555 Знакомство с Ньюпорт Ньюс 9 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

555. Знакомство с крейсером «Ньюпорт Ньюс». 9 октября 1973 года.

Сводка погоды: Вторник 9 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море. Норвежская метеостанция «Листа флйпласс» (город Вестбюгда, Южная Норвегия), географические координаты: 58.100,6.633, первое наблюдение: 01.01.1973 г., последнее наблюдение: 10.08.2007 г. дала следующие данные по погоде в морском районе на границе Северного моря и пролива Скагеррак: максимальная температура воздуха +7.0°C, минимальная +6.0°C, средняя температура воздуха +6.2°C. Без осадков. Скорость ветра слабая - 3 м/с (2 балла по шкале Бофорта). Короткие волны максимальной высотой до 0,3 м, гребни не опрокидываются и выглядят стекловидными. Из-за понижения температуры воздуха ветерок ощущается лицом, обдувает лицо и холодит щёки. Эффективная температура воздуха в данном районе Северного моря + 3.4°C.

О встрече БПК «Свирепый» с американским крейсером «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News СА-148) и о координатах этой встречи сразу же было доложено в Главный штаб ВМФ СССР, главный штаб ДКБФ и в штаб нашего соединения 128-й БРК 12-й ДРК ДКБФ. Такая тройная радиотелеграмма был отправлена командиром БПК «Свирепый» капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым неспроста, этой «тройной шифровкой» он недвусмысленно давал понять, что боевую задачу выполнил. Теперь другие могут и должны следить и сопровождать этого «американца».

Всё же на «Большой земле» (так мы про себя называли наши главные штабы ВМФ и ДКБФ – автор) нас услышали и вскоре на высоте чуть ниже облачного слоя над нашим морским районом, в котором мы следовали с американским крейсером по направлению к Осло-фьорду, пролетел наш советский самолёт-разведчик Ту-16Р. Он только лишь пролетел над нами, а «американец» тут же прибавил ходу и поспешил к границе норвежских территориальных вод.

Американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News СА-148) уходил, БПК «Свирепый» его уже не преследовал «по пятам», поэтому у меня было всего около часа, чтобы хоть что-то оставить в своих разведотчётах.

Я внимательно всматривался в надстройки, антенны, орудийные башни и палубу американского крейсера и пытался «углядеть» что-то интересное, необычное, выдающееся в нём, но наш корабль шёл «наискосок» к западному ветру и грядам ветрового волнения и бортовая качка была такой, что «американец» всё время выскальзывал из поля зрения бинокулярного перископического визира ВБП-451. При такой бортовой качке сделать качественные снимки моими рабочими фотоаппаратами «ФЭД-3» и «Зенит-У» без телеобъективов на такой дистанции было невозможно. Тогда я решил воспользоваться своим репортёрским магнитофоном «Десна» и начал наговаривать будущий текст своего отчёта в разведотдел штаба нашего соединения.

Сначала я не обращал внимания на окружающих, потому что всё время стоял в позе буквы «зю», склонившись к окулярам визира ВБП-451, но потом я спиной почувствовал неладное и обернулся. Позади меня стояли старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев. Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров сидел в своём командирском кресле слева от меня и смотрел на меня, как мне показалось, с добрым юмором или сатирой…

- Матрос Суворов, - командирским требовательным голосом обратился ко мне старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов. – Что вы там бормочите про крейсер? Про какого-то «американца», про какие-то краны на корме, рельсы, вертолёт, похожий на стрекозу? Это что? Ваши данные в разведотчёт? И «это»! вы будете докладывать в штаб?!
- Александр, - миролюбиво сказал замполит капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин, - о чём вы там рассказываете такое интересное? Я что-то не помню ничего такого про этот американский крейсер…
- Александр Сергеевич, - вдруг обратился ко мне с полным вниманием начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев. – Нельзя ли поподробнее описать антенные посты РЛС крейсера? Сравнить размеры антенн с конструкциями корабля, дать их приблизительные размеры и конфигурацию? Если невозможно сфотографировать, то вы можете их зарисовать в альбоме?

