Холин Александр Иванович

Ирина Горбань
Маленькие помощники большой Победы

Холин Александр Иванович
1931 г.р.

Донецк (Сталино)

О том, что будет война, знали все граждане Советского Союза. Тревога ощущалась во всем: в большом количестве людей в военной форме, в лозунгах, спонтанно появляющихся в людных местах, в перешептываниях и многозначительных взглядах. И все же были и такие, кто говорил, что подписан «Пакт о ненападении» и все решится в лучшую сторону.

Десятилетний Саша не думал о войне. Мальчишке бы с друзьями побегать, пошалить. Когда увидел, как плачет мать, понял: произошло что-то страшное.

«Рано утром 22 июня 1941 года по всем репродукторам объявили: «Война!», - вспоминает Александр Иванович Холин. – В этот же день в Кировском районе Сталино, в Рутченково, возле Дворца собрали митинг. Пришли все жители поселка. Секретарь райкома партии Василий Афанасьевич Орлов рассказал об агрессивном противнике, который большими темпами приближается к Донбассу. Надо защищать Родину!»
Мальчишки бегали вокруг собравшегося народа. Кто-то играл на гармошке, кто-то на балалайке, женщины пели и плакали, как вдруг прозвучала команда: «Строиться! Вперед!». Саша вместе с мальчишками бежал рядом с колонной  до самого поворота – провожали первых добровольцев.

Красная Армия отступила, вот-вот в город должны были войти немцы. Местные жители растаскивали и прятали в укромные места шахтное и заводское оборудование, чтобы не досталось оккупантам . Что не смогли спрятать - крушили на местах. Помнили слова Василия Орлова, что надо сделать все возможное, чтобы у фашистов горела земля под ногами. Ватага ребятишек вместе с Сашей находились на крыше машиностроительного завода, когда во двор въехали три мотоцикла с  чужими солдатами. Все произошло мгновенно: застрочил пулемет, направленный на ребятню, которая успела упасть на крышу. Солдаты развернулись и уехали. Мальчишки разбежались по домам, договорившись не рассказывать родителям об этом событии. Раздобыв керосин, вечером мальчишки вернулись назад – надо было уничтожить деревянные модели – образцы запчастей для шахтных комбайнов.

Все события в Сталино происходили быстро. Уже организован немецкий режим, опустели все магазины, закрылись больницы и почти все школы, разбит лагерь для русских военнопленных. Саша не успокаивался. Отчаянные поступки мальчишки становились опасными. Рядом с ним по соседству жила Майя Полончук, которая была непосредственно связана с подпольной организацией. Узнав о рискованных поступках мальчика, решила приобщить его к подрывной деятельности под зорким наблюдением взрослых. Так Саша стал связным.

У десятилетнего мальчика была возможность наблюдать за событиями, происходящими в его районе. Кто на него обратит внимание? Разве что отгонят в сторону. Но он успевал фиксировать количество немецких солдат, различая их по нашивкам на кителях – летчиков, танкистов, пехотинцев, количество военной техники, номера машин. Эти сведения через других подпольщиков передавались за линию фронта.
Способы получить информацию всегда были новыми. Как-то с ватагой ребятишек играли в футбол. Незаметно Саше передали плотно сложенный лист бумаги, который он спрятал в надежное место - в подошве ботинка, потом стремглав понесся к назначенному месту встречи. А уже на следующий день по всему поселку люди находили листовки с призывом не верить немцам. Красная Армия близко, и враг будет разбит.

Чем занимались взрослые подпольщики, Саша не знал. Да и не мог знать. Конспирация была жесточайшей. Его задача была: собирать и передавать информацию. Мать не то чтобы поощряла риск сына, но и не препятствовала. Она тоже помогала подпольщикам – шила теплые бурки. Ей тайно приносили необходимый материал, который она быстро превращала в теплую обувку. Эти бурки через многие руки попадали советским военнопленным. Было слишком опасно, но и там действовали наши подпольщики.
Случайно подпольщики узнали, что кто-то выдал Марию – Сашину мать. Ночью она ушла из города. Мальчик остался с бабушкой.

Тем временем в Сталино было создано несколько подпольных штабов, которые оказывали серьезное сопротивление немецким захватчикам. Гитлер планировал в городе Сталино создать такой же штаб, который действовал в Виннице, чтобы иметь полную картину всех фронтов, но сильное сопротивление Красной Армии и подпольных организаций не позволило осуществить злой умысел врага. Мощный бой, во время которого был разгромлен немецкий штаб, стал важной вехой в сопротивлении противнику.

«С нашей стороны были серьезные потери», - вспоминает Александр Иванович. - Погиб  Вербоноль – руководитель подпольной организации Сталино. Погибли Савва Матёкин, Борис Орлов, Степан Скоблов. Но эти потери не остановили наших подпольщиков. Усилиями Красной армии и подпольных групп освободили город.

Победу встречали радостными возгласами и слезами.

Больше слезами, - сокрушается Александр Иванович Холин. – Ни одну семью не обошла стороной беда. Пять похоронок на своих сыновей получила одна из жительниц Кировского района. Красное пионерское знамя развевалось над школой. Тысячи людей шли поздравить друг друга с победой».

Саша гордо поглядывал то на людей, то на флаг – ведь это ему поручили водрузить над школой свое родное пионерское знамя.
Впереди еще были несколько лет войны, возвращение матери, учеба в школе. Впереди была вся жизнь.


Автор текста Ирина Горбань

Проект Мининфо ДНР. Отдел социально-информационных проектов.