Хендрик Гольциус
"Вакх, Венера и Церера",
1606
Об этой монументальной гравюре, на создание которой художник потратил несколько лет, можно говорить долго, но самыми интересными являются фигуры Венеры и Вакха, представляющие композиционный центр картины.
Сложно найти другое произведение искусства, в котором художнику удалось так тонко и, в тоже время, психологически достоверно,изобразить эротическую влюбленность. Вакх смотрит на Венеру пристально, словно не в силах оторвать от неё свой взгляд. Так смотрит страстно увлеченный мужчина. В красиво изогнутой, поднятой над головой,
руке Вакха, гроздь винограда. Он словно осыпает Венеру дарами. Сам Гольциус в качестве комментария к картине приводил высказывание: «Без Вакха и Цереры Венера мерзнет», означающее, что любовь остывает без вина и застолья.
Венера, взирающая на Вакха чуть сверху вниз, как и положено Богине более высокого статуса, полна пленительной женской грации. Во всём - в грациозном изгибе тела, в красиво изогнутой правой кисти Венеры, в том как напряжены пальцы её рук и ног, чувствуется изящная, сильная энергия. Гольциусу удалось изобразить гармоничную гамму чувств, которые выражает лицо Венеры. Она смотрит на Вакха с бесконечной нежностью, теплотой, восхищением и благодарностью и, в тоже время, это взгляд богини, осознающей своё совершенство и, в определенной мере, превосходство.
Тему любовной игры пытались передать многие художники, но редко, кому удалось изобразить так подробно и достоверно её тонкие психологические нюансы.