- Не мешайте ему! – насмешливо, но в то же время твёрдо сказал командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. – Суворов сам знает, что ему делать и как. Он знает, на что обратить особое внимание и, конечно же, зарисует всё, что сможет. Верно, матрос Суворов?
- Точно так, товарищ командир! – ответил я по привычке, хотя по уставу и морским правилам обращаться к командиру корабля с таким обращением («товарищ командир») могли только замполит и старпом, все остальные офицеры, мичманы и личный состав моряков срочной службы обязаны были обращаться к командиру корабля только по званию: «Товарищ капитан 3 ранга».

Дело в том, что ещё с декабря 1972 года, когда после прохождения размагничивания корабля на стенде ВМФ №1 в бухте Хара-Лахт БПК «Свирепый» попал в полосу «гнилого тумана» и на корабле началась жестокая эпидемия гриппа, я двое суток стоял на руле за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11», потому что перед этим наш корабельный доктор старший лейтенант Л.Н. Кукуруза всыпал мне в нос своим пульверизатором огромную порцию «антигриппина». Я тогда был один из очень многих, кто не заболел и мы вдвоём с командиром корабля капитаном 3 ранга Евгением Петровичем Назаровым, который лечился от гриппа горячим чаем с лимоном и марочным коньяком, стояли на ходовом мостике бессменную вахту, покуда не привели БПК «Свирепый» на Карантинную стоянку у ВМБ Либава (Лиепая).

Евгений Петрович Назаров поил меня тогда своим командирским чаем с коньяком, от которого я ещё сильнее хотел спать, а он в полудрёме в ночи слушал мои стихи, которые я ему читал, и мы по-дружески беседовали о том, о сём, чтобы не заснуть. Вот с тех пор я получил негласное право обращаться (в редких случаях) к командиру корабля не так, как все. Я не злоупотреблял этим «правом», но иногда у меня такое обращение к командиру корабля «прорывалось». Старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов был очень, ну, очень этим недоволен…

- Что вы «надыбали», Суворов? – с усмешкой спросил Евгений Петрович Назаров и разрешил. – Расскажите нам о том, чего мы не знаем.

И я рассказал…

Я рассказал командиру корабля и старшим офицерам БПК «Свирепый» всё, что я прочитал в секретном справочнике силуэтов и контуров кораблей, судов, самолётов и вертолётов ВМС США и НАТО об этом типе американских крейсеров: их ТТХ и ТТД; описал конструкцию и компоновку надстроек крейсера «Ньюпорт Ньюс», обратив внимание офицеров на изменения, которые не совпадали с описанием 1962 года; рассказал о характерном поведении корабля вчера вечером, когда он шёл в Северном море без ходовых огней; рассказал о конструкции и поведении крейсерского вертолёта и точно назвал его тип «Sikorsky H-5», потому что видел его фото в журнале «Зарубежное военное обозрение»; описал вид и конструкцию антенных постов РЛС крейсера, сравнив их размеры (конечно, приблизительно) с размерами корабельных мачт, орудийных башен и надстроек. Кстати, при определении размеров я пользовался координатной сеткой в окулярах визира ВБП-451.

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров и все остальные, кто присутствовал при этом, не перебивали меня и не задавали вопросов, просто слушали, а я, боясь потерять их внимание, всё воодушевлялся и воодушевлялся, рассказывал о крейсере всё подробнее и подробнее. Однако, данных у меня об этом американском корабле было мало и вскоре я «иссяк».

Выражение лиц командира корабля и старших офицеров было разным. Капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин смотрел на меня и на других с гордостью и восторгом. Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант жестом отстранил меня от окуляров визира ВБП-451 и прильнул к ним, чтобы самому убедиться в истинности моих слов. Начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев спокойно кивнул мне головой и попросил дать прослушать ещё раз плёнку на магнитофоне, который я забыл выключить. Командир БПК «Свирепый» отвернулся от нас к передним иллюминаторам ходовой рубки и напряжённо о чём-то задумался. Я подумал, что «хватил лишку» и «наглухо» замолчал.

Тогда днём 9 октября 1973 года мы все, кто был на БПК «Свирепый», видели впервые этот грозный с виду большой боевой американский корабль, крейсер «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News СА-148), поэтому всё в его облике, фактуре, вооружении было нам в новинку, интересно и познавательно. Я смотрел «во все глаза» через окуляры бинокулярного перископического визира ВБП-451 на этот крейсер и старался запомнить все его мельчайшие детали, прежде всего, радиотехнического вооружения.

Из справочника я уже знал, что этот крейсер постройки 1948 года, то есть старый, но вид его РЛС свидетельствовал о том, что на крейсере есть современное вооружение, возможно, ракетное, поэтому я очень хотел познакомиться с этим «американцем» как можно подробнее. Теперь-то, конечно, есть полная информация об истории создания, конструкции, составе, вооружении и других ТТД (тактико-технических данных) крейсера ВМС США «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News, СА-148). Поэтому познакомлю и вас с этим кораблём, а поможет мне в этом один из его моряков, служивших на крейсере «Ньюпорт Ньюс» в 1972-1975 годах - Дэвид Латух (автор прекрасных рисунков крейсера «Ньюпорт Ньюс» для создания его моделей-копий):

«В августе 1972 года я шел через вестибюль штаба подготовки новобранцев в Сан-Диего, - пишет Дэвид Латух в своих воспоминаниях, – когда я положил глаз на латунную модель корабля длиной шесть с лишним футов, заключенную в стеклянный футляр. Когда я подошел ближе, то принял судно за линкор, три тройные башни и т.д., но после беглого взгляда я понял, что это был тяжелый крейсер. Это был фактический USS Newport News, это была моя любовь с первого взгляда. После учебного лагеря и школы «А» я был назначен на USS Skipjack (SSN-585) и отслужил на нём в течение 13 месяцев, пока меня не меня перевели. Одним из вариантов места моей службы был USS Newport News (CA-148), к экипажу которого я присоединился к тому дню, когда крейсер вернулся в Норфолк (штат Вирджиния, США) из своей дислокации во Вьетнаме. Мой первый взгляд на гладкие линии корпуса и тиковую палубу крейсера вызвал у меня воспоминания о модели корабля, которую я видел давным-давно. Я оставался на борту крейсера "Ньюпорт Ньюс" до тех пор, пока его не списали 27 июня 1975 года. Я – хранитель закладных досок крейсера "Ньюпорт Ньюс"».

Далее следует описание Дэвидом Латухом американского крейсера «Ньюпорт Ньюс»

USS Newport News (CA-148)
Тезка: Newport News, Virginia
Судостроитель: Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company
Заложен на стапеле: 1 ноября 1945 года
Спущен на воду: 6 марта 1948 года
Спонсор: Миссис Гомер л. Фергюсон
Введен в эксплуатацию: 29 января 1949 года
Снят с эксплуатации: 27 июня 1975 года
Законсервирован: 31 июля 1978 года
Идентификация, символ корпуса: CA-148
Судьба: продан на металлолом в фирму «Southern Scrap Material Co., Ltd», Новый Орлеан 25 февраля 1993 года.

ТТХ «Newport News»:
Тип: тяжелый крейсер
Водоизмещение:
17 255 длинномерных тонн (17 532 т) (стандарт)
20 933 длинные тонны (21 269 т) (полная загрузка)
Длина: 716 футов 6 дюймов (218,39 м)
Ширина: 76 футов 6 дюймов (23,32 м)
Осадка: 22 фута (6,7 м)
Двигательная установка:
4 вала
Турбины фирмы «General Electric»
4 котла
120,000 shp (89,000 kW)
Скорость: 33 кН (61 км / ч)
Диапазон мореходности:
10 500 миль на скорости 15 узлов
19 400 км при скорости 28 км / ч
Комплектация экипажа: 1799 офицеров и рядовых
Вооружение:
Орудия калибра 9 ; 8 дюймов/55 (3 x 3) (скорострельность: 9 выстрелов в минуту на орудие)
Орудия калибра 12 ; 5 дюймов/38 (6 x 2) (скорострельность: 15-22 выстрела в минуту на орудие)
24 ; 3 дюйма/50 калибр пушки (12 x 2) (скорострельность: 45-50 выстрелов в минуту на пушку)
12 ; 20 мм пушки «Эрликон» (12 x 1) (скорострельность: от 250 до 320 выстрелов в минуту на пушку)
Броня:
Пояс (бортовой): 4-6 дюймов (102-152 мм)
Палуба: 3,5 дюйма (89 мм)
Башни: 2-8 дюймов (51-203 мм)
Барбеты: 6,3 дюйма (160 мм)
Боевая рубка: 6,5 дюйма (165 мм)
Авиация:
1 вертолет «Sikorsky HO3S» («Sikorsky H-5» в октябре 1973 года).

Позывной крейсера «Ньюпорт Ньюс» - «Гром».

Дэвид Латух создал три цветных изображения крейсера USS Newport News (CA-148): образца 1949 года (по заказу), образца 1962 года (после обновления его радаров и средств связи, ограждения его мостиков и добавления расширения его рубки для размещения штаба Адмирала Второго флота/ударной силы Атлантики, а также удаления его «эрликонов» и 3”/50 орудий) и образца 1972 года (с момента отзыва крейсера в главную ВМБ ВМС США – Норфолк).

(Далее цитатное изложение ТТД и ТТХ крейсера USS Newport News с его официального сайта в Интернете).

Изначально американские крейсера типа «Des Moines» создавались перед началом второй Мировой войны для решения двух основных задач: поддержки своих лёгких военно-морских сил (эсминцев), для обеспечения их вывода в торпедную атаку и для защиты эсминцев эскорта от вражеских эсминцев и крейсеров и для самостоятельных рейдерских (пиратских) действия крейсеров на морских коммуникациях противника. К началу 1942 года командованию ВМС США стало понятно, что крейсера являются наиболее эффективными боевыми кораблями на Тихоокеанском театре военных действий. Они решали не только свои задачи, но брали на себя функции линкоров, поддерживая артиллерийским огнём действия береговых частей. Кроме этого крейсера эффективно проявили себя в эскадренных сражениях. Крейсера типа «Des Moines» стали важным компонентом любого соединения боевых кораблей, способным решать самый широкий круг задач от нанесения артиллерийских ударов по берегу, до борьбы с подобными им кораблями противника. Главным корабельным оружием крейсеров типа «Des Moines» стали орудия главного калибра, обладавшие высокой  огневой производительностью.

Крейсер USS Newport News был третьим и последним кораблём в серии из двенадцати заказанных и трёх построенных крейсеров типа «Des Moines». Он был заложен 1 ноября 1945 года и строился в городе Ньюпорт Ньюс (штат Вирджиния, США), назван в честь этого же города. Уже 6 марта 1948 года, крейсер был спущен на воду. Еще через год корабль был полностью достроен, укомплектован экипажем и 29 января 1949 года сдан в эксплуатацию ВМС США.

Длина тяжелого крейсера USS Newport News составляла почти 219 метров, полное водоизмещение – 20 980 тонн. Такой размер корпуса корабля обеспечивал размещение трёх башен с новыми скорострельными 203-мм пушками, которые были существенно тяжелее предыдущих артиллерийских установок и за счёт высокой скорострельности требовали большего запаса снарядов и большего размера артиллерийских погребов. При этом крейсер внешне был похож на своего предшественника — USS Oregon City, но имел большие размеры - на 12.1 метров длиннее и на 1.7 м шире.

Система броневой защиты имела верхнюю броневую палубу толщиной 25 мм, которая должна была «взводить» взрыватели вражеских авиабомб до того, как они «дойдут» до главной броневой палубы толщиной 95 мм. Бортовой броневой пояс толщиной 152 мм имел ширину 3,05 м, на нижней кромке его толщина уменьшалась до 88 мм. Внутри корпуса имелось пять отдельных бронированных зон. Броневые переборки, установленные внутри «цитадели» (броневых палуб, отсеков и погребов), должны были ограничить зоны вероятных повреждений. Общий вес брони составил 2189 тонн или 12,6% массы корпуса, что не превышало относительный вес брони на крейсерах типа «Baltimor».

