И снова моя деревня Шлань

Роза Салах
 - Роза  Арслановна,  здравствуйте! -  по  телефону слышу очень  приятный   голос  Соловьёва  Юрия  Ильича,  писателя,  журналиста,  заслуженного  работника  культуры  Республики Марий Эл,  Лауреата премии Шобдара  Осипа,   директора  издательского  ДОМА   «МАРИЙ  КНИГА»,  успевшего  стать  для  меня  очень  уважаемым  человеком,  -  книги  Ваши  готовы.  Жду Вас в  Йошкар-Оле  во  вторник.
- Спасибо!  Доброе  утро,  Юрий  Ильич!  Я  договорилась  с Людмилой  Аксюбиной,  поэтессой,  писателем,  автором  серии  рассказов и повестей, директором  Музея  «Старинная  марийская  усадьба».  -  Мы  с  Людмилой  Аксюбиной даже   договорились  о  презентации книги  «Шлань  в годы  войны»  на  моей  малой родине в деревне Шлань.  Вы,  Юрий Ильич,  согласны?  Презентация  состоится  24  февраля  сего года. 
 - Конечно,  я даже  успел  пригласить  в Шлань  своих  друзей:  Шамиева  Бориса  Алексеевича,  заслуженного  журналиста  Республики  Марий Эл,  редактора  журнала  «Ончыко».  Пригласил  в  Шлань  также   руководителя  студии  «У муро»,  - «Новая  песня» .
  Наступил  для  меня  долгожданный  день  презентации новой книги  «Шлань в годы войны».   С утра  пораньше  снова  слышу  по  телефону  голос  Юрия  Ильича  Соловьёва: 
- Здравствуйте,  Роза  Арслановна!  У нас  есть  одно  место  в  машине для  Вас. Ждём  Вас в  девять  часов  утра.  Будьте  у  Издательского  дома  «Марий  книга» 
-  Буду  обязательно  у Вашего  Издательского Дома ровно  в 9  часов утра. 
  Итак,  снова  мы  в  дороге. За  рулём  своей крутой   машины  «Рено  Сандеро»  сидит  сам  Юрий  Ильич Соловьёв,  уверенно,  быстро   мчит  нас,  троих,   по  гладкому  асфальту.   Мимо  мелькают благоустроенные   одноэтажные и  многоэтажные  дома  и  деревья  марийских  деревень  и  сёл,  небольших  городов,  поселений.    
- Лет  пять  не бывала  я  в  этих для  меня  родных  и  дорогих  краях.   Как  всё  преобразилось,  изменилось! – восхищаюсь я,  беспрестанно крутясь  и  вертясь  на  заднем  сидении, глядя  на  новые,  даже  высотные  дома-здания,  появившиеся  на  марийской земле.  Доехали   до  Морков,  районного  центра,  не  раз воспетой  мной  в своих  рассказах и очерках.   Здесь для  меня всё  знакомо и  родное.  Вот  тот  же  родник  с  чистой прохладной,   превкусной  водой,  а  рядом  кафе,  где  мы  решили  отдохнуть.  Как  без  ключевой воды?   Я  успела  быстро  сбегать  в  родничок  и  с прежним  удовольствием  напиться превкусной ключевой   воды.   Мельком  взглянула  в сторону  здания  Моркинского  педучилища,  где  я,  беспризорная,  бездомная  выпускница  послевоенного  детского  дома  проучилась  ровно  год, предстал  передо  мной  образ  директора  педучилища  Голубкина  Петра  Сергеевича,  который принял  меня  учиться  с двумя  документами: паспортом  и свидетельством  об  окончании семи  классов  образования,  с  оценками  «ОТЛИЧНО»  и  «ХОРОШО».   Он же,  Пётр Сергеевич,  позаботился  обо  мне и  дальше:  устроил  тут  же  в общежитие  педучилища,  хлопотал  о  стипендии, заботился  о моём  материальном  положении. 
