.
 Они прошли к домашнему мастеру, и Клара, включив дисплей, перебрала фасоны.
- Кажется, этот подойдёт, - с Эльса сняли размеры, и через несколько минут он получил также официальный костюм, серый, в еле заметную полоску, из прохладной летней ткани для жаркой погоды.
- Официальный приём?
- Нет, скорее, клуб по интересам.
 Недолгий путь закончился на центральной площади, и Эльс повернул было к мэрии, но Клара прошла дальше и решительно вошла в распахнутые двери церкви.
 Здесь был сумрак и прохлада. На скамейках сидели люди, числом человек пятнадцать, Эльс почувствовал любопытство и ощущение своей чужеродности.
 - Что такое со мной? Ведь это просто место, где собираются люди, исполняющие нелепые ритуалы. Люди, превратившие Веру и Бога в символы, не подверженные критике и анализу, отвергающие объективный подход и логику. Боже! Что я делаю здесь? - Эльсу стало неудобно, неуютно, будто его застали за какими-то неприличными действиями, не подобающими взрослому, серьёзному человеку...
 Но Клара ничего такого не чувствовала, совершенно спокойно она прошла к амвону и уселась на первую скамейку. Ощущая затылком любопытствующие взгляды, Эльс также независимо прошёл следом за ней. Откуда-то доносились звуки органной записи.
 Но вот на трибуну поднялся пастор церкви Святой Полины отец Корман, воздел руки и провозгласил:
- Я приветствую вас, дети Божии, на сегодняшней мессе, и поблагодарим Бога нашего за день прошедший, день сегодняшний, и с надеждой посмотрим в день завтрашний. Я обращаюсь не только к тем, кто находится сейчас здесь, но и ко всем, кто вместе с нами по всей Земле и в колониях Солнечной системы! Тема нашей беседы печальна, да простит нам Бог тревогу, происходящую от забот и печалей наших, но для этого у нас есть все основания. - Эльс не услышал, но почувствовал, как сидящие сзади люди зашептали, они взволновались, не понимая сказанного, но снова успокоились и приготовились слушать дальше, но уже были насторожены. Пастор подождал несколько секунд, кивнул и продолжил. - Сказано в откровении Иоанна: - "Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко." Шесть тысяч лет прошло со времени Откровения, но сейчас эти слова особенно близки нам, ибо время и в самом деле уже наступило. "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою." Бог говорит нам о грехах наших, о забвении заветов Его и о последнем нашем дне, который грядёт. В наших-ли силах предотвратить сказанное? Нет! - говорю я решительно, ибо сказанное Им свершится, и иначе быть не может, однако надо помнить о любви Его. И в наших силах встретить неизбежное, как подобает людям и детям Божиим, вспомним слова молитвы: - "Не введи в искушение, но избавь от лукавого!" Он слышит нас! А сейчас я хочу пригласить на это место сестру Клару, которая прокомментирует сказанное мной, потому что не сомневаюсь, что у вас возникли вопросы.
-Мне надо сказать этим людям несколько слов. - негромко проговорила Клара. - Я не долго. Можешь пока выйти, подышать свежим воздухом.
- Я послушаю. Ведь ты хотела услышать мой мнение?
- Спасибо. Я пошла. - Клара поднялась, прошла к трибуне, которую пастор Корман освободил уже от своего присутствия, перекрестилась на распятие и начала, волнуясь. - Возлюбленные братья и сестры! Кто-то из вас знает меня, другие видят впервые. Я прошу вас об одном, не судите ни по внешности, ни по словам, судите по делам моим. Наш уважаемый пастор, Корман, возможно смутил, а то и напугал некоторых из вас. Его извиняет тревога за состояние паствы.  "Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг."- говорит наш Бог в Откровении, глава 3, стих 17. Посмотрите на наш мир, насколько он прекрасен, потому что Бог сотворил его. Но близится час, когда функции его будут исполнены, и Бог оставит нас. Да, вы не ослышались, таково предназначение, мы приходим в этот мир, потому что такова Воля Его, и уходим, исполнив то, что должно. Так и мир наш. Что мы будем делать в этом случае? "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся... Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною." - говорит нам Бог. - "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его." Настало время приводить в порядок наши дела и готовиться к встрече с Ним. Потому что, "И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его." Но значит-ли это, что общество погибнет? Нет! Останутся люди, и останется наш мир, это будет новый мир, "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет." Но что за люди будут жить на новой земле под новым небом? Люди, которые верят и любят. Люди, знающие, что они достойно выполнили Волю Божью, и Он ждёт их в мире СВОЁМ. Ведь мир Божий, он вечен и бесконечен, это абсолютный мир, место, где постоянно пребывает Он, который ждёт нас, достойно проживших жизнь, потому что Он указал нам стезю нашу, - "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца... Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать  раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов."...
 Здесь Эльс понял вдруг, что не понимает совсем уже ничего, потихоньку выбрался под палящее солнце, укрылся в тени тощего деревца за углом храма и закурил сигарету.
- Какую ахинею она несёт! Это уже извращение Веры, пренебрежение постулатами и максимами. Ведь она толкует Слово Божье буквально, дословно... Наверное, это отвечает каким-то её переживаниям, тогда её понять можно, жизненный опыт штука сложная, и иногда нужно утешение и подтверждение сомнениям без научных формулировок... надо будет как-то осторожно порасспросить, может быть, помочь чем-то...
 Бросив окурок в воронку проползавшего мимо уборщика, Эльс вернулся в храм, чтобы услышать заключительные слова обращения Клавы:
- Братья и сестры! Присоединяйтесь к нашей работе, и ваше будущее будет с Богом! Если вы пожелаете ближе ознакомиться с работой нашего общества, вы можете подробнее узнать о ней в документе, выложенным в сети "Мир после апокалипсиса. Светлая жизнь с Богом". С вами общалась Клара Новак.
 К ней стали подходить, задавали какие-то вопросы, некоторые просто пожимали руку, она смотрела поверх голов, наконец увидела его, неуверенно улыбнулась. Он кивнул, подождал её у двери, потом они шли молча, получая удовольствие от солнечного дня и открытого пространства, и только перед самым домом Клара спросила:
- Ты так ничего и не скажешь?
- Я не знаю, что ты хотела-бы услышать. "Как это прекрасно!", или что-то другое? Клара, дома ты говорила по другому... на другом языке, цифры, факты, это был конкретный аргументированный разговор... Но здесь я услышал только эмоции. Я не трибун, не оратор, в искусстве декламации я понимаю мало...
- Дома я говорила языком разума, - сухо ответила Клара. - Для храма такой метод не годится, молитвы строятся на эмоциях, лекции-же читают в другом месте. И я дала людям ссылку на материалы. Но прежде надо возбудить в людях интерес к теме.
- Ну, интерес в людях ты возбуждала вчера своим оригинальным костюмом. С нами у тебя этот фокус прошёл.
- Людям необходимо подумать, им нужно время, чтобы сориентироваться в реальности.
- Что-ж, тема интересная, касается всех. Думаю, у тебя получится.

 13.

 В то-же время Дрок решил познакомиться с окрестными аборигенами. Выйдя на лужайку перед домом, он огляделся, и его внимание привлёкла мачта по соседству с болтающимся на верху флагом. Чёрный флаг с оранжевым символом галактики, это уже обещало не стандартное знакомство и, возможно, интересное общение. Дрок увидел вышедшего из дома человека, тот подошёл к флагштоку, потянулся, прошёлся на руках. Приглядевшись, Дрок разглядел моложавую миниатюрную женщину ва шортах и майке, видимо, хозяйку дома, и улыбнулся, знакомство обещало быть и приятным. Она уже входила в дверь, когда он догнал её и положил ладонь ей на плечо:
- Эй! Хороший день для знакомства. Я - Дрок.
- Откуда ты появился в нашем городке? Я Триша.
- Я с другом... путешествуем по системе, здесь живёт моя старая знакомая, друг, и мы пока остановились у неё в гостях.
- Я угадаю, твоя... друг, это Клара?
- Да, мы знакомы уже лет тридцать, но давно не виделись.
- Что-ж, зайди в дом, Дрок, я угощу тебя чаем.
- Не жарко для чая? Я выпил-бы минеральной воды.
 Они прошли в гостиную, и Дрок с любопытством огляделся. Он увидел прежде всего рабочий стол, на котором стопками лежали старинные книги, что его весьма удивило:
- Кажется, моя пора угадывать. Ты философист. Причём консервативного направления? Интересуешься мировоззрением древних? Какая-то новая тема?
- Ты хорошо осведомлен. Да, начала работу над новой темой. Я занимаюсь в институте филологики под эгидой профессора Кигана.
- Но он слывёт догматиком, как он относится к твоей работе?
- Можно сказать, скептически, но помогает рекомендациями. Большинство этих книг он посоветовал для ознакомления. Я благодарна ему.
- Но он согласен не во всём?
- Я пытаюсь понять законы взаимодействий в нелогических системах. Я думаю, что они обусловлены необязательными аллегориями, которые стоят вне логик. Мы спорим... Но.
- Но... В этом ваше противостояние. Он считает, что аллегории обязательны в его координатах логики прямолинейной, а ты пытаешься логику прямолинейную заменить логикой случайностей?
- Может быть. Я думаю, что законы обусловлены необходимостью, но профессор утверждает, что необходимость есть причина. Утверждения равнозначны, но одно опровергает другое. Не может быть одной системы, основанной на двух постулатах. Основных законов мироздания всего два, и один вытекает из другого. Мироздание подчиняется установленной необходимости. Бог действует в соответствии с этим законом. Для материального мира закон один - Воля Божья, которая и устанавливает все законы, определяющие наш мир.
- А ты  попробуй вести свои исследования, исходя из этих монад. Я думаю, ты будешь удивлена. Но главное не в этом. Главное сейчас, определиться с целенаправленностью. Твоя работа, на что она нацелена? Знаешь, в чём основная твоя беда? В рационализме.  - Дрок поднял руку в знак предупреждения. - Да, Бруно, Фонтенель, диссиденты были всегда . Но они погоду не делают. Почти две тысячи лет логика Аристотеля была основой научного мировоззрения. а потом - вот! Её признали ошибочной. Почему? А потому-что она не отвечала поставленным требованиям. Но прошли времена, и опять её признали. Почему? Потому-что перестали молиться придуманным богам, Ньютону, Эйнштейну, Хокингу, Морревулэ, Степанову... Парадигма сместилась не так давно, полторы тысячи лет назад. Но что изменилось? Конечно, появляются новые работы, идеи, теории. А мысль стоит на месте. Если разобраться, мы снова и снова разрабатываем идеи древних греков. А ведь древние греки думали не для нас, они думали для себя. Они строили свой мир.
 Увы, я должен тебя огорчить, Триша. Твоя работа имеет смысл, но никогда не будет востребована практически. Человечество вышло из сферы воплощения теоретических проектов. Лозунг релятивистов: - "Наблюдай, думай, делай выводы" уже не действует. На вашем красивом флаге я написал-бы: - "ЗНАЙ, думай, делай выводы." Мир изменился, Триша.
- Я верю в Бога.
- Знаешь, кто больше всех верит в Бога? Сатана. Потому-что это сущности одного порядка. Мы должны не только верить "В", но Верить Ему. Каждому Его слову.
- Кто ты , Дрок? - тихо спросила Триша.
- Трудный вопрос. Ты человек думающий, поэтому я скажу так - я, инспектор. Эльс иногда называет меня - "чумной врач".