11 Юговосток Тамбовский волк Ивановка Рахманинов

Tumanchik
Утром вышли из гостиницы в Тамбове. Первое, что приходит в голову: «Тамбовский волк тебе товарищ». Это из «Дела Румянцева».
На самом деле, в Тамбове в 2000 году был открыт «Музей волка». Но почему-то мы туда не попали. Может быть, подумали, что времени очень мало – планировали посмотреть Ивановку, а это 130 км туда и 130 км обратно. А жаль.
Ни один другой тамбовский бренд никогда не был столь известен и узнаваем как Тамбовский волк. В разное время это выражение носило различную смысловую окраску, и поскольку бренду быть — жителям региона не остаётся ничего иного, как использовать его в свою пользу, сделать привлекательным и дружелюбным, тем самым «обеляя» не только дикого лесного зверя, но и собственный образ в глазах других.
В дикой природе не существует определённого вида «тамбовский волк»: лесные хищники, живущие на территории Тамбовской области, относятся к широко распространённому в природе средней полосы России виду обыкновенных серых волков.
Казалось бы, загадка. Тамбов – место, связанное с жизнью, творчеством и работой таких людей, как Рахманинов, Вернадский, Мичурин, Пушкин, Лермонтов (а первым наместником был, как известно, легендарный Державин), но жители чрезвычайно горды тем, что прославили тамбовского волка. По мнению вдохновителя и организатора музея Татьяны Ведехиной тамбовский волк – просто символ мира во взаимоотношениях человека, природы и вселенной.
Сегодня Тамбовский волк — один из наиболее популярных сувениров в регионе: глиняные и стеклянные игрушки, магнитов, брелки, различная посуда с «волчьей» символикой, разнообразный текстиль и многое другое. Более того, в настоящее время «Тамбовский волк» зарегистрирован в качестве товарного знака для различной продукции, выпускаемой тамбовскими предприятиями — от шоколадных конфет и мороженого до спиртного, а также товаров народного потребления.
В городе установлено сразу два памятника Тамбовскому волку — на въезде в город и на территории одной из гостиниц, также в 2000 году в областном центре был организован единственный в мире Музей волка. Эмблемой музея стал белый волк с крыльями на фоне синего треугольника. Вся же экспозиция состоит из четырёх частей, в которые входят: зоологическая составляющая, историко-культурологическая, которая охватывает фольклор и историю многих народов, и как они понимали значение волка. Кроме того, здесь Вы увидите художественную составляющую тематики. Ведь, согласитесь, интересно узнать как именно изображали данное животное народы восточной части России и не только. Это и всевозможные рисунки, наброски, игрушки, мультфильмы, постеры и т. д. И четвёртую часть коллекции составляют предметы, открывающие перед посетителями тематику тамбовского волка. В экспозиции музея было представлено более двухсот экспонатов — научных, исторических и художественных, тематически связанных с образом Тамбовского волка. Помимо скульптур, разного рода фигурок и изображений были собраны различные документы, связанные с данным персонажем народного фольклора. По сути, музей задумывался энтузиастами как основа для развития историко-культурного туризма в регионе, должен был способствовать развитию и сохранению народных ремесел, фольклора и творчества, развитию и укреплению межрегиональных и международных связей. Не было здесь только чучела волка, т.к. основной идеей был гуманизм.
В 2004 году автор и продюсер единственного в мире Музея волка Татьяна Ведехина говорила: «Два года назад в нарушение авторских прав идею создания музея волка подхватили американцы из ее интервью для одного из западных СМИ.»
Располагался музей в здании Главного учебного корпуса Тамбовского государственного технического университета на ул. Советской, 106.
Хотя на многих сайтах про этот музей говорится в настоящем времени, но есть информация, что вся экспозиция музея волка сгорела во время гастролей в Брянск в 2006 году, и в настоящее время фактически этого музея нет. Но говорят, что он еще, все же, существует.  Есть один отзыв, что, якобы, можно попасть в музей через черный ход, но никакого экскурсовода нет. Так что если кто-то выберется в Тамбов, то попробуйте выяснить, жив ли «Музей волка» в здании Главного учебного корпуса Тамбовского государственного технического университета на ул. Советской, 106.?
