Бабушка Надюшка

Любовь Кукушка
                Б А Б У Ш К А      Н А Д Ю Ш К А

То, что ребёнок неудачный все поняли довольно быстро. Хорошенькая симпатичная дочка оказалась слабоумной. И молодые родители как-то сразу потеряли к ней интерес. Они, наверное, стеснялись окружающих. Не стали её водить ни на детские площадки гулять, ни в гости. Слишком разительный был контраст с обычными детьми. Это ранило, раздражало и мучило вопросом — почему?... И так, как-то постепенно и навсегда ,  Маринка перекочевала жить к бабушке  и дедушке  ( родителям молодой).
С дедом и бабкой Маринке было хорошо.Они её любили  или жалели.Да, наверное это почти одно и то же. Она тоже всех жалела. Она так и говорила — Я жалеть люблю.
Лето они проводили в деревне, где  вперемешку  жили и местные жители и дачники, купившие или снимавшие на сезон здесь дома. Маринку все знали.Она всегда была чистенькая, нарядная. Подруг у неё не было. Детвора с ней не дружила — им было неинтересно. И она нашла себе забаву  - любила ездить на велосипеде. Сначала на маленьком трёхколёсном, который ей привёз дедушка. Потом на двухколёсном « Школьнике». А  когда Маринка подросла уже лет до тринадцати — ей купили взрослый дамский велосипед  без рамы ( чтоб по мужски ногу не задирать) и она на нём неутомимо каталась  по деревне. Она любила поговорить с местными женщинами. Каждую спрашивала — У тебя муж есть? Хороший? Жалеет тебя?- и ехала дальше. Мужчин она спрашивала про другое — Ты где работаешь?Вино  любишь?  ( Местоимений  в её речи не существовало, кроме как    «я»  и « ты» ). - Про себя она всегда  всем  говорила просто и коротко — У меня бабушка Надюшка, а я инвалид.
Бабушка учила её читать, писать,считать.Приучала к простым домашним делам.У внучки получалось.Любовь и терпение делали своё дело. Внучка росла адекватной, доброжелательной, старательной до занудства.Симпатичность её с годами сохранялась, она была приятная, чистенькая и недостаток её в глаза сразу не бросался. Ну , в смысле, пока рот не откроет  - тут уже простота её беспредельная  всё про неё  и  объясняла.