  Вот  и  Шлань,  моя  деревня,  которая  с каждым днём растёт и хорошеет,   как и  другие  деревни  и сёла  Шоруньжинского  поселения с  мудрым  и  среди народов  финно-угорского  мира  известным  Главой  администрации  Иваном  Михайловичем  Евсеевым,  автором  книги  «Рассвет  Шоруньжи».   Встреча  назначена  в 14  часов  дня.  Выходной,  праздничный  день. Как всегда,  быстро  переодели  меня  в  марийское  платье,  повели  в  клуб,  уже  полный  моими  земляками- шланьцами,  шоруньжинцами.  Звучит  марийская  музыка,  впереди  появился экран  с  показом-перечислением   всех  книг,  написанных  мной, -  их  14 изданий,  в  том  числе  посвящённых  Шлани  и  Шоруньже.  Для  меня,  автора,  родившейся,  жителя  Шлани до семи-восьми лет,  а затем воспитанницы  двух  послевоенных  детских  домов,  было  удивлением,  что зазвучала  торжественная  музыка. Вдруг   на  экране  появился слайд о моём  родословии.   Выходят на  сцену местные артисты,  которые  знакомят  с моим  родословием.  Идёт  инсценировка  моего  рассказа «Арслан»:   выходит  на  сцену мой  земляк Алексей  Григорьев,  молодой  и  очень симпатичный  парень,  исполняет роль  моего  отца  Арслана .  Сцена  прощания  сына Арслана  с дорогой  для  него МАМЫ,   для  меня бабушки УНАЛЧЕ.  Роль  Уналче  исполнила  Зинаида  Терентьева.  На сцене  появилась  и моя мама  Пиканай  ( местная  артистка Наталья  Иванова) -  тут-то  я  не смогла  сдержать  своих  слёз  -  они  безжалостно  покатились по  моим  щекам.  Меня  спасло то,  что  я сидела  на  первом  ряду  в  чуть  затемнённых  очках.   И  вдруг  на  сцену  вышла  я,  нарядно  одетая  пяти-шестилетняя девочка Роза,  меня  представила  девочка  Айвика…
   Я,  Роза  Салах,  благодарю  выступающих и поздравляющих  меня с презентацией новой книги «Шлань в годы войны». В первую очередь большое  спасибо  издателю Соловьёву Юрию Ильичу, его друзьям:  редактору  любимого  в  Республике  журнала «Ончыко» Шамиеву Борису Алексеевичу,  Григорьеву  Геннадию Владимировичу,  руководителю  студии «У МУРО»- «Новая песня» с гитарой за исключительный талант  исполнения ритмической песни с гитарой.   От  всей  души  благодарю   артистов, моих земляков - шланьцев,  художественного  руководителя,  ведущего и организатора встречи, ставшей  для меня  родным  человеком-землячкой,  соседкой  по  родному  дому,  где  жили  когда-то  мои дорогие папа Арслан,  мама Пиканай,  всеобщая  любимица бабушка Уналче,  которым  я посвятила отдельные  рассказы  и повесть «Братья» .  Отца  почти  не помню:  провожая его  на фронт,  на  войну,  папа  нёс  меня  на  своих руках,  а  сестрёнку Римму, трёхмесячного  ребёнка,  мама  несла сама, прижав к своей груди.  Глядела  я  на сцену - так ярко и  зримо  предстала  предо мной  именно эта картина.
   Быстро  и неожиданно меняются номера  артистов-шланьцев.   Выходят  на  сцену   хористы  в военных  формах.   В  исполнении артистов  звучит мелодия песни «Эх,  дороги!…».  Эту песню  «Эх, дороги!...»  мы с Гасимом Диастиновым,   пели в детском доме  на сцене почти  на всех  концертах.   Объявляется  песня «Солнце  скрылось  за  горою…»  на  слова  Александра  Коваленкова,  музыку Матвея  Блантера -  вместе со мной  поёт  весь  зал.  Пришлось  мне поблагодарить  и добавить  своим  землякам, что  эту песню  я  пела  одна   на всех  концертах  в  Вятском  детском  доме. 
  Моим  неожиданным удивлением было  приглашение  местным  артистом,  ещё и  танцором  Алексеем  Григорьевым  меня на вальс  под  музыку  песни  «В землянке».  Мне кажется,  что  я,  любящая в  молодости  и  петь,  и танцевать,  не разочаровала  молодого  и очень симпатичного  своего  земляка Алексея.  Певцов,  танцоров  в моей Шлани  много:  звучала  на сцене  и в зале  в исполнении ансамблем  деревни  Шлань  песни  и танцы  горномарийцев  и восточных  мари.  Меня,  тоже любителя  танцев в  молодости,  восхитили  и очаровали  старинный  марийский  пляс и  песни. Русские песни  о  деревне  Шлань  под  метроном  профессионально исполнила  Римма Егорова,  жительница  деревни  Сапуньжа. 
  Кульминацией  вечера-встречи  стала  видеоролик  на  песню  « От героев  былых времён».  Завершающим и тоже кульминационным  моментом  для  присутствующих  в  зале,  особенно  для  меня, был  удивлением  и одновременно  шоком  показ,  как под  метроном  пошёл  титр  с  именами  бойцов  Великой Отечественной войны, ушедших на войну  с фашизмом только  из  ШЛАНИ,  павших  на  полях  сражений, не вернувшихся  домой.   Список  из 74  солдат-бойцов,  в том  числе  братьев  Николаевых Арслана  и Эвакима-Евдокима.  Из  Шлани  на  фронт  ушли  всего 132   человека, мужчины.  Один  из  счастливцев,  вернувшихся  из плена раненный в ногу  и с  одной  ногой  Чемыр ( Владимир),  который  с  семнадцатилетним парнем Миклаем на  лошади  проводили  нас  с сестрёнкой Риммой,  детей-сирот  послевоенного  времени,  в Мари- Солинский  детский  дом за сотню километров от Шлани.  Как выдержали  это  расстояние бедная лошадь  и мои земляки!? Диву даёшься! 
   Спасибо  огромное  моим  землякам из Шлани  за бесценную  ПАМЯТЬ о тех,  кто воевал  за нашу счастливую и мирную жизнь  с ненавистным  фашизмом и  навсегда  остался  лежать  в  чужой  земле.  Мой отец Арслан  и дядя Эваким сражались  с коварным врагом  под  Ленинградом.  Боец Арслан  в ноябре  1943  года  трое  суток  нёс на  себе  смертельно раненного   брата Эвакима,  и сам же его похоронил.  А сам Арслан  ещё  воевал несколько месяцев и  в начале января 1944 года  погиб  в  бою  под  Калининградом.  Вечная ПАМЯТЬ о тех, кто сражался с фашизмом  за  нашу Родину и не вернулся  домой! 
    Свой очерк  посвящаю Юбилею ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ над страшной чумой человечества фашизмом.  Нельзя  допустить,  чтобы он,  фашизм, отнявший самое дорогое  на земле  жизнь  миллионов  детей и взрослых,   никогда  не повторился на нашей самой красивой,  зелёной  планете ЗЕМЛЯ!               
                5 марта  2020  года.  Нижневартовск.  Роза  Салах.