Поехали в Ивановку. В стороне от дороги, справа в нескольких километрах находится Кариан, бывшее имение Загряжских, куда в 1812 году отец Натальи Гончаровой вывез свою беременную жену из Полотняного завода, к которому подходили войска Наполеона. Мать Натальи Николаевны была сестрой владельца имения Кариан. Но мы туда, конечно, не стали заезжать, тем более, что никаких там памятных мест нет – в доме сейчас администрация района. На подъезде к Ивановке объезжали группу гусей.
Ивановка. Музей композитора С. В. Рахманинова, расположенный в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области, принадлежавшей его родственникам Сатиным. С июня 1890 по апрель 1917 года он почти каждый год жил и работал в этом имении.
К 1922 году все строения Ивановки были уничтожены во время Революции и Гражданской войны.
В настоящее время Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» является крупнейшим мировым центром сохранения и трансляции российского культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова. Значительный период жизни композитора, с 1890 по 1917 год, был связан с усадьбой. Здесь зарождались и получали первоначальное воплощение многие творческие замыслы С. В. Рахманинова. В настоящее время в Ивановке проходят научные конференции, музыкальные фестивали, конкурсы, концерты, музыкальные и театральные ассамблеи.
Воссоздание Ивановки началось с постановления бюро Тамбовского областного комитета КПСС и облисполкома № 550 от 29 июля 1968 года. «Об увековечении памяти С. В. Рахманинова». Этому постановлению предшествовало большая организационная работа, проведенная общественностью Тамбовской области. Особый интерес к Ивановке вызвали публикации Д. В. Калашникова на страницах газеты «Тамбовская правда». Д. В. Калашников был автором книги «Школьникам о С. В. Рахманинове», буклета «Рахманиновские места Тамбовского края». В своих публикациях Д. В. Калашников поднял вопрос воссоздания Ивановки. 26 мая 1968 года в здании ивановского сельского клуба коллектив Тамбовского областного музея, под руководством Л. Н. Ростиславской, создает комнату-музей С. В. Рахманинова. Руководителем общественного музея стала преподаватель местной музыкальной школы Л. А. Тимашевич. В Ивановке стали проводиться ежегодные Дни музыки С. В. Рахманинова.
В 1971 году в Воронеже выходит сборник материалов и документов «С. В. Рахманинов в Ивановке». Составитель сборника и автор предисловия Н. Н. Емельянова. В этом же году был заложен фундамент флигеля (проект архитектора В. М. Белоусова). В 1973 году, к столетию со дня рождения С. В. Рахманинова, Тамбовский областной музей, при поддержке ГЦММК им. М. И. Глинки, обновил экспозицию общественного музея. В августе 1978 года в Ивановке был создан Дом-музей С. В. Рахманинова, на правах филиала Тамбовского областного музея.
18 июня 1982 года Дом-музей С. В. Рахманинова в Ивановке был торжественно открыт. В этот же день в Ивановке был открыт скульптурный портрет С. В. Рахманинова (скульптор К. Я. Малофеев, архитектор А. С. Куликов).