Когда Маринка стала уже девушкой в деревню они ездить перестали.Дедушка весь год работал и копил деньги им на лето, а летом отправлял их с бабушкой на три, а то и четыре месяца на море. То на Чёрное, то на Балтийское, то на Азовское. Они жили там ни в чём себе не отказывая, ведь дед обеспечивал.
На Чёрном море она любила кататься на водном велосипеде, глядела в прозрачную глубину под ногами и замирала от восторга. На Азовском любила купаться — ведь оно было  мелкое не страшное и такое тёплое, а сколько там было дынь, арбузов, огромных розовых вкуснющих помидор.  В Прибалтике они с бабушкой часто ходили на концерты органной музыки, в музей янтаря. Там ей бабушка купила изумительные янтарные бусы жёлтого солнечного цвета, которые были  потом всю жизнь при ней  храня тёплое  ласковое   ощущение самого дорогого  ей  человека.А море Балтийское было неласковое, прохладное и с него часто дул холодный ветер, который приносил дождь, а волны катались огромными серыми валами и купаться в нём совсем не хотелось.
Дружили с ними только старухи,  и Маринка постепенно привыкла, что её подруги по жизни это седые дряхлые  ( и не очень ) кошёлки, которые были всегда доброжелательны участливы и внимательны к ней.Старухи вообще всегда к дурачкам относятся трепетно. Убогих они считают особым народом, приближенным к всевышнему. Через них и к богу можно поближе подобраться, и истину услышать.
А потом дедушка умер и жизнь двух его женщин, о которых он так заботился, сразу оскудела, поездки и путешествия прекратились. Бабушка сумела пристроить Маринку в близлежащую  детскую поликлинику помощницей  в регистратуру и та с важностью и явным удовольствием разносила по кабинетам  медицинские карты , поливала цветы на подоконниках, выполняла разные просьбы врачей, делала замечания проказникам детишкам. .Бабушка  очень просила медсестёр присматривать там за ней, чтоб с мужчинами не кокетничала. Они понимали ситуацию и старались держать Маринку в поле зрения.Вечером бабушка приходила за ней, а утром, соответственно, приводила на работу, благо идти было недалеко.
Родители её тем временем занялись бизнесом, который потихоньку  стал у них раскручиваться.Они были свободны от детей ( больше рожать не решились) и жизнь свою целиком посвятили зарабатыванию денег. Работали много, тяжело , старательно, а потом так же старательно отдыхали и развлекались. И опять за работу. Постепенно их бизнес разросся и переместился в Европу и за океан. У них появилась недвижимость в трёх  мировых столицах .Подбрасывали деньжонок и матери с дочкой, которые потихоньку  и дружно жили  вдвоём   вполне обеспеченно .  А сами ездили по миру, заполняли душевную пустоту   дорогими  удовольствиями  и  новыми впечатлениями.И трудились, трудились, трудились.  Труд от печали ведь хорошо лечит. Годы незаметно бежали.Благосостояние росло. Так жизнь устроена.Если бог не даёт одного, то он обязательно  предложит что-то другое, надо только вовремя понять  и применить  с пользой к своей жизни.
А потом умерла и бабка – время пришло.Перед родителями сразу встал вопрос — куда пристраивать их  великовозрастную  слабоумную Маринку. Посовещались, посоветовались и нашли приличный пансионат в горах Швейцарии. В этой стране прекрасно функционирует хорошо отлаженная система по дорогостоящему обслуживанию таких  вот  никому не нужных созданий всех возрастов и народов ( если, конечно,есть кому за них заплатить .
Маринке про смерть бабушки ничего не сказали  - уехала лечиться вроде как, скоро приедет.  Привезли  свою немолодую уже дочь  в пансионат, посмотрели с высоты птичьего полёта на окружающие горы и зелёные холмы  -  понравилось, вдохнули изумительно чистого хрустального и звонкого горного воздуха и быстренько смотались.
Изредка они её навещали в этой чистой и тихой обители. Она недоумённо на них смотрела, а медсестра ей тихо и ласково говорила — Марина, это твои папа и мама, самые твои близкие родственники. Марина напряжённо морщила лоб и на её лице читалось большое  умственное напряжение. Медсестра терпеливо повторяла свои слова, Марина утвердительно кивала, но было видно, что она не осознавала кто это перед ней. Убогий разум и    детская  её  душа были накрепко и навсегда привязаны к единственному на Земле близкому ей человеку — бабушке Надюшке, в ожидании встречи с  которой она жила.