Энергетическая установка крейсера USS Newport News – паросиловая, четырёхвальная. Четыре паровых котла «Babcock & Wilcox» вырабатывавших пар под давлением 41,85 атм для четырех ТЗА «General Electric» общей проектной мощностью 120 000 л.с. Запас топлива на корабле 3 006 т. Первые три машинных отделения были комбинированными – в каждом из них располагались и котлы, и турбина. В кормовом МКО котёл и турбина были расположены в изолированных отсеках. На испытаниях первый крейсер этого типа - USS Des Moines, развил максимальную скорость 32,66 узла при мощности 125 630 л.с. и водоизмещении 20 860 т. Экипаж корабля по проекту состоял из 1667 человек.

Главная особенность вооружения крейсера USS Newport News – это 203-мм орудия главного калибра с автоматическим заряжанием при любых углах возвышения, что обеспечивало скорострельность до 10 выстрелов в минуту на ствол. Орудия «Mk 16» образца 1945 года с длиной ствола 55 калибров были с клиновым затвором и зарядами в латунных гильзах. Орудийные башни новой конструкции имели массу 458 тонн. Орудия «Mk 16» имели дальность стрельбы 150 каб при угле возвышения 41° и могли заряжаться при любом угле возвышения. Снаряд весил 152 кг. Огневая производительность крейсера — 90 выстрелов в минуту или 13,5 тонн стали. Приводы наведения орудий и башен — электро-гидравлические.

В качестве универсальной артиллерии на крейсер USS Newport News устанавливалось 12 орудий «Mark 12», которые располагались попарно в шести башнях. Модификация данного орудия, установленная на крейсеры этого типа, называлась «Mk32 Mod 0» и имела угол подъема стволов ;15° / +85°. Применялись эти пушки в качестве противокорабельной и зенитной артиллерии. Данные орудия были одними из самых известных американских артиллерийских орудий Второй мировой войны.

Подача патронов для одноорудийных артустановок осуществляется слева. Подача патронов в двухорудийных установках осуществляется справа. Слева по борту устанавливалось орудие, изготовленное в зеркальном отражении, то есть с подачей патронов с правой стороны. Масса орудия без затвора 1810 кг (3990 фунтов).

Как и большинство крейсеров Второй мировой войны, в проекте крейсеров типа «Des Moines» было предусмотрено авиавооружение. Подпалубный ангар для гидросамолетов и две катапульты размещались в корме корабля, для снижения риска возникновения пожаров от авиатоплива. Самолеты должны были опускаться в ангар при помощи крана на самом обрезе кормы крейсера. На тяжелом крейсере USS Newport News размещался только 1 вертолет Sikorsky HO3S, гидросамолетов и катапульт не было.

Управление огнем орудий главного калибра крейсера USS Newport News осуществлялось при помощи ПУС Mk24 по данным РЛС управления артиллерийским огнем Mk13. Универсальная 127-мм артиллерия получала данные для стрельбы от ПУС Mk25 с РЛС Mk35, 76-мм - от ПУС Mk56 с РЛС управления артиллерийским огнем Mk35. Все системы управления артиллерийским огнем могли получать данные о цели от РЛС обнаружения надводных целей SPS-6C и SPS-8A. В 1962 году в ходе небольшой модернизации в носовой части крейсера была установлена антенна боевой информационной системы NTDS.

История службы крейсера USS Newport News (CA-148) началась с ежегодного дежурства в Средиземном море и участия в учениях ВМС США в Карибском море, Западной Атлантике с 1950 года. 4 января 1956 года крейсер вышел на дежурство в Средиземном море в качестве флагмана 6-го флота ВМС США под командованием вице-адмирала Ralph A. Ofstie. 21 мая командующий 6-м флотом передал флаг на крейсер USS Salem, после чего вернулся в Норфолк и посетил крейсер «Ньюпорт Ньюс» в День Независимости США (4 июля 1956 года). В 1957 году, во время кризиса в Сирии крейсер USS Newport News был переведен в Восточное Средиземноморье, чтобы в случае обострения там, вмешаться в военные события.