С 1982 года в Ивановке ежегодно проходят Международные музыкальные фестивали им. С. В. Рахманинова. В 1987 году Дом-музей С. В. Рахманинова был преобразован в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова. В 1993 году на территории усадьбы был воссоздан гараж. В 1994 году — кладовая. В 1995 году при поддержке и помощи Ю. П. Рахманинова и АО «ТРАНСИНЖСТРОЙ» был воссоздан усадебный дом Ивановки, открытие которого состоялось 25 сентября. В 1985 году в мае проводится Сиреневый Фестиваль. С 1986 года проводится музыкальный фестиваль «Музыкальное лето в Ивановке». С 1989 года проводится фестиваль «Джаз в Ивановке». С 1990 года проводится фестиваль «Звездное лето в Ивановке». С 1991 года проводятся творческие: фортепианные, вокальные, скрипичные, театральные ассамблеи; проводится фестиваль «Сиреневая ночь в Ивановке». С 1993 года — начало работы первой научной конференции «С. В. Рахманинов и мировая музыкальная культура». Открыта сцена Зеленого театра. С 1998 года заложена традиция проведения фольклорных праздников: «Картошкины именины», «День варенья», «Праздник блина», «Широкая масленица», «Троицын день», «Святое крещение», «Новогодние и Рождественские праздники». В 2003 году состоялся первый концерт Н. Л. Луганского. Воссозданы беседки в усадьбе, издается альманах «Ивановка», издан диск «Играет С. В. Рахманинов». В 2006 году состоялся первый конкурс исполнителей русской народной песни им. С. В. Рахманинова. В 2008 году — первый конкурс пианистов памяти Ю. П. Рахманинова. Воссозданы качели, создан кабинет-музей Ю. П. Рахманинова. В 2010 году — первый фестиваль вокального искусства имени И. К. Архиповой. Первый конкурс фортепианных ансамблей имени В. В. Рахманинова. Вступление музея в ассоциацию музыкальных музеев России. В 2011 году — фольклорные праздники «День рождения капусты», «Самоварные забавы и потехи». Воссоздан садовый домик. В 2012 году — открытие экспозиций Саши Сатина и Марины Шаталиной. Воссоздан розарий, дворовая изба. В 2016 году построена новая беседка.
С. А. Сатина, двоюродная сестра композитора писала: К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего кроме полей, а на юг — наш осиновый лес. На протяжении многих верст вокруг Ивановки эти осины и наш сад около дома, были единственными деревьями среди полей, и поэтому этот осинник являлся убежищем для зайцев, лисиц, и даже забегавших иногда откуда-то волков, в особенности же для птиц, вивших там свои гнёзда и наполнявших воздух щебетом и пением.

Следуя своему принципу, сначала изучать творчество знаменитого человека, а потом его биографию, я прослушал произведения Рахманинова.
Конечно, все прослушать невозможно. Слушал только лучшее по списку (в гугле поиск по «рахманинов список произведений»)
- Концерт №1 – гармонично, виртуозно, но за душу не берет (1890)
- In the silence of the secret night – один чуть знакомый романс (1892)
- Prelude in C-sharp minor – знакомо и грустно (1892)
- опера "Алеко" в одном действии – опера как опера, с цыганскими напевами (1892)
- Trio ;l;giaque No. 1 in G minor – какая-то знакомая напряженная вещь, неплохо (1892)
- Прелюдия до диез минор соч. 3 №2 – отлично, известная (1892)
- Пьесы-фантазии, соч.3 – поначалу что-то интересное, потом что-то спокойное вперемешку с сумбуром и напоминанием ранних вещей, в общем, на четверочку (1892)
- Suite N 1 Op.5 for 2 Pianos 3. – опять два рояля, также на четыре с минусом, нет хуже (1893)
- Утёс – опять что-то невнятное (1893)
- Trio ;l;giaque No. 2 – еще одно элегическое трио, тоже неплохо (1893)
- Не пой красавица при мне – отлично, самый известный вариант этого романса (есть еще Глинка, но не то) (1893)
- Симфония №1 – это что-то раннее, в мажоре, но с мелодиями напряг (1895)
- Spring Waters – еще в полях белеет снег, отличный романс на стихи Тютчева (1896)
- "Шесть музыкальных моментов" Соч.16 – тоже упражнения для рук, «моменты» пролетают мимо (1897)
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром - это самое лучшее у Рахманинова, до слез. (1900)
- Соната для виолончели и фортепиано. Часть III Andante – неплохо, на четыре с минусом (1901)
- Tarantella" from Suite No.2 – энергично на двух роялях, на четыре с минусом (1901)
