Зальцбург. Поцелованные музой

Алла Чурлина
(из собрания Художественной галереи Старой резиденции и архивов Фестиваля)

Юбилейный год вызвал к жизни ещё одну выставочную идею - всмотреться в репертуарные сюжеты с позиций античности и мифологии. Собственно, тематика прошедшего в 2019 году 99-ого сезона была посвящена именно этому (Мифы и зов античности). На этот раз, вдохновлённые полотнами старых мастеров и классическими текстами, композиторы и режиссёры проводят параллели между героизмом и божественным присутствием среди людей, проводят героев и зрителей через испытания божественного огня любви и земного сострадания. Обожествлённый человек земной и его соответствие мудрости прошлого.

В основу экспозиции взяты центральные сюжеты из Метаморфоз Овидия и Одиссеи Гомера, из Священного писания. За сто лет Фестиваль неоднократно обращался к судьбам героев и богов, которые вдохновили многих на творчество (а без муз, как вы знаете, творить нельзя). Залы выставки, после приветствия Аполлона и экскурса в его свиту-сопроводительниц, проводят зрителя по воспоминаниям известных постановок, прежде всего оперных: как рождались либретто и музыка, как решались декорации и костюмы, какие заезды становились кумирами масс. От художественного полотна к наброскам, эскизам, графике и фотографиям из архивов Фестиваля.

С изобразительной стороны вас ждут работы 22 художников, от хорошо знакомых для зальцбургского контекста Каспара Мембергера старшего, Йоганна Михаэля Роттмайра, Пауля Трогера и Йоганна Георга Бергмюллера до новых имён (уверена, что сделаете для себя открытия, - меня вдохновили «Иисус на Масличной горе» 1554 г. фламандца Яна Сандерса ван Хемессен и «Раненный Танкред, исцеляемый Эрминией» итальянца Пьетро Рикки (Луккезе) 17. века как параллель с христианским сюжетом о Св. Себастиане и Св. Ирине).

Выставка заставит вас вспомнить не только «школьный» минимум по Куну и библейским сюжетам, но и задуматься, сколько ещё прекрасных переживаний вы не успели впустить в свою жизнь с болью и радостью за Орфея и Эвридику (с Монтеверди и Оффенбахом), за Данаю и Мидаса (с Рихардом Штраусом), за Ариадну и Бахуса (с ним же), за Навсикаю и Одиссея (с Монтеверди), Клеапатру (в трагедии Шекспира), Танкреда (с Россини), Карла V (с Эрнстом Кренеком), Карла Борромео (с Пфитцнером). И даже судьба князя-архиепископа Вольфа Дитриха фон Райтенау и его Саломе Альт была представлена в 1987 году «Сценической хроникой для музыки в 21 картине» Герхарда Вимбергера. Оживут ветхозаветные персонажи - Аэндорская ведьма, Саул и Давид (с музыкой Генделя); Моисей и Арон (с Шёнбергом), Товит и Анна (с Й. Гайдном). А им на смену понесут свой крест Иоканаан и Саломея (с Рихардом Штраусом), и будет Рождество (с Франком Мартина) и страсти Христовы (его же и Бетховена), и мученик Св. Себастиан (с Дебюсси). И завершает выставку зал с героями Моцарта - Паминой и Томино, на пряжке пояса которого написано «Вечное сожаление». Волшебная флейта - или огонь любви - не всегда настигают вас стрелами Амура. Иногда это результат большой годами длящейся молитвы и глубокой готовности души. Иногда - это недостижимая краска жизни.

Да, поцелуи муз не обходятся без страданий: мы делимся радостью в жизни и льём слёзы в творчестве. При хорошей подготовке (вы можете освежить эти сюжеты и даже закачать заранее в свой мобильник арии из опер) выставка подарит вам праздник души.

Обратите внимание, что в течение всего периода до 9 января 2021 года по средам (15:00) и субботам (10:30) раз в месяц экскурсию по выставке проводит её куратор Mag. Astrid Ducke на нем. яз. - и делает это очень интересно. Именно она познакомила нас с выставкой. Есть и другие предложения по выставке для меломанов и для детей - всю информацию см. www.domquartier.at

29.02.2020