Хендрик Гольциус Вакх, Венера и Церера

Марина Лебедь
Хендрик Гольциус
"Вакх, Венера и Церера",
 1606


   Об этой монументальной гравюре, на создание которой художник потратил несколько лет, можно говорить долго, но самыми  интересными  являются  фигуры Венеры и Вакха, представляющие композиционный центр картины. 

   Сложно найти другое произведение искусства, в котором  художнику удалось так тонко и, в тоже время, психологически  достоверно,изобразить эротическую влюбленность.   Вакх  смотрит на Венеру пристально, словно не в силах оторвать от неё свой взгляд.  Так смотрит страстно увлеченный  мужчина. В красиво изогнутой, поднятой над головой,
 руке Вакха, гроздь винограда.  Он словно осыпает Венеру  дарами. Сам Гольциус в качестве комментария к картине приводил высказывание: «Без Вакха и Цереры Венера мерзнет», означающее, что любовь остывает без вина и застолья.

   Венера, взирающая на Вакха чуть сверху вниз, как и положено Богине более высокого статуса,  полна пленительной женской грации. Во всём - в грациозном изгибе тела,  в красиво изогнутой правой кисти Венеры, в том как напряжены пальцы её рук и ног, чувствуется изящная, сильная энергия. Гольциусу удалось изобразить гармоничную гамму чувств, которые выражает лицо Венеры. Она смотрит на Вакха с  бесконечной нежностью, теплотой, восхищением и благодарностью и, в тоже время, это взгляд богини, осознающей своё совершенство и, в определенной мере, превосходство.

  Тему  любовной игры  пытались передать многие художники, но редко, кому удалось изобразить так подробно и достоверно  её тонкие психологические нюансы.