Писатель Николай Иванович Сладков

Евгений Пажитнов
Ищем родственников!
89262371485@mail.ru 8-977-740-61-77
......................
 .. Позже между Сладковым и Бианки завязалась переписка, посвященная разгадкам тайн литературного творчества, писательскому озарению... (Где искать письма и архивы писателей?
Обнаружил архив отца писателя Бианки:
БИАНКИ Валентин Львович (1857-1920), зоолог, сотрудник Зоологического музея Академии наук.
Архив ПФА РАН, ф. 309, 53 ед. хр., 1880-1917.)
Где архив Сладкова Н.И.?
Неизвестен состав семьи?
На кого оформлена могила на Волковом кладбище? а также кому принадлежат права на издание произведений?
Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса» (Сохранились ли фонограммы?)
Аудиокнига Вести из леса (Годы выпуска: 1950-е)
Жанр:Детские
Читает: В.Бианки, Николай Сладков
Время звучания: 3 часа 40 мин 50 сек.
...
Вести из леса (В.Бианки, Н.Сладков и др.) [1950-е, детская литература, радиопостановка, аудиоспектакль, MP3, 128kbps]
Вести из леса
 297
Формат: радиопостановка, аудиоспектакль, MP3, 128kbps
Автор: В.Бианки, Н.Сладков и др.
Год выпуска: 1950-е гг.
Жанр: детская литература
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: артисты ленинградских театров
Продолжительность: 03:40:50
Описание: В 50-е годы возникает и воплощается идея о радиопередаче для детей о природе. Передача эта была ежемесячной и получила название "Вести из леса". Для послевоенного поколения детей она была любимой и познавательной. "Чтобы занятно было, - говорил Виталий Бианки при подготовке очередной передачи своим коллегам, - чтобы не скучали ребята, а радовались".
Передачи разделены на 12 файлов по месяцам с января по декабрь, в которых в доступной и увлекательной форме рассказывается о жизни животных.
Доп. информация:
Рассказывают: В.Бианки, Н.Сладков, М.Зверев, А.Ливеровский, В.Горновский, Э.Шим.
Режиссеры:В.Лебедев и М.Петрова
Музыкальное оформление:С.Тихой.
....
Есть люди, которые понимают беседы птиц, животных, рыб, растений, внимательно их слушают, записывают и переводят на человеческий язык. Один из них – Николай Иванович Сладков. Он родился 5 января 1920 года в Москве в рабочей семье, жил и учился в Ленинграде.
Его встреча с природой произошла в старинных запущенных парках Детского села под Ленинградом, где семья Сладковых жила пять лет. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса, постигая его тайны. Николай, поняв, что «загадки в лесу – на каждом шагу», с 12 лет решил вести дневник наблюдений. Первыми были заметки о жизни птиц. Он становился настоящим исследователем. Позже Николай стал заниматься в кружке юных натуралистов при Зоологическом институте Академии наук. И здесь он познакомился с писателем Виталием Бианки. Ещё в детстве, будучи юннатом, Сладков приезжал на летние каникулы в новгородскую деревню к своему старшему товарищу.
Виталию Бианки, который уже в то время был известным писателем-натуралистом. Если бы мальчика Колю в то время спросили, кем он хочет быть, то, несомненно, ответ был бы: «биологом». О том, чтобы стать писателем, он тогда и не помышлял. Но именно Николая Сладкова Виталий Бианки назвал своим наследником в литературе. И именно на страницах бианковской «Лесной газеты» появились первые крохотные заметки лескора Николая Сладкова.
Но Великая Отечественная война помешала Николаю закончить институт. Он уходит добровольцем на фронт. Ему пришлось освоить профессию, о которой он и не думал. Николай Сладков стал офицером-топографом, занимался составлением карт местности, и знание природы очень пригодилось молодому лейтенанту. Однажды ему пришлось взять в руки почти двухметровых ужей, чтобы продемонстрировать солдатам их безопасность. Сладков исходил сотни километров: шагал по пустыням и болотам, поднимался в горы, забирался в пещеры, нырял на морское дно. И всё, что он видел, - фотографировал, что узнавал – записывал. Так и рождались его первые замыслы, сюжеты, строчки.
Его первая книжка «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. Тогда Сладков служил на Кавказе, и Виталий Бианки из Ленинграда прислал ему экземпляр этой книги с надписью «Автору восхищённый читатель». Вернувшись в Ленинград в 1957 году, Сладков вместе с Бианки принимал участие в подготовке знаменитой радиопередачи «Вести из леса».
О том, что он исколесил совершенно разные природные зоны нашей страны, наглядно отражено в названии книг: «С севера на юг», «Во льдах». «В пустыне», «В тундре», «В степи», «В песках», «В горах». Из своих поездок Сладков возвращался переполненный впечатлениями, нагруженный блокнотами с записями своих наблюдений, километрами магнитофонной и фотоплёнки. Он призывал: «Откройте глаза – и красота земли хлынет в вас водопадами красок… Всё живое пропитано поэзией и красотой».
Книги Н. Сладкова имеют широкую известность. Их более 60. Они переведены на многие языки мира. И большинство из них связано с природой, тайны которой раскрывает нам писатель. Из них мы узнаём необычайно интересные и познавательные случаи из жизни зверей и птиц. Рассказы и повести Николая Сладкова помогают нам постичь жизнь леса и его обитателей. Стоит протянуть руку к книжной полке, взять одно из изданий Николая Сладкова, и вместе с автором можно перенестись в прекрасный мир природы. Читая, мы узнаём много интересного и удивительного. Например, как просыпается весной медведь оттого, что подтаявший снег ему «штаны промочил». Произведения Николая Сладкова – это книги встреч, открытий, знакомств. Писатель хотел, чтобы люди, прочитав его произведения, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе, научились любить, познавать и защищать её. Он рассуждал: «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь». Николай Сладков необыкновенно органично умел совмещать в своём творчестве талант прекрасного рассказчика и учёного, открывая в природе что-то своё, неизвестное другим, и поведать об этом своим благодарным читателям.

