Аспекты спектра радуги 2

Олег Ока
глава 1. ПРИЗРАКИ АРКАДИИ.

 5.

 Бог расчертил землю сеткой координат, и тем самым организовал плоское пространство человека. Бог великий перфекционист, но Он заботился не о своих удобствах, а только об обустройстве жизни подчинённых. И, как и все Его дела, это получалось у Него не плохо.
 Городок Гринбург занимал прямоугольный участок сетки координат, размером четыре на два с половиной километра, и, в свою очередь, разделялся на прямоугольные кусочки земли семью улицами, расположенными строго в направлении с запада на восток и с севера на юг, две в направлении параллелей, и пять по меридианам.
  В центре городка, между двумя главными улицами, располагался провал центральной центральной площади городка, с западной стороны которой громоздилось мрачное здание ратуши, совмещённое с канцелярией муниципалитета, с восхода всходящее солнце прикрывало здание католического собора, выполненное в виде аналогии собора Парижской Богоматери. С восточной окраины городок также замыкался церковью, но уже мусульманской, за которой на некоторое пространство расстилались сады с частными усадьбами. Городок Гринбург располагал шестью тысячами местных жителей, которые работали в немногочисленных мелких бытовых предприятиях, а кто не мог устроиться на работу в городке, ездили в соседний крупный промышленный город. Однако, надо отметить, что здесь жило много людей, считавших, что они достаточно потрудились на благо общества, и могут позволить себе жизнь, свободную от обязанностей обществу.
 На западной окраине городка, в верхнем, северном углу территории располагался также небольшой по размеру протестантский храм, за которым в окружении буковой рощи лежало городское кладбище. Официально за кладбищем ухаживала протестантская церковь, но хоронили на нём каждого умершего, в не зависимости от вероисповедания. В виду того, что Гринбург не отличался солидным возрастом, кладбище не было обширным, содержалось в порядке, и архитектурой не выделялось, обычное современное кладбище, покрытое в основном строгими каменными обелисками, но имелись и вычурные каменные постройки, украшенные замысловатыми барельефами, всё зависело от фантазии и пристрастий горожан.
 В городке имелась также мелкая, прихотливо изогнутая речушка Пайкс, но рыбы в ней почти не было, мелкие караси и окушки, так что рыбаки предпочитали ездить к горам, лежавшим южнее городка, где на больших озёрах, соединённых широкими мелкими протоками можно было рассчитывать на серьёзную добычу, стоящую потраченного времени. Речка была обрамлена затейливыми отлогими лужайками, над украшением которых клумбами и оградками трудились многие обыватели городка в свободное от безделья время. Среди них была и Триша Дирак, работавшая в институте философизики районного города.
 В данный момент она была занята тем, что причёсывала газон граблями, руководясь неким, присущим женщинам, чувством неведомой гармонии обустройства Вселенной. Одновременно она не без удовольствия слушала разглагольствования соседа и коллеги по работе Элиака Аве:
- На Мимасе-2 опять нахулиганили путешественники по времени, устроили загул в пабе местного падре, пришлось утихомиривать. Бессмысленные существа, я их не понимаю. Что делать в чужом времени? Ну, ладно, костюмерам уточнить цвета шнурков на камзоле Генриха Третьего, но серьёзного нет ничего. Все секреты истории раскрыты, а если ещё есть, ну, и Бог с ними, ничего от этого не изменится. Будущее? А кого оно касается, его надо строить здесь и сейчас, и делать там нечего. Прошлое трогать, тоже дело чреватое,  ведь можно только смотреть, а много увидишь из окна кареты?