Потом  дочь вела их по широкому светлому коридору в цветочных горшках и  аквариумах, показывала холл, в котором они играют в лото, домино, читают книги. Кругом стояли удобные столы, диваны, кресла. Познакомила их со своей подругой Шарлоттой — улыбчивой горбатой старухой неопределённого возраста.Когда Шарлотта широко и доброжелательно улыбнулась голыми дёснами, Марина взволнованно спросила — Лота, а где твои зубы? - Та в ответ засмеялась и сказала — Они у меня в ремонте сейчас, уронила и трещинка образовалась.Вот врач их взял чинить.
Каждый раз когда они её навещали , Марина доставала из тумбочки один и тот же клубок серой шерсти с воткнутыми в него двумя толстыми голубыми пластмассовыми спицами и говорила показывая на маленький связанный клочок — Ко мне бабушка Надюшка скоро приедет  и я  вот ей подарок вяжу  кофту тёплую, чтоб она не мёрзла.
-Да,да,это очень хорошо, что ты ей кофту вяжешь ,ей наверняка понравится — заученно — привычно отвечала мать. - А сейчас пойдём спустимся вниз в город, погуляем.- Она брала Марину под руку и они медленно шли к воротам, где их ждала машина, за рулём которой сидел  отец, уже пожилой несколько обрюзгший , но ухоженный мужчина.
Они ехали в городок, гуляли там по парку, кормили лебедей, ели мороженое.Потом шли в маленький уютный ресторанчик, обедали там, Марина с аппетитом всё съедала и улыбалась, видимо от удовольствия. Голова у неё была седая и аккуратно подстриженная.Она немного располнела. Лицо её уже утратило миловидность молодости, стало одутловатым с блуждающим  на нём беспокойным взглядом. Мать смотрела на неё и удивлялась как дочь всё сильнее и сильнее становится похожей на свою бабушку . Особенно это становилось заметно, когда не виделись подолгу.Причёска, черты лица, походка — всё бабушкино.
Мать  уже свыклась с этой печалью своей жизни,но вопрос  ( почему?) так и не ушёл.Так он и остался молча висеть над ними с мужем.Они на эту тему говорить избегали.Да мало ли несчастий бывает у людей в жизни. А их жизнь, в конце концов, сложилась не так уж и плохо.Ну дочь неудачная,живёт в своём замкнутом мире,но ведь она не страдает,не мучается, живёт в уходе, тепле и комфорте и по-своему радуется этой своей жизни.Неплохо всё  ведь.
Обед подходил к концу, муж пошёл покурить.Жена стала собираться, подозвала официанта, оплатила счёт и попросила упаковать с собой несколько пирожных. Марина  доедала десерт. Вернулся муж, вопросительно посмотрел на жену , она ответила — Я расплатилась  за всё, сейчас пойдём- Услышав эти слова, Марина встрепенулась и посмотрела на мать. На лице дочери появилась улыбка, как будто она что-то вспомнила. Они уселись в машину и поехали обратно.Мать протянула коробку с пирожными дочери — Угостишь своих подруг.Шарлотта тоже сможет кушать — пирожные мягкие .
Потихоньку взобрались в горы.Подъехали к воротам пансионата. Отец поцеловал дочь и остался в машине, а мать пошла проводить её до корпуса. Марина шла довольная, повеселевшая.Ей понравилась поездка в городок. И эти мужчина с женщиной тоже хорошие, не жадные и не злые,  коробку конфет подарили  её любимых в виде бело-коричневых гладких ракушек и пирожные для её подружек.Когда прощались , Марина вдруг улыбаясь сказала — А бабушка Надюшка  тоже нежадная , тоже  расплатилась, за всё расплатилась. Не должна больше никому. - За что расплатилась ? Кому она была должна? - не поняла мать.- Бабушка Надюшка  говорила, что когда-то давно в доме её прадедушки убили кого-то, а она расплатилась, расплатилась за всё.  Так она сказала тогда. Она не жадная. Я  ей кофту вяжу, чтоб не мёрзла.Она скоро должна ко мне приехать. Да,да.Она болеет.Выздоровеет и приедет . - Марина улыбалась и кивала головой.
В гостиницу ехали молча. Жена безотрывно смотрела в окно.Муж думал — расстраивают её эти поездки к дочери. Может не ездить? Она  же там в порядке, ухоженная, спокойная.Может не рвать душу? Всё равно она нас не узнаёт. А наша совесть чиста — мы её обеспечили до конца жизни.
За окном машины мелькала белыми столбиками и  зелёными лужайками чистая благополучная  Швейцария,которая своим  ухоженным видом нисколько не прибавляла радости и счастья в русскую душу. В кармане лежали кредитные карточки, дававшие свободу и независимость  им обоим и комфортное существование  их дочери. Солнце садилось за горы. Обоим  хотелось скорее добраться до постели и заснуть, забыв печаль прошедшего дня. За поворотом уже  показалась их небольшая  уютная гостиница с  накрахмаленными  занавесками  и горшками цветов на окнах.Их ждал тёплый душ, пушистые белоснежные полотенца и удобная мягкая кровать.

                *   *   *


А утром жена, глядя через сияющие чистотой окна на вершины гор,  сказала  -  Давай сегодня в церковь русскую сходим, службу закажем, помолимся, с батюшкой поговорим . Душа просит.