В пространстве трех времен глава 29

Людмила Волкова
Глава 29
                Когда же закончатся мои переживания? Сначала боялась за своих выпускников, даже за Ларису Адорскую. Ведь экзамен – это лотерея, а у девочки решается судьба. Допустит какую-нибудь ошибку – и, прощай медаль! А хотела бы я видеть, кто из учителей-филологов застрахован от ошибок? Русский язык – один из самых трудных в мире. В нем столько исключений из правил и столько двойственных вариантов написания! А экзамен – это еще  и  волнение.
                Но мои страхи позади: Лариса с сочинением справилась и свою медаль получила – единственную среди трех выпускных классов. Золотую.  Мне будет не хватать этой девочки…
                Вторая серия моего домашнего кино – поступление Ирочки в университет. Сейчас жду ее со свидания. Витя спит, Денис тоже, а я торчу на балконе своего девятого этажа и пялюсь в темноту, пытаясь угадать, с какой стороны улицы она появится. Уже половина двенадцатого, улица освещена плохо – лампы на столбах выбиты через одну.
                Она пришла после двенадцати и с порога заявила:
                - Мама, я решила в универ не поступать. Не хочу, как ты, портить себе зрение, проверяя тетради. Мне девочки на работе посоветовали в Харьков ехать, на библиотечный факультет -  в Институт культуры. Кушать дашь? Я ужасно голодная!
                Дочь лезет в холодильник, стараясь на меня не смотреть.
                - Ты не боишься гулять в такое время?
                - Каждый день по радио говорят о ночных нападениях на прохожих. Я два часа проторчала на балконе!

                - Меня Вова провожал. Мы вместе будем поступать.
                Как здорово доченька  увиливает от ответа! Но темку для моей очередной бессонницы она подкинула. Библиотекарь или школьный учитель? Я должна радоваться выбору или нет? С ее близорукостью – да. Но моя дочь – личность творческая. Сможет ли она себя реализовать на таком  поприще -  пыльном, весь день на ногах?  И  физически нелегко – таскать тяжелые книги, устанавливать на полках, опять снимать… Я ведь полгода всего была библиотекарем в училище, но помню, помню все нюансы этой якобы легкой профессии!
                Ладно, еще нужно поступить!
                Пора спать ложиться. Завтра – на дачу. Работы там уйма!
                Легла, а мысли не о даче, а о чужом городе, где дочка будет маяться в общежитии. Так и вижу, как голодное мое чадо глотает слюнки при виде чужой курочки, присланной сельской мамой своей студенточке…
                А эта картинка откуда? Я не жила в общежитии, но подружка-однокурсница рассказывала мне, как соседка по койке ночью поедала  куриные ножки, благоухая на всю комнату жареным, и  все вздыхали, не могли заснуть.
                - Нет, ты не подумай, что все сельские девочки сплошь жадины, разные есть,  - утешала меня Аллочка, приехавшая с далекого российского Заполярья, видя,   как мне стыдно за всех украинцев, по сути своей очень гостеприимных.
                …Вернулась с дачи, совершенно опустошенная усталостью. Черт меня дернул пригласить туда Фаню Ароновну  и Дмитрия Павловича! Они так заинтересованно расспрашивали о даче, у них такая однообразная жизнь на пенсии…И они так живо отреагировали на мое приглашение! А в результате?
                Дмитрию Павловичу, сердечнику, дорога далась тяжело. Я даже предложила вернуться, когда на станции обнаружила переполненную электричку. Но Фаня Ароновна перебила меня:
                - Нет, Люся, мы потерпим! Я ночь не спала – мечтала об этой поездке! Митя выдержит! Да, Митя?
                - Как скажешь, Фанечка, выдержу, - прошелестел покорно Митя.
                Когда, наконец,  кончились дорожные неудобства, и мы доковыляли до нашей «фазенды»,  пришлось гостей уложить на отдых, а мне самой срочно готовить обед. После чего Дмитрию Павловичу понадобился опять же отдых,  а Фаню Ароновну я повела на экскурсию по саду-огороду. Она охала и ахала, а я взглядом подсчитывала количество грядок, мечтающих, чтобы их освободили от травы.
                Моя гостья просилась в помощники. Но я-то знаю ее бытовую бездарность! Да только не знала границ этой бездарности…
                Попросила Фаню Ароновну собрать клубнику. День был поливочный, воду давали под вечер, и нужно было успеть до поезда.  Вити с нами не было, он с Денисом остался дома, недовольный тем, что я пригласила эту пару.
                - Да ты с ними намучаешься! И ничего сделать не успеешь!
                Когда  я приготовила к поливке шланги, Фаня Ароновна отставила в сторону ведерко с клубникой и позвала меня:
                - Люся, я тоже хочу поливать! Вы лучше клубнику соберите, а то я уже вся перепачкалась!
                Я бегом к Фане Ароновне. С рук ее  чуть ли не капал клубничный сок. Я глянула на любимую свою ягоду и ахнула: она была почти раздавлена пальцами  моей горе-помощницы, потому что не имела плодоножки! Фаня Ароновна  плодоножку оставляла на стебле, а ягоду вынимала из нее усилием пальцев!
                Я  тупо созерцала этот полукомпот в ведерке, потом сказала, стараясь скрыть досаду:
                - Вот это и будет вашей частью урожая, ладно?   Если домой донесете.
                - А что, - удивилась Фаня Ароновна. -  я неправильно что-то сделала?
                -  Вы разве на рынке клубнику без плодоножки покупаете?