29 февраля 1960 года в марокканском городе Агадир произошло землетрясение, в этот день крейсер USS Newport News находился в 75 морских милях к северо-востоку от Сицилии и получил приказ доставить в Марокко гуманитарную помощь. Крейсер преодолел 1225 морских миль почти за 41 час со средней скоростью в 31 узел и достиг берегов Марокко, где передал властям помощь. После убийства правителя Доминиканской Республики Рафаэля Леонидаса Трухильо Молина и в результате беспорядков в стране крейсер USS Newport News получил приказ отправиться в Доминиканскую Республику. После урегулирования кризиса и проведенных в Пуэрто-Рико учений он вернулся в Норфолк.

В 1962 году крейсер USS Newport News был переведен во 2-й флот ВМС США, назначен его флагманом и модернизирован согласно требованиям, которые ставились перед флагманским кораблем (установлена антенна боевой информационной системы NTDS, достроены некоторые помещения), кроме этого, крейсер принимал участие в учениях НАТО. В этом же году USS Newport News был направлен на Кубу из-за обострения Кубинского ракетного кризиса, а после демонтажа советских ракет с территории Кубы отправился в Норфолк, ко дню Благодарения.

1 сентября 1967 года, командующий 2-м флотом ВМС США перенёс свой флаг на легкий крейсер USS Springfield (CL-66), а тяжёлый крейсер USS Newport News был переведен к берегам Вьетнама. Уром 9 октября 1967 года, он стал флагманом соединения ВМС США «ComCruDesFlot 3». В тот же вечер крейсер провёл обстрел из 8-ми дюймовых орудий береговых целей в Северном Вьетнаме в рамках операции "Морской Дракон". Кроме этой операции тяжелый крейсер USS Newport News активно принимал участие в ведении огня по береговым укреплениям, поддержке американских войск в ходе Вьетнамской войны. Всего за этот период крейсером было затрачено рекордное количество осколочно-фугасных снарядов – 59 241.

1 октября 1972 года произошел взрыв внутри одного из 203-мм орудий, находящегося во второй орудийной башне главного калибра тяжёлого крейсера USS Newport News (CA-148). После этого, башня была нерабочей до конца службы корабля. В период с 1973 по 1974 года крейсер провёл множество походов и побывал во многих портах мира. 27 июня 1975 г. USS Newport News был списан, а 31 июля 1978 года был выведен из состава флота ВМС США. Через 15 лет корпус крейсера был продан на металлолом в Новый Орлеан (шт. Луизиана, США) и 25 февраля 1993 года был разрезан на металл. Музей, посвященный крейсеру USS Newport News (CA-148) и его экипажу находится в музее-корабле USS Salemв Куинси (штат Массачусетс, США).

Вот такого «американца» с такой историей встретил БПК «Свирепый» в Северном море и сопроводил до границ территориальных вод Норвегии. Встреча состоялась сначала «не ласково», не дружески, даже несколько враждебно. Правда, потом этот уже «штабной» корабль повёл себя нормально, без показной агрессивности. Да и мы для него, практически, не представляли угрозы, так как БПК «Свирепый» был, прежде всего, противолодочным боевым кораблём. Так что расстались мы с этим крейсером как-то незаметно и просто – разошлись в свои стороны и всё.

Фотоиллюстрация из Интернета: Фото пока неизвестного автора. Американский тяжёлый крейсер USS Newport News (CA-148). Снимок с борта советского боевого корабля. Ориентировочно – Атлантический океан и 70-е годы XX века. Точно также увидели и мы этот крейсер 9 октября 1973 года в Северном море на подходе к границе залива Осло-фьорд перед тем, как этот крейсер явно начал входить в территориальные воды Норвегии, чтобы совершить заход-визит в её столицу – город-порт Осло. После этого БПК «Свирепый» отправился на своё место якорной стоянки у датского мыса Скаген в проливе Каттегат. Шёл четвёртый день арабо-израильской войны «Судного дня» на Ближнем Востоке.