.............
Николай Иванович Сладков – редкий писатель, выбравший своей творческой стезей служение природе. Его талант удивительным образом сочетал дар прекрасного рассказчика и блестящее знание флоры и фауны родного края. Свои произведения Сладков посвятил детям – подрастающему поколению, ответственному за разумное отношение к природе. Широко известны его книги «Подводная газета», «За пером синей птицы», «Краешком глаза» и другие.
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве. Отец  работал токарем, мама была домохозяйкой. С самого раннего детства прогулки доставляли мальчику особое удовольствие. Коля любил бывать в парках и скверах, где можно было встретить то белку, то яркого дятла, то стайку веселых птиц.
С переездом семьи в Ленинград такие прогулки стали еще увлекательнее. Семья Сладковых поселилась в Царском селе, которое славится живописными рощами и лесопарками. Здесь Коля научился распознавать «голоса» птиц, различать следы зверей, ядовитые растения от полезных. Свои наблюдения мальчик записывал в дневник, а полученные знания дополнял чтением множества книг о природе, ее тайнах и законах.
Будучи школьником, Сладков записался в кружок юннатов при Ленинградском зоологическом институте. Сюда приходили известные зоологи, которые делились знаниями с ребятами. Одним из них был писатель Виталий Бианки, он оценил дневниковые записи Николая и пригласил его в свою литературную школу. Юные ученики ходили в увлекательнейшие походы по уголкам дикой природы. Здесь Сладков сделал первые шаги в писательском творчестве, написал первые рассказы.
Молодость писателя пришлась на трудные военные годы. Николай сразу ушел добровольцем на фронт, где его знания природы пригодились как никогда. Парень прошел фронт военным топографом, изучал местность, искал самые короткие и безопасные дороги, участвовал в создании ловушек для немцев.
Не оставил Николай Иванович полюбившуюся профессию и в мирное время, совместив ее с любимым хобби – делиться любовью к природе в замечательных сочинениях для детей.
Книги...
Первые рассказы Николай Сладков написал в начале 1950-х годов, а в 1953-м вышла в свет первая книга под названием «Серебряный хвост». В ней автор собрал короткие истории о своих встречах с забавными лесными обитателями, их жизни в дикой природе, повадках и особенностях. Через 3 года вышел еще один сборник «Безымянной тропой», наполненный впечатлениями писателя о величественных горах Кавказа. В серии из почти 40 рассказов автор описывает необычных обитателей этого ареала, природные достопримечательности: хребты, реки, озера.
Собирая материал для своих произведений, писатель много путешествует. К примеру, книгу «Земля солнечного огня», изданную в 1970 году, он посвятил своему изучению пустыни, жизни обитателей этого мира. Как всегда, в поездке с автором верный помощник – фотоаппарат, позволяющий делать удивительные снимки – будущие иллюстрации издания.
В обширной библиографии литератора есть книги, посвященные путешествию по Африке («Миомбо», 1976) и Индии («Белые тигры», 1981). А сколько раз автор пересек родную страну – просто не счесть: и вплавь, и пешком, и на вертолете. Иногда эти вояжи становились поистине экстремальными.
Известен, к примеру, случай, когда Сладков, планируя проплыть реку Или вниз по течению, лишился байдарки. Тогда он проплыл часть реки до Балхаша вплавь на спине, поместив под голову надувную подушку, а вещи и припасы поместил на резиновый плотик и привязал к ноге.
А однажды Николай Иванович 9 дней прожил на горном карнизе у гнезда беркутов. При подъеме часть горного уступа обвалилась, заключив человека в каменную «ловушку». Писатель питался частью добычи, принесенной для птенцов, а потом потихоньку спустился, используя ветки, заимствованные из гнезда.
Однако никакие трудности не пугали писателя-натуралиста. Наоборот, каждое прикосновение к природе приносило новый радостный опыт, знания, которыми хотелось поделиться с читателями.
Самой благодарной и искренней аудиторией писателя всегда были дети. Он сам, полюбив природу еще в нежном возрасте, отчаянно нуждался в книгах, которые стали бы для него проводниками в желанный и волшебный мир. Поэтому сам с упоением писал детские сказки, в которых наделял лесных обитателей человеческими качествами («Бюро лесных услуг», «Лесной календарь»), короткие живые рассказы о том, как взаимодействуют люди и животные («Трясогузкины письма», «Медвежья горка»).
В 80-х годах автор пишет книги «В лес по загадки», «Иду я по лесу», «Азбука леса», которые можно назвать пособиями для юных следопытов. В этих произведениях Сладков погружает читателя в мир наблюдений за природой, описывает следы зверушек, их норы, манеры охоты. Все рассказы автор дополняет лично сделанными фотоиллюстрациями.
Последние произведения написаны автором в начале 1990-х годов. Всего в творческой копилке писателя более 60 книг о природе.
Личная жизнь...
Личная и семейная жизнь писателя – это белое пятно в его биографии. В источниках нет сведений о том, был ли Николай Иванович женат, есть ли у него дети. Коллеги и друзья характеризуют Сладкова как мягкого, интеллигентного, чуткого человека. Писатель Даниил Гранин так сказал о нем:
«В лесу, в горах благоговение перед жизнью, радость общения с ней заполняли его существо. Город же для него - огромная надгробная плита над похороненной землей».
Николай Иванович Сладков умер в возрасте 76 лет 25 июня 1996 года. О причинах смерти газеты не сообщили, только то, что писатель похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
На его могиле стоит скромная мраморная плита. На ней нет ни портрета, ни пышных эпитафий, только стихотворные строки:
«Сними печаль мою с небес.
Возьми меня в подлески, лес».
Библиография
1953 - «Серебряный хвост»
1956 - «Безымянной тропой»
1961 - «За птичьими голосами»
1963 - «Планета чудес»
1970 - «Земля солнечного огня»
1972 - «Земля над облаками»
1976 - «Миомбо»
1977 - «Смелый фотоохотник»
1978 - «Капли Солнца»
1979 - «Осиновый невидимка»
1981 - «За пером синей птицы»
1983 - «В лес по загадки»
1984 - «Разноцветная земля»
1986 - «Под шапкой-невидимкой»
1991 - «Весенние радости»
..............
Экранизации.
Мультфильм "Мальчик и лягушонок"
По рассказу Н. Сладкова. Представляет собой трагикомическую историю Лягушонка, извлеченного из болота сердобольным мальчиком и едва им не загубленного. Фильм говорит о необходимости осторожного, бережного вторжения человека в мир природы.
..........
© Союзмультфильм, 1989 г.  Режиссёр: Виктор Дудкин
.............
........
Сорокина Е.В.: Планета чудес Николая Сладкова.
Материал для беседы, посвященной 90-летию писателя Н. И. Сладкова.
Вы, кто любите природу —
Сумрак леса, шёпот листьев
В блеске солнечном долины...
И в горах раскаты грома,
Что как хлопанье орлиных
Тяжких крыльев раздаются,—
Вам принёс я эти саги...
Г. Лонгфелло