                Все,  Ира уехала в Харьков. Вместе с Вовой Заморским. Ему, бедняге, тоже не повезло с поступлением в университет. Подал заявление на исторический факультет, который славится тем, что туда без блата не попасть. Наивный мальчик считал, что  пятерка по истории в аттестате и хорошее знание любимого предмета гарантируют успех. А его срезали на экзамене по истории, для чего у них в загашнике всегда  припасены вопросы, на которые никто бы и не ответил…
                Ну вот,  все мои переживания позади: Ира поступила без проблем! А Вове, который поступал на режиссерский факультет, не хватило баллов. Теперь ему нужно искать работу.  Отца у Вовы нет, мама работает в горячем цеху, где до своей болезни работал и ее муж. Он умер, когда Вова пошел в первый класс, а младший его брат, Коля, был совсем маленьким. В общем, Вовиной маме не позавидуешь…Живут они в крошечной двухкомнатной квартирке, в «хрущевке», на проспекте Гагарина.

                Опять завозилась моя Персональная эпоха, что-то ей хочется показать…
                - Смотри! В этой квартире потом много лет будет жить твоя доченька. И двоих детей там вырастит, которыми ты будешь гордиться! Тесно, бедно, зато все советскую власть хвалят! Мол, квартиры бесплатные давали! А что – два сталевара с двумя детишками, не заслужили этой… и квартирой трудно назвать!
                Теперь Общая по стране эпоха подает голос:
                - А в какой еще стране квартиры давали?!
                - Так лучше бы платили за труд столько, чтобы семья могла купить приличную квартиру! – не выдержала моя Персональная. – Так во всем мире и делается!


                Я в сторонке постою, не буду вмешиваться! Ну их, пусть грызутся. Все равно не смогут переубедить друг друга. Они такие – эти эпохи, Персональная и Общая, -  редко совмещаются.