- Точки зрения могут разниться, много ты увидишь, оглянувшись на действительность Гринбурга? Но некоторые смотрят не на поверхность, а в перспективу. Мне не нравится об-устройство общества, но я смотрю на его целесообразность в отношении развития личности его членов, и вижу, что результат мне нравится. Следовательно, результат имеет соответствующие исходные параметры и мотивации. То-же самое можно сказать и об устройстве мироздания в целом.
- Можешь пояснить, что ты имеешь в виду? Ты одинока, никому не принадлежишь, и ты считаешь это удовлетворительным результатом существования сообщества? А, тем более, мироздания?
- Не рассуждай, как неудовлетворённый самец, ты показываешь свою предвзятость, но я понимаю твою точку зрения, она основана на вековых предрассудках, как социальных, так и физиологических. Но фундаментальные константы мне не интересны. Естественно, все взаимосвязи нашего мира были подогнаны к определённому результату - наш мир создан для нормального существования носителя разума, человека. И это значит, что у человечества есть своя задача, поскольку разум - явление в природе исключительное, и если не так, то не зачем было и огород городить. А когда задача будет выполнена, исчезнет и смысл в существовании и человека и этой вселенной. Тогда будет конец света (не важно, как это будет выглядеть). А потом снова появится аналог нашей вселенной, разум и человеческая цивилизация, ведь в мироздании нет ничего одноразового. Что касается моих обязанностей перед обществом в глобальном смысле, мне кажется, что я исполняю их по мере моих возможностей.
- Я не возражаю, это было-бы глупо, но сейчас мне пришла в голову идея, почёрпнутая из комментариев профессора Кигана к работе академика Рона о взаимодействиях этноса и меж-вселенской материи.  Триша, может быть, жизнь зародилась благодаря рационально  сформировавшимся условиям, а не условия были подогнаны под жизнь? Нелогично получается - причина встает на место следствия.
- Элиак, ты слишком подвержен влиянию званий и навязанных ими мнений. Я считаю, главная причина существования нашей вселенной - разум. Почему я так думаю? Но ведь наука вся упирается в причины разума, и большинство учёных (Которых я что-то читала.) не считают возможным появление разума естественным путём. Да и жизнь... миллиарды случайных сочетаний, начиная от расположения галактики, до расстояния от солнца и т.д. и дальше, если следовать канонам, появление приматов со странным строением руки, и в результате - разум? Всё это неправдоподобнее и сказочнее идеи Бога. Все наши знания опираются на нашу-же науку, которая ничего не может объяснить, кроме практических мелочей, но мы ей верим, потому что это костыли, на которые мы опираемся в страхе перед величием природы. В этом чванство и самоуверенность разума. Но, может быть, и это было запрограммировано? Ой, смотри, какая забавная игрушка, вон там, под кустом тамариска! - она в восторге указывала на коричневое плюшевое создание с большими оттопыренными ушами, неведомо как попавшее в это уютное местечко.
- Ты всегда остаёшься ребёнком, - усмехнулся Элиак, с нежностью погладив её плечо. - За это я и люблю тебя.
- Я предоставлю тебе возможность доказать эту теорию. А повзрослевшая женщина, кому она интересна?

 ***
 - Я читал книги по истории общества. В древние времена всё было просто. Прогрессом управляла сила. Сила действовала насилием и принуждением. Но сейчас сила не имеет значения, насилие и принуждение исключены. Что сейчас движет обществом? Что управляет производством благ, производством культурных и духовных ценностей? - вопросил невидимый Марш и с надеждой посмотрел на Тоя, хотя и не имел глаз.
- Странный вопрос. Обществом управляет долг. Человек пользуется всеми благами, которые ему может предоставить цивилизация, и главное благо - общение. Но блага создают люди, посредством управления производством, создавая нужные технологии. Люди отдают свой долг обществу, подчиняясь необходимости. Это необходимость жить в социуме, быть нужным социуму. Жить только ради себя, это скучно и не интересно, это путь в одиночество. Следовательно, чтобы жить полноценной жизнью, надо отдавать себя обществу и делать это с удовольствием, потому что общество ответит тебе уважением, основы этики социума есть в моих программах, тебе они известны.
- Дурак ты, Той. Надеюсь, это не надолго... Как и чем эта женщина управляет мужчиной?

 6.

 Стояло раннее утро, ещё прохладное, но без ночной промозглости, предвещающее знойный день, когда Элиак вышел из домика Триши и с сигаретой уселся на лавочку перед живой изгородью, отделяющей двор от улицы, с целью насладиться томным одиночеством. Триша, утомлённая бурной ночью, сладко смотрела сооблазнительные сны и сравнивала их с реальностью.
 Увы, одиночество длилось не долго, и было испорчено появлением Клары, соседки Триши, которую Элиак терпеть не мог, сам не умея объяснить этого чувства. Скорее всего, оно имело место быть от точно такого-же взаимного ощущения.
- Отдыхаешь? - приветствовала его Клара. - Наверное, есть от чего?
- Да, есть, - кратко ответил Элиак. Промолчать было чревато вызовом бури эмоций, но Клара и без вызова уже настроилась агрессивно, или это было заложено в её натуре изначально?
- Делать детей, занятие, требующее значительных энергозатрат.
- Но и приятное? И оно хорошо сочетается с исполнением долга перед обществом?
- Долг? Это что такое? Как относится ко мне эта тафтология? Я никому ничего не должна.
- Разве? Разве физиология не говорит ничего о том, что "должна"? Ведь больше никто этого не умеет?
- Может быть, разовьёшь мысль, Элиак?
- Я про деторождение. Разве эта функция не обязывает? Или всё-таки "никому ничего не должна"? Как женщина.
- Нет, не обязывает. Не поверишь, но это так. Впрочем, чтобы понять это, необходимо быть женщиной.
- Но исполнение многих обязанностей может доставлять удовольствие, и нравственное и физиологическое.
- Возможно. Но лично для меня, там, где начинается удовольствие, понятие обязанностей уходит, потому что удовольствие унифицируется, теряет смысл.
- Понятно, личное для тебя главенствует над общественным.  Спасибо за исчёрпывающий ответ. НО я тебе не верю, - она сумела вывести его из благостного ощущения покоя, и это было плохо, надо было исправлять положение, но его понесло. - 60 лет, это всё таки опыт. В моей жизни была только одна женщина, которая могла-бы так сказать, но и она была "повёрнута на ребёнке". Ерунда всё это, непонятный вызов устоям, паблисити... я хочу сказать, твоя прокламация - иллюстрация силы, но это не сила, а слабость, слабость перед обстоятельствами, превышающими наши возможности. А это не то, что ты есть.
- Элиак, ты не поверишь - это именно то, что я есть. Была-бы здесь не я - был бы миллион других. Массовый отказ женщин от деторождения - это реальность, не для всех плодячка является целью и счастьем.
 Его покоробил такой способ высказывать мысли, модный в последнее время, упрощение стало лозунгом общения, и это явление тоже требовало изучения.
- Надо будет предложить Трише интересную тему, - подумал он, но вслух сказал другое, что также было провокационным вызовом. - Чушь какая. Весь смысл нашей комедии - продолжение рода. Если ты против, то ты не женщина, а что-то такое... я понимаю, когда женщина не может, но если она не хочет, и под это "не хочу" выстраивает теории - это болезнь.
- Ну, ты зато нормальный, радуйся этому.
- Не могу сказать, что я нормальный, как это понимаешь ты. Я не нормальный. Я люблю секс, иногда секс бешеный. Но я человек верующий (без фанатизма), я люблю женщин (не стерв). Я просто мужчина, я просто человек. Я пишу книжки, и в каждой у меня вторая героиня - женщина (девочка) и секс. Это ведь вполне нормальное явление.
- Элиак, ну да. И то, что ты воспринимаешь секс, только как прокреацию? Могу поспорить, что нет.
-  "Прокреация" какое противное слово. А секс - это хорошо. Когда люди нравятся друг другу , а я пока не говорю про любовь, это просто великолепно.
- И тогда почему от каждого вашего полового акта не рождается ребенок? Женщина должна рожать, ведь именно это ты утверждаешь?
- Должна. И родители должны жить для себя, не всё для общества.
- Функция обязывает??? О-о... , наличие связок обязывает тебя быть оперным певцом? Наличие ног обязывает быть профессиональным бегуном? Обязывать - это стереотипы и условности общества,  чисто социальное явление.
- Клара , функция гвоздя, связывать детали. Основная функция человека - продолжение рода, без этого 90% человечества бесполезны.
 И всё-таки Клара постаралась оставить поле битвы за собой, не преминув под конец выдать колкость, больше похожую на гадость:
- Почему мне кажется, Элиак, что Триша в этом разговоре поддержала-бы меня?
- ?
- Как я понимаю, ваши ночные труды не планируются окончиться деторождением?
- ... , ты продолжаешь эксплуатировать образ? Удачи, - только и смог выговорить Элиак, - в этом нет ничего плохого. Могу сказать на это только одно, говорят, что разум в человеке появляется вместе с личностью. НО мне кажется, у некоторых он проявляется после 40-ка.
 Без сомнения, он потерял лицо, он всегда терялся перед хамством, категоричностью и безапелляционностью. Утро было утрачено окончательно.
 Клара удалилась величественной утиной поступью:
- Передавай самке мои наилучшие пожелания...