Природа — это увлекательнейшая книга.
Только начни читать её — и не оторвёшься.
Н. И. Сладков

«Растения и животные, леса, и горы, и моря, ветра, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами, - писал В. В. Бианки. - И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам - и все, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш, человеческий язык...».

Таким переводчиком с разных языков бессловесного мира на человеческий язык был писатель Николай Иванович Сладков. Все свое творчество он посвятил природе. Как каждый талантливый писатель, Н. И. Сладков открыл в ней что-то свое и написал о ней по-своему, не похоже на других. "Каждая полянка в лесу, - говорил он, - каждая низинка и каждый бугорок - не просто полянка, низинка и бугорок, а места согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные, благоприятно влияя друг на друга...".

Николай Иванович Сладков не только любовался природой, не только радовался ей, - он и тревожился, и заботился о ее судьбе. "Мы привыкли думать, что человек появился на Земле только ради того, чтобы решать свои человеческие проблемы, - говорил Николай Иванович, - но ведь это нелепость! Ему (человеку), единственному на Земле, природа дала разум. Он один на планете способен... понять законы, по которым развивается природа, постичь ее силу и ее слабость. И его долг - заботиться не только о себе, но обо всем на Земле. Обо всей Земле! Если мы не станем ее беречь, мы же можем все это потерять".

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве. Его отец был токарем-металлистом, а мать занималась домом, хозяйством, растила троих детей. Жили скромно. "Маму я всегда вспоминаю озабоченной: во что нас одеть, чем накормить, как выучить, - вспоминал впоследствии Николай Иванович, - на долю родителей выпали самые тяжелые годы нашей истории. Только лад в семье, как я теперь понимаю, поддерживал ее оптимизм и силы."

Николай был городским мальчиком: сначала семья жила в Москве, а затем (когда мальчику было шесть лет) Сладковы переехали в Ленинград (сейчас - Санкт-Петербург). "Самое сильное впечатление моего детства, - вспоминал писатель, - почему-то шум леса. Не пойму, откуда это, ведь я вырос в городе. Может, мне что-нибудь о лесе читали? Или рассказывали? Семя попало на благодатную землю и проросло. ... Я глубоко верю в силу детских впечатлений."

Первые встречи мальчика с природой происходили в небольших городских сквериках, а позже в старинных парках Царского Села, небольшого города Ленинградской области (город Пушкин). Здесь семья Сладковых жила пять лет, с 1929 по 1934 год. И здесь Николай гулял уже в старинных разросшихся парках, где можно было спрятаться в зарослях и, став невидимым, увидеть совсем близко дятла, белку, синицу. В пустынном парке мальчик чувствовал себя следопытом и первооткрывателем, как и его любимые герои книг Джека Лондона, Фенимора Купера, Жюля Верна.

С детства Николай Сладков стал вести дневник наблюдений. Сюда он заносил все, что казалось ему интересным. Сначала это были очень короткие записи: "Увидел трех дроздов", "Увидел тетерева с выводком". Со временем записи становились длиннее, и в них уже отражалось отношение к увиденному. Например вот как Сладков пишет о соловье: "Первый соловей так поет, что бросает то в жар, то в холод!"