- How fair this spot – еще один романс из 12 весенних, но  слабее «еще в полях» (1902)
- Сирень, романс -  ну, это не очень известно, и написано не на стихи, они появились потом (Бекетова) неплохо  (1902)
- Прелюдия соль минор №23 – отлично, хорошо известно (1903)
- прелюдия ре мажор – нечто успокаивающее, как колыбельная (1903)
- Скупой рыцарь – лучше без музыки, только Пушкин (1903)
- Francesca da Rimini – опера, ерунда (1904)
- Итальянская полька – это хорошо знакомо, для муз училища (1906)
- Соната № 1 – упражнение (1907)
- Симфония № 2 – невнятно, много шума, но мелодий внятных нет (1907)
- Остров мёртвых – название не вдохновляет, и действительно, грусть и тоска (1908)
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром – тоже хорошо, но слабее №2 (1909)
- 13 Preludes, op. 32 – упражнения. (1910)
- Полька В.Р – какая-то отдаленно знакомая полечка (1911)
- Вокализ – очень жалобно, но хорошо (1912)
- Sonata No 2 – виртуозное упражнение (1913)
- Колокола», поэма для смешанного хора, солистов и оркестра, соч. 35 – много шума, вокалисты поочередно что-то поют, причем здесь колокола? (1913)
- Всенощное бдение – верующих, да еще при исполнении в церкви это, конечно, впечатляет; меня так не очень (1915)
- Этюды-картины оп 33 – тоже ничего, упражнение для пианистов (1917)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 4 – см. про концерт №1 (1927)
- Three Russian songs, Op. 41 – какая-то мрачность (1928)
- Вариации на тему Корелли – упражнение (1931)
- Рапсодия на тему Паганини – отлично (1935)
- Симфония №3 – см. про симфонию №2 (1937)
- Симфонические танцы – ничего интересного (1940)
Судя по хронологии, за исключением «Рапсодии на темы Паганини», все значительные вещи  написаны с 1890 по 1917 годы, т.е. тогда, когда Рахманинов бывал в Ивановке. Правда, не факт, что он их писал в Ивановке, просто это 27 самых плодотворных лет его жизни.
Оказалось, что «лучших» тоже очень много. А действительно лучших или, по крайней мере, знакомых, на мой взгляд, не так уж и много. Я выделил 20 вещей с оценкой «на четверочку» и выше. И только шесть на «отлично». Но, может быть, это и не так уж мало? Конечно, самая сильная вещь – это Концерт № 2 для фортепиано с оркестром 1900 года.
Можно сказать, что я ничего не понимаю в музыке. Но разве музыку надо «понимать»? Понимать надо речь, литературу, философию. А музыку надо слушать и чувствовать. И не надо «объяснять», что композитор хотел «сказать» своим произведением. Трогает душу или не трогает – вот крит
ерий хорошей музыки! Хотя это только мое личное мнение.
Теперь о биографии Рахманинова (из Википедии):
«Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье 20 марта [1 апреля] 1873, в Семёнове Новгородской губернии. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода, но исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Семейное предание производит род от Драгошей, то есть от княжеского (господарского) рода Мушатов, правившего средневековой Молдавией. Якобы сын господаря Стефана ІІІ, Иван по прозвищу Вечин, брат Елены Стефановны, прибыл в Москву, где получил прозвище Суседа. Один из сыновей его, Василий по прозвищу Рахманин, и стал, по преданию, родоначальником Рахманиновых. «Рахманин» в древнерусском языке — «брахман, индус»; обычно так называли людей ленивых. Трое Рахманиновых писаны в Тысячной книге лучших дворян и детей боярских (1550). Четверо Рахманиновых упоминаются в московском осадном сидении (1618), трое были в XVII веке воеводами. Лейб-кампанцы Герасим и Фёдор Иевлевичи Рахманиновы участвовали в возведении на престол императрицы Елизаветы Петровны. Отец братьев Рахманиновых Иов Козьмич владел в то время имением «Старой Казинкой и сельцом при нём в Алексинском стану, Козловского уезда, Тамбовского наместничества…» Потомком Фёдора был профессор Киевского университета, известный математик и механик Иван Иванович Рахманинов (опубликовал в конце XIX века «Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых»). Род Рахманиновых внесён в VI, II и III части родословных книг Воронежской, Рязанской и Тамбовской губерний. Прапрадед композитора Герасим Иевлиевич Рахманинов служил в гренадерской роте лейб-гвардии Преображенского полка гренадером, в 1740 году произведён в капралы.
Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841;1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ; дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869 году» для фортепиано в четыре руки. Отец Рахманинова тоже был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, да еще и подделывал отметки по общеобразовательным предметам. Родители не скоро расчухали. Поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н. С. Зверева. Так осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева. В пансионе Зверева царила строгая дисциплина: ученики должны были вставать рано утром и заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях. Четыре года провёл Рахманинов в пансионе Зверева (где в разные годы также жили пианисты А. И. Зилоти, К. Н. Игумнов, Ф. Ф. Кенеман, Л. А. Максимов, М. Л. Пресман, А. Н. Корещенко). Здесь же в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому. Однако спустя четыре года между Рахманиновым и Зверевым произошла ссора, Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники — Сатины, на дочери которых, тоже пианистке, он впоследствии женился.»
От экскурсовода в музее: «Отец Рахманинова был любимцем женщин, игроком и за несколько лет проиграл шесть имений, нажитых большим трудом предков. Ушел из семьи, жил с другой. У него был талант брать деньги в долг.»
«Поэтому Сергей Васильевич фактически приютился в семействе Сатиных. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.
В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — «Алеко», написанная по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Опера очень понравилась П. И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о её включении в репертуар Большого театра вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре неожиданно заболел и скончался, и его замысел не был осуществлён.
В возрасте 20 лет, ради заработка, Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Рахманинов также начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил. В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал всего в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал Фёдор Шаляпин. Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.
Рахманинов рано, ещё учась в Московской консерватории, приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Он был обожаем московской публикой. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге. Композитор А. К. Глазунов тогда загорелся идеей познакомить столицу с музыкой молодого московского таланта, но премьера окончилась полным провалом, как из-за некачественного исполнения дирижёром (Глазунов был неопытным), так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки, не понятой ни самим Глазуновым, ни петербургской публикой. Рецензии были разгромными. Цезарь Кюи, к примеру, написал в своей рецензии, что «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н. А. Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чьё мнение очень ценил. Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…», — так описывал Рахманинов своё состояние. В течение более чем трёх лет в 1897—1901 годах Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил лёжа в своей комнате на кушетке, отлучаясь из дома только для частных уроков. Лишь с помощью известного врача-гипнотизёра доктора Н. В. Даля он смог преодолеть творческий кризис.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар. В первой половине 1900-х годов неоднократно выступал в концертах московского Кружка любителей русской музыки в качестве пианиста и дирижёра.
В 1906 году, оставив Большой театр, Рахманинов совершил путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В том же 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.
В 1911 году Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; затем он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры этой знаменитой певицы. До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Большой популярностью пользовались концерты, организуемые А. И. Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял.
21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С. В. Рахманинова в Петрограде.
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной; из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул; приходилась композитору двоюродной сестрой по отцу) и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию, практически без средств, оставив всё своё имущество.
В эмиграции. В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом. Поняв, что не сможет сейчас заняться композицией, и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно тренироваться на фортепиано. До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами. Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров, папарацци пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил, и репортёры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.
Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей — глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей. Лишь в 1926—1927 годах появляются новые произведения: Четвёртый концерт и три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, причем, 5 из них он начал в России и только последнее «Симфонические танцы» можно считать чисто «американскими».
Живя и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус  . В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Выступал с концертами на люцернском фестивале. Вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром, хотя дирижировал не часто. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.