                Скоро Ира надолго уедет, и мне грустно…
                До сентября осталось  несколько дней. Надо съездить в школу – проверить, как там мои родители справились с ремонтом. Теперь мой класс рядом со спортзалом, на четвертом этаже. Это хорошо: подальше от начальства. Оно не любит карабкаться по лестницам.
                Вчера позвонила Валентина Самойловна с новостью неожиданной: Аннушку сняли, а кто будет вместо нее – тайна. Народ волнуется, но не потому, что горюет, а потому, что перестраиваться нужно под новую метлу. Это я о том большинстве, которое привыкло приспосабливаться.
                В школу я приехала утром. Прохожу мимо кабинета директрисы, дверь его приоткрыта. Думаю: у секретаря что-то узнаю о новом директоре.
                Вхожу. Секретаря нет, но  за ее столом  сидит моя однокурсница, Валентина Шилько.  Я ее сто лет не видела, толком о ней ничего не знаю. Что она тут делает, не понимаю. Но  вспомнился давний разговор с этой Шилько, когда мы встретились в центре  города. Тогда она кинулась ко мне так радостно, словно мы с нею дружили. На самом деле, учились мы  в разных группах и вообще не пересекались.
                У Вали особенная внешность:  ни цвета волос, ни черт лица не замечаешь, но твой взгляд притягивают  две детали портрета – малюсенькие черные глазки, а   между ними, на переносице, здоровенная бородавка. И вроде бы нечем любоваться, а смотришь именно на них, как завороженная. Тем более, что глазки Валечки довольно живо бегают по твоей физиономии. Чем-то она похожа на мышку…
                На момент встречи я работала лаборантом на кафедре педагогики, а она -  старшей пионервожатой в поселке Краснополье. Валечка стала меня расспрашивать, я тоже задала пару вопросов о ее работе. Отвечала она неохотно, зато меня  слушала внимательно.
                - И  что ты делаешь на своей кафедре?
                - Ничего – ответила я бесхитростно. – Времени навалом, вот я и  сдала два экзамена на кандминимум. Философию и французский язык.
                - И сколько получила?
                - На отлично сдала, сама не ожидала.
                - Ну-у! Станут они резать своих, - засмеялась Валентина, сверкая глазками.
                -  Кто - свои? Я же не педагогикой занимаюсь, а зарубежной литературой. А там у нас все честно.
                Тут Валькины глазки и померкли…
                - Будешь в аспирантуру поступать?
                - Нет, я хочу в школе работать. А где ты живешь, что так далеко работаешь?
                - В районе проспекта Гагарина. Я в пионервожатых долго не задержусь. Вакансия открывается в моей школе, организатора внеклассной работы.
                И вот она в моей школе… Та-ак, мелькнуло в моей башке: секретарши нет, Валя живет где-то рядом…Неужели в секретарши  метит? Надоело ездить далеко?
                Я не успела рот открыть, она опередила:
                – Люся, ты? Разве ты здесь работаешь? И давно устроилась?
                Она улыбается, но  как-то безрадостно.
                -  Давно устроилась, - отвечаю, - ровно десять лет назад.  А ты сюда пришла… тоже на работу устраиваться? –– Слышала сегодня, что нашу директрису уволили, и ушла организатор внеклассной работы.  Сразу два места освободилось, – шучу. - Удобный момент,  лови!
                Она   поднимается во весь свой маленький росточек, криво усмехается:
                – А я и есть ваш директор..
                – Ты-и?!
                Это вырвалось от искреннего удивления. Ну, не видела я эту мышку директором! Не вписывалась она даже внешне в интерьер кабинета!
                – А чего ты удивляешься? Я уже пять работаю директором вечерней школы. Думаешь, с дневной не справлюсь?
                Боже мой, как она смотрела на меня! Куда девалась серая мышка? Теперь Валька  походила на крысу с блестящими  от злобы  глазками!
                – Нет.  Просто неожиданно. Я на этом месте представляла  толстую тетку из горкома партии, которую вытурили за плохую работу, – продолжаю шутить. – И вдруг – современная, молодая…
                Она тут же растаяла,  вернувшись в облик суетливой мышки.
Потом вскочила, протянула лист бумаги и ручку:
                – Ты мне поможешь? Я ведь тут не в курсе… Никого не знаю. Подскажи имена тех, кого ты считаешь самыми лучшими учителями. Ну, кого любят дети, родители, кто не лезет в подхалимы. Говорят, у вас было этих подхалимов многовато…А мне нужны  профессионалы, которые могут сделать школу образцово-показательной  – не только в районе. Знаешь, как моя школа гремела в районе? Я из нее такую куколку сделала!
                Я взяла ручку и записала всех – самых достойных – с моей точки зрения, совпадающей с мнением  учеников и их родителей.
                – И себя не забудь, –  добавила Валентина.
                – Ладно тебе, меня и так  запомнишь.
                Так я подписала смертный приговор самым лучшим нашим учителям…И себе.
               


Окончание следует