Позже семья Сладковых вновь переехала, в Ленинград. Улица, на которой поселились Сладковы, называлась Лесной проспект. Сейчас он оказался чуть ли не в центре Петербурга, а в 1934 году был окраиной города. Сразу же за домом, где жил Николай Сладков, начиналась необустроенная, заболоченная окраина, а за ней - кустарники. Здесь водились чибисы и куличики, другие птицы и животные, которых не встретишь на улицах большого города. В дневнике наблюдений появилась в это время запись: "Да, то, что сделала природа, того искусственно не создать!" Но и город тоже многое дал для познания природы: здесь, в Ленинграде, Сладков впервые посетил зоопарк и Зоологический музей. Родители Николая не мешали сыну заниматься его любимым делом. Сначала они боялись отпускать его одного в лес, в незнакомые места, и с ним ходил отец. Но вскоре отец увидел, что бояться за сына нечего: он прекрасно ориентировался в лесу. Одних наблюдений Николаю становилось недостаточно, нужны были знания. И отец покупал сыну книги о природе, хотя их было тогда не так уж и много. Большим событием в жизни Николая стала покупка фотоаппарата. А позже, когда ему исполнилось 15 лет, у Николая появилось ружье "Фроловка" 28-го калибра. В дневнике в это время он записывает: "Теперь у меня есть все: ружье для добычи, фотоаппарат для съемки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей." С ружьем пятнадцатилетний Николай уезжал в лес на два - три дня. Самые вкусные домашние обеды не могли сравниться с той картошкой, которую он сам пек на костре. Он не просто бродил по лесу, он был настоящим исследователем: он внимательно слушал голоса леса, пристально наблюдал его жизнь, но в то же время он и расставлял силки, убивал нужных ему птиц и животных, чтобы изготовить чучела. Тогда Николаю и в голову не приходило, что он делает что-то дурное: ведь он делал это не просто так, а для науки, для изучения лесных жителей. Пройдут годы, прежде чем в его книгах прозвучит призыв: "Не бери в лес ружье!" В это время он уже пытается делать записи в форме рассказа. Из этих записей много лнт спустя выросли его рассказы о природе и животных.
Во время одного из таких путешествий в лес Николай Сладков встретил своего будущего приятеля Алексея Будина. Познакомившись с ним, Николай понял, что встретил родную душу - заядлого натуралиста. Алексей привел Николая Сладкова в знаменитый в конце 30-х годов кружок юных натуралистов при Зоологическом институте АН СССР. Здесь с ребятами занимались знаменитые зоологи. Этот кружок часто посещал известный писатель-натуралист Виталий Бианки. Побеседовав с Николаем, он сразу почувствовал к нему интерес и познакомился с его записями. Эта счастливая случайность - встреча с известным писателем - во многом определила будущее Сладкова. Когда пришло время решать, куда пойти учиться после школы, Николай решил поступать на биологический факультет Ленинградского университета. Но на приемных экзаменах ему не хватило всего полбалла, чтобы стать студентом университета. Тогда Сладков стал студентом Гидрографического института. Профессия, которой он обучался в институте, называлась гидрограф. Гидрографы исследуют дно рек, морей и океанов, они изучают и улучшают судоходные пути, чтобы по ним могли свободно проходить суда. Учеба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года ее прервала Великая Отечественная война.
Николай со своими друзьями - студентами решил идти в Военно - топографическое училище, чтобы получить новую, военную специальность - офицер - топограф. Топографы занимаются изучением и измерением поверхности Земли и точно отображают ее на планах и картах. На войне эта профессия очень важна, ведь планы всех сражений и передвижений войск разрабатываются на основе подробных карт и планов местности.
Уже осенью 1942 года Николай Сладков окончил училище, получил профессию военного топографа и звание лейтенанта. Его направили в Тбилиси, в четырнадцатый топографический отряд Закавказского фронта. Так на долгие годы судьба связала Сладкова с Кавказом. Военные топографы сами в военных действиях не участвовали. У них была другая задача: срочно создать обновленные карты прифронтовой полосы - тех мест, где фойна оставила свои страшные следы. "Война, как извержения вулканов, как ураган, землетрясения и наводнения, меняет землю до неузнаваемости: эти трагические изменения и положено мне теперь нанести на карту", - записал в это время Сладков. От того, как быстро и правильно будет выполнена новая карта, в конечном счете зависели тысячи человеческих жизней.
Сохранилась фотография: семь ребят - студентов. Совсем юные лица - даже отдаленно они не представляли себе, что несет с собой эта страшная война. Из семи ребят остался в живых один - Николай Сладков. Но и в это сложное время Николай Сладков думал не только о службе. Ведь его окружала непохожая на среднюю Россию, совершенно иная природа: Кавказские горы, казахстанские степи, пустыни Туркмении, хребет Копетдаг... В годы войны и послевоенные годы Сладков о многом рассказывал в письмах Виталию Валентиновичу Бианки, и многие письма превращаются в рассказы. В ответ от Бианки к Сладкову также аккуратно шли письма. В одном из них, в 1947 году, было сказано так: "Ты будешь писать - это неизбежно". А в 1952-м: "Ты - мой наследник. Ты будешь продолжать в жизни то дело, которое делал я: средствами словесного искусства призывать людей (равнодушных) стучаться "в природы замкнутую дверь"... Таланту научить нельзя, но технике писательской (без которой так и так не обойдешься) учиться надо всю жизнь. Тут я не могу тебе помочь."
Дом Виталия Валентиновича всегда был открыт для единомышленников и учеников, писателей - натуралистов, которых он называл "переводчиками с бессловесного языка природы". И их было немало: Н. М. Павлова, А. А. Ливеровский, Э. Ю. Шим, С. В. Сахарнов и другие. Но преемника - наследника Виталий Валентинович все же видел в Николае Сладкове, который в эту пору был за тридевять земель - где-то на Кавказе.
Первая книжка Николая Ивановича Сладкова "Серебряный хвост" вышла в 1953 году. Автору тогда было уже 33 года, и это была не первая литературная попытка, а итог многолетней подспудной работы. Из Ленинграда на Кавказ, где продолжал служить Сладков, прислали экземпляр тоненькой книжки с надписью учителя, Виталия Бианки: "Автору восхищенный читатель". Самуил Маршак сказал о молодом писателе "От него можно много ждать".
Первая книга Николая Сладкова понравилась и другому известному писателю - Михаилу Пришвину. Он был в это время уже тяжело болен, но книга Сладкова так его задела и взволновала, что он сразу же, из больницы, написал автору письмо. Особенно ему понравился рассказ о горных птицах - белоголовых сипах (это хищные птицы семейства ястребиных, их еще называют грифами). Позже Пришвин написал отзыв об этой книге - рецензию, в ней были такие слова: "Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, - это, прежде всего, свой глаз, открывающий что-то новое и как бы все небывалое. Я очень радуюсь тому настоящему, большому, что содержится в книжечке Сладкова."
Вслед за первой книгой появилась следующая - "Птенцы - хитрецы" (1955), за нее он получил премию на Всесоюзном конкурсе детской книги. Сладков продолжал писать, но совмещать работу военного топографа с писательским трудом становилось все трудней. По восемь месяцев он проводил в горах, без книг, без письменного стола. И когда Сладков почувствовал, что литература стала для него самым важным, главным делом его жизни, он решил уйти с военной службы, демобилизоваться и вернуться в Ленинград.
Это произошло в 1957 году. Здесь он принимает участие в знаменитой в то время радиопередаче "Вести из леса", организованной В. В. Бианки. В 1958 году Сладкова приняли в Союз писателей. Выходят его книжки "Десять стреляных гильз", "Джейранчик", "Трясогузкины письма", "Волшебные перышки", "Планета чудес", "За птичьими голосами", "Смелый фотоохотник", "В лесах счастливой охоты" и др. Одну их своих первых книг - "Краешком глаза" (1960) - Сладков посвятил памяти "писателя и человека" В. В. Бианки. От рассказа к рассказу, от книги к книге совершенствовал Сладков свое писательское мастерство. В своих произведениях он совмещал талант рассказчика и эрудицию ученого. Его книги полны загадок, открытий, интересных наблюдений, забавных историй.
Вот некоторые из них:
- "Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что еж будто бы весною... поет! Да не как там нибудь, а по-настоящему, чем-то похоже на птицу. Сам я поющего ежа не слыхал. Но рассказы об этом слышал не раз. Непременно бы надо проверить. Может, из вас кто-то слышал ежиное пение? Тогда расскажите нам" ("Под шапкой-невидимкой", "Поющий еж").
- "Сушит она (белка) осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг... мухомор!.. Для чего белке мухомор ядовитый? Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат?.. Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, мухомор сушеный для них что-то вроде лекарства? Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и проверить!" ("Под шапкой-невидимкой", "Белкин мухомор").

- «Ночью в зарослях... сыро и холодно... чуть солнышко, промокшие и продрогшие зайцы выбираются... на прогретые сухие полянки... Не выскакивают из зарослей, как зайцам положено, а шагают врастопырку на четырёх, словно мокрые кошки... Ложатся скорей врастяжку на тёплую землю: кто животом, кто боком, а то и спиной. Лежат и потихонечку сохнут. И курится над ними парок. Полная поляна просыхающих зайцев!» (Книга «Земля над облаками», рассказ «Заячья сушилка».)

- «Хомяк наткнулся на гнездо птицы, а там два большущих яйца. Только вот лапками никак яйцо не обхватить — выскальзывает. И за щёку такое не затолкать — ещё и рот раздерешь... Возился хомяк, возился, сопел, пыхтел, - ничего не получается. Тогда уперся в яйцо лбом - и покатил его к себе в нору! Раз дело не по зубам, не по лапам - головой работать надо! (Книга "Земля солнечного огня", рассказ "Хомяк работает головой").

- "Медведь стоял на задних лапах. Правой лапой провел по морде, будто утер пот. Левой - одним коготком, - почесал бедро. Шагнул к невысокой яблоньке... обхватил лапами стволик и так тряхнул, что замоталась яблонька, как от вихря!.., яблоки забарабанили по земле... подгреб яблоки пятерней, понюхал их, прихватил одно яблоко губами, пожевал и выплюнул... шагнул на задних лапах к соседней яблоньке. Высмотрел, тряхнул, пожевал... Опять выплюнул. Только яблоки с третьей яблони пришлись по вкусу" (Книга "Земля над облаками", рассказ "Старик").

Писатель много путешествовал: по пустыне в экзотической Африке, по Индии, по новгородским лесам. И везде он находил темы для своих новых книг. Из поездок он привозит толстые блокноты с записями, магнитофонные пленки с запиясми голосов природы. А вот от охоты с ружьем он теперь отказался - сменив патроны на фотопленку.

После окончания страшной, разрушительной Второй мировой войны многие страны, в том числе и наша, начали возвращаться к нормальной, мирной жизни, восстанавливать разрушенное хозяйство. Очень быстро во всем мире стали развиваться наука и техника, промышленность, транспорт, увеличилось количество людей на планете. Стало требоваться все больше металла, угля, нефти, леса. И все это люди забирали у природы. Брали, не задумываясь о последствиях. Поначалу казалось, что богатствам природы нет конца. Но на самом деле это не так. Это понимал писатель Николай Сладков, и в своих книгах он старался не только заинтересовать читателей тайнами природы, не только обратить внимание на ее красоту. Главное - он хотел научить людей бережно относиться к природе и жить с ней в ладу, ведь человек тоже часть природы.

Завершая одну из своих книг, рассказ - путешествие "Свист диких крыльев", Сладков написал: "Давно и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора ли заглянуть и в себя? Какими видят нас настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы, властелины Земли? Чего мы хотим? И что мы творим? Глаза в глаза: человек и живая природа..." Сладков одним из первых начал говорить об экологических проблемах природы. Три его книги: "Подводная газета", "Земля солнечного огня" и "Земля над облаками" - можно назвать экологическими энциклопедиями.

Первой была "Подводная газета". Книга вышла в 1966 году. "Подводная газета" продолжила традиции "Лесной газеты" Виталия Бианки. Как и "Лесная газета", "Подводная газета" сделана по временам года, хотя привычных, видимых примет времен года там, под водой, нет. Книга начинается с весны, с марта - апреля. Оказывается, весеннее пробуждение природы, ее возрождение после зимней спячки, под водой начинается раньше и проявляется ярче и активнее, чем на суше.

"Земля солнечного огня" - книга о пустыне. Сладков рассказывает об экологических цепочках, которые связывают жителей пустыни. Вот, например, в притче "Вода с ножками" Сладков рассказывает: "Каждое живое существо в пустыне как бы бурдючок (мешок из шкуры животного для хранения жидкости) с водой: воды в нем по весу чуть ли не две трети". И вся добыча - это не только еда, но и вода, влага, которая в жаркой пустыне дороже еды. Вот и возникает цепочка: "Цветок высосал из песка капельку. Агама (ящерица) проглотила цветок. Агаму проглотил удав. Удавчика поймал еж. Ежа скогтил филин. Филин замешкался и попал в зубы к волку. Так капелька воды из песка попала в волчью утробу".

Третья книга - "Земля над облаками" - о жизни в горах. Работая над этой книгой, Сладков вспомнил свою юность, прошедшую на Кавказе. Да и позже, когда писатель бывал на Памире, Тянь - Шане, в горах Алатау, его поражала ни на что не похожая природа гор, где все наоборот: облака и птицы пролетают глубоко внизу, а водопады шумят высоко над головой. И в этой книге отчетливо прослеживаются глубокие экологические связи между разными формами жизни и даже между живой и неживой природой.

После долгих путешествий в Африку и Индию Сладков написал книги "Миомбо" (об Африке) и "Белые тигры" (об Индии). Миомбо - это светлые редкие леса на зеленых холмах Африки, где живут на воле дикие звери. Рассказывая о животных саванны и миомбо, Сладков взволнованно восклицает: "Поднимемся ли мы до благословения перед жизнью, перед тайной и красотой дикой природы? Или превратим ее в скотный двор? Или в стрельбище для "спортсменов-охотников"? Редкие и немногочисленные, к сожалению, островки живой природы, которые надо тщательно охранять, чтобы уберечь. От кого же? От человека! Ведь за один человеческий век люди уничтожили девять десятых африканских зверей".

В статье "О чем пишут природники" в 1983 году Сладков написал: "Если мы хотим сохранить себя, мы должны сохранить природу. Природу в себе и себя в природе".