Хотя Рахманинов терпеть не мог советскую власть и тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление. В годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за судьбу родины, он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание (меланома) его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании. Последний свой концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти.
Он был до февраля 1943 года гражданином России. И только перед смертью принял гражданство США, чтобы оформить наследство.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трёх дней до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико. В своем завещании Сергей Рахманинов распорядился похоронить его в Нью-Йорке рядом с женой и дочерью (???).
Рахманинов в жизни. По воспоминаниям друга Рахманинова А. Ф. Гедике, знавшего композитора ещё со времён учёбы в Московской консерватории и вплоть до его эмиграции, Рахманинов был человеком правдивым и скромным, никогда не лгал и никогда ничем не хвастал. Также он был очень аккуратным и точным, поддерживал идеальный порядок в своём кабинете, никогда не опаздывал, и в других ценил эти качества. Любил заранее надолго составлять расписание своих работ и очень страдал, если приходилось нарушать планы. Всякая творческая заминка очень быстро приводила Рахманинова к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию. В целом Рахманинов был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное. Рахманинов в молодости никогда серьёзно не болел, но зато был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжёлой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился весёлым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности. В моменты же хорошего расположения духа Рахманинов был бодр и весел, но всё же всегда сдержан и никогда не бывал суетлив. Он отличался тонким юмором и огромной наблюдательностью.
Начинал сочинять Рахманинов в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил. Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить или вообще бросить произведение. На фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в основном потому, что всё давалось ему на инструменте удивительно легко. Если играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое. Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.
Гости у Рахманинова бывали редко, в основном он общался с многочисленной роднёй жены, семья жила очень дружно. Из товарищей у него (нечасто) бывали: М. А. Слонов, Н. С. Морозов, Н. Г. Струве, А. А. Брандуков, Н. К. Метнер, Ю. Э. Конюс, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике. Лишь изредка Рахманинов выезжал на симфонические концерты и ещё реже в театр. Лето проводил в Тамбовской губернии в имении Сатиных — Ивановке, которое очень любил и потом выкупил у тестя. Имением занимался много, не жалея сил и средств, любил вникать в хозяйственные вопросы и организовывать хозяйство, приобретал для сельскохозяйственных работ новейшую технику.
Организаторский талант Рахманинова ещё ярче проявился, когда он, по просьбе своего друга, С. А. Кусевицкого, возглавил художественный совет Российского музыкального издательства, которое постепенно привёл к всемирной известности, несмотря на огромную конкуренцию и в России, и за рубежом.
Рахманинов очень любил церковное пение, часто даже зимой он вставал в семь часов утра и, наняв извозчика, ехал на церковную службу, чаще всего в Андроников монастырь на Таганке. Также Рахманинов любил цыганское пение, иногда засиживался до ночи в ресторанах «Яр» или «Стрельна». От этого по Москве поползли слухи, что Рахманинов — кутила, но это не соответствовало действительности. От закрытого образа жизни Рахманинова также произошёл слух, что он много пьёт, но, по утверждению семьи и друзей, это тоже было неправдой.
Разговаривал Рахманинов густым низким басом, негромко и неторопливо. Очень любил быстро ездить на автомобиле. Будучи близоруким человеком, управлял автомобилем без очков, что подчас приводило пассажиров в ужас.
В тяжёлые годы гражданской войны Рахманинов много помогал своим друзьям и знакомым. Некоторых его продуктовые посылки просто спасали от голода.»
В общем, эти сведения о жизни и характере Рахманинова соответствуют характеру его музыки – основательной, грустной, местами даже мрачноватой. Это уже мое личное мнение.
Теперь опять из Википедии:
«Творческая характеристика. Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены, как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).»
Ну, революция и, главным образом, эмиграция отразилась на творчестве Рахманинова только тем, что он стал мало сочинять.
«Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова, как верующего человека, прослеживаются христианские мотивы: Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916. Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику. В технике музыкальной композиции Рахманинов никак не отреагировал на «модные» новации XX века (такие как додекафония, ультрахроматизм, алеаторика, полистилистика и т. д.). При этом в рамках стиля, который в целом определяется как «неоромантический», Рахманинову удалось выработать специфический, легко узнаваемый на слух музыкальный язык. Для расширенной тональности Рахманинова, например, характерны так называемая рахманиновская субдоминанта (иначе «рахманиновская гармония») и модализмы (дорийский лад, цыганская гамма и др.), в ритмике — мультиоли в сочетании с регулярными группировками длительностей (полиритмия). Узнаваема и его специфическая фортепианная фактура.»
Для меня, как простого слушателя эти все «фонии» и «доминанты» - пустой звук.
«Эволюция творческого стиля. Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941). Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
Первый ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза], древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом. Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Он обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонациями древнерусского знаменного распева.
Рахманинов (наряду со Скрябиным и Метнером) вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.»
Здесь, на мой взгляд, сыграло роль то, что он эмигрировал на Запад и ненавидел советскую власть. А в Америке он считается американским композитором. Правда, неизвестно, как сложилась бы его жизнь и творчество, если бы он остался в России. Во всяком случае, всемирную славу он вряд ли приобрел бы.
«Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.»
Семья. 29 апреля 1902 года в Москве, в церкви 6-го гренадерского Таврического полка (венчал священник Анатолий Замараев) «потомственный дворянин Сергей Васильев Рахманинов» был обвенчан с дочерью статского советника девицей Натальей Александровой Сатиной (1877-1951), своей двоюродной сестрой. У супругов Рахманиновых были две дочери, Татьяна и Ирина. У Ирины была единственная дочь София Волконская, которая жила в Коста-Рике. Дочь Татьяна вышла замуж за юриста Б. Ю. Конюса, её сын Александр принял фамилию Рахманинов. Будучи по профессии юристом в сфере авторского права, он руководил Фондом С. В. Рахманинова. У Александра остались две дочери — Марина и Эммануэль.
Кстати, с этим фондом, видимо, связана история с выпуском в 1975 году американским певцом и музыкантом Эриком Карменом альбома, где в некоторых композициях он использовал мелодии из произведений Рахманинова. При этом он считал, что эти произведения находятся в общественном достоянии. Однако, потом ему пришлось долго разбираться с наследниками композитора. Вот так.

Мы посетили экскурсию в доме-музее в Ивановке.
Первоначально, до приобретения Сатиными этого имения, в том флигеле, в котором поселили молодоженов, было нечто вроде КПЗ (предварительное заключение). Отремонтировали флигель, надстроили второй этаж и в 1902 году предоставили первый этаж молодоженам.
В Ивановке Рахманинов написал очень много произведений (оперы, симфонии, концерты и т.д.)
Как уже сказано, дом в 1922 году был разрушен и сейчас восстановлен с нуля по чертежам, а мебель и предметы утвари собраны работниками музея. Интересно, что часть мебели сделана умельцами из нашего Абрамцева и принадлежала Савве Мамонтову.
Первым восстановили и отремонтировали флигель, где жил Рахманинов.
Есть так называемый «немой рояль» для разминки пальцев, который Рахманинов возил на все свои гастроли.
Хорошую экскурсию для нас провели индивидуально, других посетителей традиционно не было.
Жена сыграла на концертном рояле Блютнер в музыкальном салоне, причем, экскурсовод сама предложила сыграть, еле уговорили.
В этом музыкальном салоне в 2003 году стоял такой же музыкальный центр, как у нас дома.
В парке памятник Рахманинову, изображен в момент дирижирования, автор - местный скульптор, а плитку вокруг уложили в виде клавиатуры.
Утки и гуси на берегу пруда смотрят на ту строну, где сцена. Ждут начала концерта.
Красивый парк. Омовение в пруду.
В общем, Ивановка хорошее, интересное место. Далековато, но, говорят, можно доехать и по железной дороге, а потом на автобусе.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru