Болото. 5

Лан Миррор
Минута гробовой тишины сменилась гомоном. Говорили все и сразу, стараясь перекричать друг друга. Некоторые пытались дернуть незнакомца за полу хламиды, чтобы привлечь внимание и нанять, другие же чуть за грудки друг друга не хватали, выстраиваясь в очередь к такому умельцу. Незнакомцу это явно не нравилось, и он снова стукнул ладонью по столу и твердо сказал, что наниматься ни к кому он не желает, а берет детей в обучение. И обязуется вернуть дите по окончанию срока учебы великолепным рассказчиком или рассказчицей с многими умениями. Только вот срок назвать точно не может, потому как у кого-то талант раскроется уже через год, а кому-то надо будет лет десять.

Все притихли, потрясенные - за всю жизнь на болоте никто рассказчиков не брался учить, что родилось - то родилось, изменить это было никому не под силу. Брог медленно повторял про себя слова незнакомца, стараясь понять, что же поразило его в той короткой речи. И вдруг до него дошло: и рассказчиц! Этот потомок небесных людей берет девочек в учебу! Вот оно! Илиница все уши дома прожужжала тем, что хочет быть рассказчицей! А в хозяйство ее все равно никто не возьмет: во-первых, мала еще, во-вторых - странная, как бы не сказать - с придурью, кому она такая сдалась! А тут - ну вдруг получится, и семья поднимется... потом как-нибудь... И, сам не зная, как у него это вышло, Брог поднялся и сказал:
- Ну, давай договариваться, незнакомец! Я Брог, назови свое имя - обговорим условия!
Незнакомец малость помедлил, потом произнес нехотя:
- Я Ставин. Кого отдаешь в учение?

Народ снова загомонил, в толпе послышались смешки. Брог недоуменно спросил:
- Ставин??? Это что же ты такое? Вроде мужик по виду, а, выходит, непонятно что? Что за имя дурацкое? Ни мужик, ни баба...
- Имя как имя, - раздраженно ответил незнакомец. - Свет клином не сошелся на вашем болоте. Другие земли - другие правила. Есть еще места без ваших... рогов! Так что, передумал или будем договариваться?

Брог помолчал, потом твердо сказал:
- Я Брог, отдаю небесному потомку Ставину свою дочь Илиницу в обучение рассказчичьему ремеслу. Отдаю на... пять лет, за которые Ставин или обучит ее, или не обучит по причине отсутствия у нее способностей, и вернет домой. В эти пять лет Ставин должен ее кормить, поить, одевать, обувать, учить, не вредя ей ни словом, ни делом. Сказанные слова на болоте остаются, Брога и Ставина цепью связав, а кто их нарушит - да пойдет в болото с макушкой! Повторяй, чародей!

Ставин, запинаясь, повторил:
- Я Ставин, небесный потомок, беру дочь Брога Илиницу в обучение рассказчичьему ремеслу на пять лет, за которые обучу ее или не обучу ее по ее способностям и верну домой. В эти пять лет буду ее кормить, поить, одевать, обувать, учить, не вредя ей ни словом, ни делом. Сказанные слова на болоте остаются, Ставина и Брога цепью связав, а кто их нарушит - да пойдет в болото с макушкой!

В тишине стало отчетливо слышно, как за окном где-то далеко смачно чавкнуло, словно вздохнуло, бескрайнее болото. Народ опасливо перешептывался, советуясь с соседями - стоит ли отдавать незнакомцу свое дитя. А ну как он уморит детей! Нет, конечно, слово свято, кто его рушит - того болото накажет, но дитя-то уж не вернешь...

Брог с довольным видом потягивал хмельное питье из зеленой бутылки - отмечал удачную сделку, которую он первым додумался заключить.