"Мои книги - это плоды моих увлечений, - говорил Николай Сладков. - Увлечение фотоохотой породило книги: "Смелый фотоохотник", "Под шапкой - невидимкой", "Тридцать шесть радостей"."

В книге "Смелый фотоохотник", изданной в 1963 году, Николай Иванович не только увлекательно рассказывает о природе, но и делится практическими советами, взятыми из собственного опыта. Книга имела успех у ребят, многих она заразила страстью к фотоохоте. Фотоохоте посвящены и книги "Под шапкой - невидимкой" (1968), "Силуэты на облаках (1972)" . Под редакцией Николая Сладкова вышел сборник "Тридцать шесть радостей" - это тоже книга о фотоохоте, в ней собраны рассказы и фотографии людей, увлеченных фотоохотой.

В предисловии к книге Н. И. Сладков написал: "Охота с фоторужьем - вот где на самом деле не будет ни пуха, ни пера! Но вы добудете нечто куда более ценное - Радость и Знание. Радость близкого общения с природой, знание жизни ее многочисленных обитателей. Вам не придется никого убивать, но вы всегда будете возвращаться с богатой добычей. А лес от этого не станет беднее. Да, фотоохота - удивительная охота. "Стреляешь" - но не убиваешь, уносишь - но оставляешь, разгадываешь - а загадок не уменьшается".

К этим сборникам очень тесно примыкает и другой сборник - "Охота за голосами", вышедший в свет два года спустя и посвященный магнитофонной записи живых голосов природы. То, чего нельзя увидеть, можно услышать. Это искусство, пожалуй, даже сложнее, чем фотоохота. В "Охоте за голосами" читатель сделает для себя много открытий, потому что, кроме птиц и зверей, он услышит здесь голоса рыб и даже насекомых. Сладков считает: пришла пора понять, что ценность природы для человека не только в ее кладовых со всевозможными запасами и богатствами, но и в ее красоте. Бескорыстное общение с природой необходимо человеку для души, для познания жизни и самого себя, для углубления своего духовного мира. В своих книгах Н. И. Сладков рассказывал о событиях вполне реальных и лично им пережитых, считая, что чудеса на самом деле - рядом с нами. В дневнике Сладкова есть характерная запись: "Во многих книжках я старался показать, что в жизни вообще нет обычного. Все вокруг тайна и чудо. Самый обчный цветок - это великое чудо, рожденное из комочка земли и капли солнца". Каждый рассказ писателя - открытие, которое помогает иначе взглянуть на мир, задуматься и определить свое отношение к нему, свою ответственность за него.

Николай Иванович с ранней юности привык вести записные книжки, они были с ним всюду и служили источником сюжетов его рассказов. "Что значат для меня старые записи? Это возможность до сих пор путешествовать по горам и пустыням, степям и лесам, заново пройти по старым тропам с умудренной годами головой", - писал Николай Сладков. Вести такие записные книжки он призывает и своих читателей в книге "Под шапкой - невидимкой". "Записная книжка - это "машина времени", - пишет он. - Помните, была такая фантастическая машина, на которой можно было перенестись в будущее? И увидеть, например, себя стариком. Наверное, не очень-то это большое удовольствие... Куда приятнее увидеть себя молодым. И вот тут-то пригодится записная книжка! Неделя назад, месяц назад, целый год!... Мелькают листочки в записной книжке, как спицы в колесе "машины времени"."

Какие же записи были в записной книжке писателя? Вот несколько из них:

"Незнакомое всегда страшит. Хотя бы поэтому мы должны узнавать природу - чтобы не бояться ее".
"В душе я охотник. Но не за шкурой и мясом, и не с дурацким ружьем в руках. Я сам себе ружье, я собой прицеливаюсь и собой стреляю. А добыча моя - вся природа".
"Я слишком хорошо знаю диких лесных животных, чтобы быть охотником и стрелять в них. И мне непонятна такая любовь к природе, когда объясняешься в своей любви с ружьем в руках".
"Лешие и кикиморы навсегда исчезли из леса. Предлагаю, пока не поздно, занести в Красную книгу хотя бы эхо. И всех солнечных зайчиков".
"Весной идешь по лесу и собираешь в себя, как грибы в лукошко, песни птиц".
"Скворцы в пригородах все реже подражают иволгам и соловьям и все чаще - мотоциклам и гудкам электричек".
"Установлено, что травинка остается живой, если в течение лета на нее наступят 90 раз, но если наступить 90 раз в один день - она погибнет".
"Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат... Всю жизнь с деревьями плечом к плечу. И хочется стиснуть ладонями их руки - ветви и крепко пожать".
"Любому дураку по силам загубить дерево, птицу, целый лес. А вот сберечь их и вырастить не каждому умному по уму".
"Мы считаем кошек глупее собак только потому, что они не хотят делать то, что мы им приказываем".
"Дети живут в мире загадок: потому они такие счастливые, деятельные, любознательные, увлеченные".
"Зависть берет, когда видишь малышей, которым все интересно! И берет оторопь, когда встречаешь юнцов, которым ничто не интересно. Где, когда и, главное, почему потеряли они интерес?"
Всего Сладковым написано более 60 книг. В них он говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые загадывает она нам. Читая его книги, мы вместе с ним путешествуем по вечно молодой земле, удивляемся разнообразию жизни в океане и в пустыне, в тайге и в тундре, и высоко в горах. Читая его книги, мы становимся богаче и добрей.

"Николай Иванович Сладков мечтал приохотить людей к общению с лесом, травами, реками, их населением, зная, как это надо человеческой душе. Он делал для этого все, что мог. Экологическое сознание укрепляется у нас еще слабо, робко, но все же оно появилось, и в этом есть заслуга Николая Сладкова. Талант его рассказов будет не умолкая пробуждатьлюбовь людей к защите дарованного нам чуда природы" (Д. Гранин).

"Сладков - писатель одной темы, но в каждой книге эта тема предстает в каком-то особенном ракурсе" (Н. Неуймина).
................
Сладков Николай Иванович
Книга. Неуймина Н. Николай Сладков.- Советский писатель. Ленинградское отделение. 1988. – 286 с.
Неуймина, Наталья Кирилловна.
Николай Сладков : Писатель и человек / Наталия Неуймина. - Л. : Сов. писатель : Ленингр. отд-ние, 1988. - 285,[2] с. : ил.; 17 см.; ISBN 5-265-00237-5 (В пер.) : 75 к.
Перед вып. дан. авт.: Наталия Кирилловна Неуймина
Русская советская детская литература
Детская и юношеская литература русская советская
FB 2 88-38/141
FB 2 88-38/140
...
Неуймина (ур. Огродникова)  Наталья Кирилловна (1928–2009), критик, публицист, главный редактор ленинградского отделения Детгиза (до 1978 г.)
...
Сладков рос в семье токаря-металлиста Ивана Николаевича и его жены Анастасии Федоровны, которая занималась домом, тремя детьми. Сладков был городским мальчиком. Родился он 5 января 1920 года в Москве, а с шести лет жил в Ленинграде. Почти пять лет, с 1929 по 1934 год, Сладковы жили в Детском Селе. Особенно его привлекал его глухой и запущенный Баболовский парк. Затем Ленинград, Лесной проспект, рядом с парком Лесотехнической академии. Дом стоял последним на улице, и в 1934 году это уже была окраина города. 11 июля 1932 года двенадцатилетний подросток впервые в чистой тетради сделал записи: «У береговой ласточки в гнезде яйца». Затем стал делать постоянные дневниковые записи. Дневник натуралиста. Сладковы купили фотоаппарат. Два важных события в детстве: зоопарк и Зоологический музей. На праздники и в выходные с отцом ездили в Ушаки, в лес. В пятнадцать лет отец подарил ружье. Уезжал на два-три дня в лес. 6 февраля 1935 года – запись: «буду писать в форме рассказа, хотя чрезвычайно трудно передать свое настроение словами, зато на страницах дневника останутся дорогие мне мысли». Кружок юных натуралистов при Зоологическом музее Ан СССР. Бианки. Гидрографический институт «Главсевморпуть». Архангельск, ледокол « Сибиряков». Осенью 1942 года окончил училище, получил профессию военного топографа и звание лейтенанта. Его направляют в Тбилиси, в четырнадцатый топографически отряд Закавказского фронта. На Закавказье создавал карты прифронтовой полосы. Случайно оказавшись затем в Ереване, женился на Евгении Александровне. В 1958 году Сладкова приняли в Союз писателей. В 1957 году Сладков освободился от военной службы, и все его семейство с обжитого Кавказа отправилось в Ленинград. Много путешествовал по стране, а затем по миру. Фотоохота.
.....
Путешествие за птицами. Глава 31
Александр Лухтанов
               


              Дом на канале Грибоедова

Этот дом в самом центре города все ленинградцы знали как писательский. Его и в самом деле власти города когда-то отдали членам Союза писателей и другим творческим работникам, артистам, деятелям культуры. Из рассказов самого Сладкова знаю, что там жил М.Зощенко, и сам видел артиста Филиппова. Того самого худющего комика-актера, сыгравшего Кису Воробьянинова в фильме  «12 стульев».
Я бывал там раз семь или восемь, а первый раз мы с женой приехали по приглашению четы Сладковых летом 1968 года. Детей оставили у родных в Алма-Ате, а сами на самолете махнули в Ленинград.
Разыскать дом было просто: напротив Казанского собора Невский проспект пересекает канал Грибоедова. Вдоль него от книжного магазина пройти почти до церкви на крови – очень красивый собор, похожий на собор Василия Блаженного в Москве – и почти напротив старый пятиэтажный дом розового цвета. Со двора войти в последний подъезд этого гиганта еще дореволюционной постройки.
Огромный лестничный проем, гулкая тишина каменных коридоров, старинный лифт с ограждением из литого узорного чугуна. Почему-то на ум приходит Париж, Мопассан и импрессионисты, а еще больше Достоевский и Гоголь. Ледяная холодность каменного коридора настораживает и даже пугает, но обычная неловкость при входе в чужой дом слетела с первыми фразами Евгении Александровны, открывшей нам дверь и милой старушки Анастасии Михайловны – тещи Сладкова, – вышедшей нас встречать. Не очень столичные, скорее простые русские женщины, но сколько в них мягкого такта, сердечности и домашней доброты! Необычно выглядел и Николай Иванович в комнатных тапочках и пижаме. Куда как привычней мне видеть его в походном  снаряжении в ботинках с высокими голенищами, в куртке и деголлевской кепи с большим козырьком. Но улыбка, типичная для него сдержанность, манера говорить, пересыпая речь остротами и каламбурами, все та же.
Через минуту мы, как и было нам рекомендовано добрыми хозяевами, чувствовали себя как дома: мылись в душе, обедали и осматривались. Наверное, жилище человека  отражает суть и характер самих его хозяев, а точнее, его хозяина. Большой, почти свободный от мебели зал, еще комната и за ней кабинет писателя. Конечно, это не зверевская келья, напоминающая пещеру Али Бабы – натуралиста с его птичьими вольерами, щебетом щеглов и коноплянок, с музейными раритетами и диковинками из мира природы. Здесь тоже были книжные шкафы с модными новинками, причем не только зоологического содержания,  кое-какие рога и клыки на стенах, сувениры на тему природы, но скромно и очень сдержанно.
- Николай Иванович, а как вы работаете?
- Работаю над книгами? В основном по ночам. Днем-то, знаете, все что-то отвлекает. Разговоры домашних, телевизор, еда; то в город надо сходить, в основном по редакциям. Все это выбивает из колеи. У меня, хотя и своя комната, а сосредоточиться трудно. Вот когда все улягутся, в доме тишина, тогда можно и с мыслями собраться. Иногда сижу до утра и бываю счастлив, если получается:
- Это же вредно для здоровья!
- Ну, что поделаешь, по-другому я не могу.
- А Максим Дмитриевич стучит на машинке, не оторвется, даже если рядом будет грохотать трактор.
- У него божий дар. Стальные нервы. Он и человек не от мира сего. Прожил как святой, вот и сохранил здоровье. Вот еще телевизор отвлекает, - вспомнил Сладков. - Но и без него от жизни отстанешь. Иногда смотрю кино, а уж хоккей не пропускаю никогда.
- Вы как Долгушин. Тот без футбола жить не мог.
Моя слабость – балет, а из балетных спектаклей – Жизель. Мы с женой тогда побывали на всех постановках, что шли в Мариинском (тогда Кировском) театре. А в один из других приездов я умудрился насладиться сразу тремя постановками Жизели: в Мариинке, Малом оперном и в студии консерватории.
Прямо из окон сладковской квартиры, окно в окно (правда через канал) студийные комнаты Малого оперного театра. Даже видны силуэты занимающихся балерин. А чуть наискосок величественный, весь в  мозаичных фресках и с цветными луковками собор, построенный на месте гибели царя Александра II.
Друзей у Николая Ивановича, насколько я знаю, было немного. Поэт Михаил Дудин, орнитолог профессор Мальчевский, московский физик и любитель бабочек Мурзин. Переписывался с В.Михайловым, охотоведом из Череповца.
Как-то вместе со мной, но позже часа на два, к Сладковым приехал Мурзин из Москвы. Мы долго смотрели слайды, сделанные им во время его путешествий по Средней Азии. Николай Иванович и Владимир Сергеевич долго вспоминали эпизоды совместных поездок, а я все думал, где я буду спать. Меня, хотя я был намного моложе профессора (а уж чином и вовсе не чета), положили на диван, а Мурзину постелили на полу. Евгения Александровна сказала: «Вы же раньше приехали, значит, ваше право». Мурзин – интеллигентнейший человек и вида не подал.
- Отдыхайте спокойно, - напутствовала Евгения Александровна, стеля постель. – Конечно, это не в горах, ни козодои, ни жабы здесь не поют».
- А что, жаб я обязательно заведу, - откликнулся на это Сладков. – Это моя мечта. Геккончиков держал, но они почему-то молчали. А вот кузнечик зеленый, пожалуйста, очень даже хорошо по ночам стрекотал. Знаете, такой, что с макушки высоких деревьев поет. У вас в Алма-Ате их много, там ведь такие черные ночи!
У Сладкова в доме никогда не было ни собак, ни кошек. Зато частенько жила какая-нибудь мелочь в террариуме: мелкие ящерицы из Средней Азии, жуки. Одно время держали бурундука или белку-летягу. Я пару раз пытался посылать им ящериц в бандерольках, но посылки неизменно возвращали мне с почты назад: «Там у вас что-то скребется. Вдруг да змея выползет». А я и взаправду собирался послать удавчика.
С годами обстановка в квартире Сладковых менялась. После поездок писателя в Индию и Африку в квартире появилась масса сувениров. В зале на столе бродило целое стадо из слонов, носорогов и львов, на стенах стали красоваться африканские маски и причудливые фигурки негритянских колдунов. Целые коллекции прекрасных морских раковин украшали теперь шкафы и серванты, но любимой была чудесно изготовленная деревянная кобра. Цветная, складывающаяся, точь-в-точь живая – ей можно было придать любое положение – она лежала теперь постоянно на письменном столе писателя.
Зимой 1982 года я навестил Николая Ивановича вдвоем с сыном Володей. Он уже окончил университет и работал в Ленинграде, в Биологическом институте.
Встречали, как всегда радушно, особенно хлопотали женщины.
- А у нас теперь есть Андрюша, - ангельским голоском объявила Анастасия Михайловна. – Женя вышла замуж.
- Да, - подтвердила Евгения Александровна, - но сейчас ее нет, она на работе.
- А сын плавает у берегов Антарктиды, -  с гордостью добавил Николай Иванович. – На научном судне. Он у нас океанограф.
Мы вспоминали поездки, говорили о планах, а потом ужинали.
Николай Иванович сидел за столом справный, моложавый, но слегка задумчивый. Евгения Александровна цедила чай из чайника через ситечко, коротко пояснив:
- Так теперь у нас принято. Знаете, всюду канцерогены, даже в чаинках.
- Ой-да-а, - обычной своей прибауткой откликнулся на это Сладков. – Вот такие пироги. Женя, дай мне еще двадцать лет, и я успею закончить задуманное.
- Что двадцать, живи больше.
- Нет-нет, хотя бы двадцать. У меня столько планов!
Я хорошо понимал Николая Ивановича. Сидячий образ жизни, работа по ночам изматывали его организм. Сладков работал на износ, и даже ежегодные поездки на дачу в Ерзовку не восстанавливали здоровья. Но бросить  литературные занятия было для него равносильно смерти.
Последнее наше свидание было весной 1992 года. Мы беседовали в кабинете Николая Ивановича. Светило яркое солнце, на подоконнике с наружной стороны ворковала  влюбленная парочка голубей, и голубь в одном метре от головы писателя нежно гладил свою подружку по голове.
- Николай Иванович, а помните…
- Еще бы не помнить! Лучшие минуты жизни…
Это были часы воспоминаний. Думал ли я о том, что вижу близкого мне человека в последний раз? Я уехал навсегда, но у меня остались мои записные книжки, фотографии и письма Сладкова. Их много и темы, затронутые в них, отражают суть самого писателя, главным в жизни которого было литературное творчество и природа. Едва ли не в каждом втором письме присутствует объяснение в любви к лесу. Это была его привязанность с раннего детства, счастье и боль, главный источник вдохновения и творчества. Сколько проникновенных строчек посвящено ему в книгах и в письмах!
 Не менее любимы писателем и пустыни, и горы, степи и подводное царство. Сладкова можно назвать человеком и поэтом всего мира. Преданный природе русского леса, также трепетно он относился и к пустыням Средней Азии и юга Казахстана.
            Последнее письмо, написанное мне в ноябре 1994 года, Николай Иванович закончил так:
Вспоминаю наши поездки, и всегда щекочет у сердца: славное было время. Бианки в последнем письме ко мне написал: «И зачем все было? Нет, было все не напрасно! Что было, то было. Плохо тому, у кого, вообще, ничего не было». Ваша задача теперь превратить это «было» в «будет», что останется навсегда».
Я попытался, как мог, выполнить  этот завет. Письма же Сладкова показались мне настолько интересными и содержательными, что я решил представить их читателю отдельно (См. За пером Синей птицы).