 7.

 Генерал Виктор, инспектор местного отделения службы космической безопасности, с удовольствием потянулся и улыбнулся своему старому другу командеру Юри. Снаружи палило полуденное солнце, слишком обильно палило, и кондиционер был включен на полную мощность.
- Хорошо выглядишь, Юри, похоже, на Ариэле с климатом всё в порядке?
- Тропики, наша станция расположена в горах, там воздух прохладный, но Солнце жарит, как и здесь.
- Выпьешь? Или сначала дела?
- Сначала я расскажу, что меня заботит в этом деле, а симптомы очень тревожные.
- Я читал рапорт, - кивнул генерал. - Сумасшедший сбежавший механизм. Что-нибудь о его мотивациях?
- Если-бы это был просто сумасшедший механизм, я не оставил-бы свой пост.
- Брось, какой там пост! Чистая видимость, для контроля межпланетной связи хватило-бы двух инженеров. Ведь ты сбежал на Ариэль от своей мегеры? Ладно, к этому давно шло, секрет Полишинеля. Но, так что тебя озаботило в этом деле?
- Механизм. Его поступки не объяснимы программами. И он может изменять свои и чужие программы. Похоже, что при этом он преследует вполне определённые цели.
- Он поставил себе задачу? Но ведь это нонсенс, что может быть нужно примитивному автомату?
- Вот и я удивляюсь. Я пошарил в глобальной сети, таких претендентов не было с года... Вообще не было. Кстати, сеть находится в почти аварийном состоянии.
- Я знаю об этом, совету специалистов неоднократно подавали докладные, но они не хотят этим заниматься, мол, дело не приоритетное, хватает других забот, а запросы на использование сети всё сокращаются... Что там с этим... как его... - генерал заглянул в лежащее перед ним дело. - Марш! Это он сам себя так назвал?
- Я проследил его маршрут, начиная с Ариэля. Сначала он приземлился в курортной зоне, пробыл там не долго. Он похитил игрушку! Простейший механизм, но с более объёмной и сложной системой и программным обеспечением, чем его подручные биомехи, стражи. Стражей он бросил на Ариэле, предварительно покопавшись в их программах. Видимо, их параметры его не удовлетворяли. И вот он где-то здесь, в окрестностях Шварцвагена. Что ему может здесь понадобится? А ведь он прибыл сюда, тоже преследуя свои интересы, его игрушка, так называемый Той, создана именно здесь, на местной фабрике подручных механизмов. Его необходимо найти, Виктор, мне всё это нравится меньше и меньше. А особенно учитывая процессы, сейчас происходящие в ноосфере. Это может быть как-то связано...
- Бытовой механизм, детская игрушка... Ты шутишь? Мой тебе совет, забудь эти глупости и возвращайся на курорты Ариэля... Могу тебе обещать, что буду следить за сводками происшествий. А сейчас приглашаю на вечеринку, моя кукла уже старается изо всех своих кулинарных талантов.