Философия на кухне

Лариса Даренская
Случайно попалась в руки собственная рукопись, напечатанная ещё в 2003 году на печатной машинке, но тема остаётся актуальной, поэтому публикую…

*

Вымешиваю тесто и слушаю радио. Нет, не примитивные песенки, навязчиво преследующие в общественных местах…
Я у себя дома – царь и Бог моего ограниченного стенами жизненного пространства, никто не заставит меня потреблять музыкальную макулатуру! Я слушаю по радиоточке новости. Кстати, в последнее время их читают очень быстро, всё быстрее и быстрее. А у меня от природы замедленная реакция. Но это вовсе не означает, что я не хочу узнать новости – они же не исключительно для холериков предназначены. Я, конечно, понимаю, что при такой скорости чтения останется больше времени для рекламы. Но зачем тогда после каждой оповещённой фразы – музыкальный фрагмент? Между прочим, учёные доказали, что музыка с ритмом свыше 80 ударов в минуту вызывает тахикардию, то есть действует, как медицинский препарат. Вы станете принимать таблетку после каждой услышанной фразы?! Я тоже не хочу, но какие-то радиоумники навязывают мне такую услугу…
Да, много услуг навязывают нам против нашей воли. Вот, например, центральное отопление. Ну почему я должна оплачивать (всё дороже и дороже!) обогрев тротуара, влажно парящегося в мороз. И не умиляет меня нежная зелень, сквозящая между его плиток – она поглощает ресурсы моего бюджета, который я с б;льшим удовольствием использовала бы на оплату экономного конвекторного обогрева.
Вот и по радио о бюджете – просто удивительно, сколько в нём перекосов! Ну почему люди, всю самостоятельную жизнь имеющие дело с личным бюджетом, попав в парламент, теряют всякую реально материальную ориентацию? Ведь если у меня пенсия – 140 гривен, то я не могу израсходовать 180! Откуда же берётся плановый дефицит в бюджете?..
О, удивляются, что Америка причислила Украину к антииракской коалиции. Сильно убеждают, что батальон в Кювейте – гуманитарная миссия. Но там, где происходит столкновение армий, военная форма – атрибут армии, а не «Красного креста». Если бы я пришла к соседке спасать тараканов, которых она травит – чт; бы она мне сказала? Штаты, кстати, тоже считают себя великими благодетелями – спасают иракский народ, обрушивая ему на головы бомбы, от Хусейна, которого население Ирака без особых колебаний надавно переизбрало на высший государственный пост. Я же не иду к соседке свергать её мужа, потому что мне не нравятся его усы! А, может, этот её муж воплощает ось зла, а я просто потеряла бдительность?! Да нет, я бы тоже не потерпела, если бы у меня на кухне объявились самозванцы, начали бы переставлять холодильник и проводить инспекцию кастрюль…
Боже мой! Ну почему в мире так много проблем, словно их специально для землян придумывают инопланетяне?! Именно инопланетяне, потому что трудно постигнуть земным разумом, взросшим и воспитанным в земных условиях, полную неспособность мыслить человеческими категориями. Я – человек, и у меня болит палец, который я вчера случайно порезала. А если бы моё тело пронзили бомбовые осколки – разве не было бы боли? Но ведь если болит не у меня, а у соседа, разве боль перестаёт быть болью? Почему теряется осознание Человека как составляющей понятия Народ? Даже лингвистика затирает личность: ед.число – человек, мн.число – люди. Вроде как люди ничего общего с человеком не имеют, разные слова, разные корни. А болит-то у каждого одинаково!
Но самое удивительное, как унифицируется мышление государственных мужей: пока идут выборы – избиратели структурируются на составляющие голоса, а с постамента державного правления сливаются в серую однородную обезличенную массу – народ.
Вот сейчас народ «обговорюе реформу». Да что я могу «обговорювати»?Если у меня на кухне протекает кран, я вызываю слесаря, потому что он – специалист. А если он начнёт обсуждать, как я леплю вареники, то я порекомендую ему не отвлекаться. Почему же миллионы людей должны отвлекаться от своей основной работы и обсуждать то, в чём они не смыслят? А для того, чтобы в этом смыслить, надо учиться, потому что устройство государства – это наука. И если Ленин провозглашал, что каждая домохозяйка должна уметь управлять государством, то мы знаем, во что это вылилось. Я не хочу управлять государством (точно так же, как не хочу заниматься сантехникой). Для того есть те, кто оценивает свой интеллектуальный потенциал не в 140 гривен. Вот и флаг им в руки! Только пусть помнят, что люди – это человеки!

5.04.2003.