Уникальные женщины мира. Дух сильнее плоти

Анжела Конн
Дух сильнее плоти

Вера Лотар-Шевченко

1.Как думаешь, мой читатель, что может сделать узница прежде всего выйдя из лагеря, в котором отсидела долгие годы?! Всё, что угодно, только не то, что  сделала женщина, о которой я сейчас расскажу… Подобной истории в мире просто нет.
Это случилось в Нижнем Тагиле в 1950 году. В один прекрасный день жители сибирского городка могли видеть, как по улицам взволнованно, кидаясь от одного дома к другому, бегала женщина. Она была в видавшем виды ватнике, в стоптанных башмаках; и всех встречных просила указать ей, где находится музыкальная школа. Найдя её, путая русские и французские слова, она слёзно умоляла директора школы подпустить её к инструменту. Волнуясь, опустила натруженные, изуродованные пальцы на клавиши. Узловатые, гнутые, красного цвета они производили странное впечатление, но ещё более странно выглядела она, со страхом и с обожанием, взирающая на чередующиеся белые и чёрные пластины перед ней. Как она мечтала об этом дне…Годы…Сумеет ли? Перед ней настоящее пианино, а не нары, на которых зеки кухонным ножом вырезали клавиатуру, чтобы она играла. И ведь «играла». Беззвучно. Баха, Бетховена, Шопена…Женщины из барака потом утверждали, что слышали музыку, звучавшую в пианистке.
И вот она перед инструментом…Преодолевая волнение, страх, внутреннюю дрожь, начала играть. Раздались мощные звуки бетховенской сонаты. Из-под больных пальцев зазвучала торжествующая музыка…Наконец-то живая музыка…Она её слышит ушами, а до этого только сердцем…
Оставив классы, её обступили педагоги, ученики, уроки прекратились. Все в слезах… Ведь поняли, откуда она…А она играла и играла, словно изголодавшийся человек, в руках у которого неожиданно оказался кусок хлеба. Она играла несколько часов, затем обессилев, уронила голову и заснула над инструментом. Проснулась уже преподавателем этой школы.
Кто же она, пианистка, доказавшая своей жизнью, что дух сильнее измученной плоти?! Сильнее лагеря со страшным названием ГУЛАГ…

2. Вера Лотар родилась в Турине, Италия, в 1901 году. В семье интерес к русской культуре был огромен. И имена детям дали русские – Вера и Дмитрий. Отец-математик, француз, и мать-филолог, испанка, были приглашены во Францию в качестве преподавателей в Сорбонне. Семья переехала в Париж. Учителем Веры стал известный французский пианист Альфред Корто. От него девочка унаследовала не только блестящую технику исполнения, но и пожизненную привязанность к музыке Шопена и Дебюсси.
В 12 лет – выступление с оркестром, дирижёром которого был Артуро Тосканини; затем юную пианистку отправили стажироваться в Венскую музыкальную академию и наконец гастроли по Старому и Новому Свету. Первый брак Веры быстро распался - муж не вынес успеха жены. Во второй раз она вышла замуж за Владимира Шевченко – эмигранта из России, скрипача, скрипичного мастера. В Париже его прозвали «русским Страдивари», создавшим совершенные инструменты.
В 1939 году семья их переезжает в Ленинград. Муж мечтал об этом! Он, она и двое его детей от первого брака. Они бежали от фашизма. Но жизнь порой проявляет свои уродливые гримасы…Вскоре Владимира Шевченко арестовали по подозрению в шпионаже, конечно, безосновательно. К их переезду вообще отнеслись с подозрением. Вера осталась с детьми одна. Бросилась в НКВД и с темпераментом испанки стала кричать, пыталась защитить мужа, доказывая на ломаном русском, что он честнейший человек, что они ошибаются, обзывая их дураками, идиотами.
Она долго обивала пороги, но кому-то это надоело - арестовали и её. В лагерях она провела восемь лет.
Трудовую повинность отбывала на кухне, в каком-то смысле ей повезло. Однако годы мытья посуды в ледяной воде имели страшные последствия – пальцы пианистки были поражены артритом. «Я там переворачивала тысячи котлет», - не раз говорила она впоследствии. И помнила женщин-узниц, которые хорошо относились к ней, поддерживали, давали тёплые вещи. «Если бы не они, я бы не жила», - говорила Вера Августовна.
И вот она на свободе! Какое счастье! Она может давать уроки музыки…Вначале её взяли не педагогом - бывших заключённых на преподавательскую работу не брали, - а «иллюстратором» на уроки музыкальной литературы. Преподаватель рассказывала о музыкальном произведении, а Вера исполняла его. Потом ей доверили и преподавание. Работа ей давала не только заработок.
«Контакты с семьями интеллигенции, с руководством горно-металлургического завода, неприспособленной к советской действительности, помогали плохо говорящей по-русски, беспомощной в бытовом смысле немолодой женщине, «врастать» в жизнь чужой страны», - свидетельствует Угодников, ученик и биограф Веры Августовны. Она преподавала, но мечтала о выходе на сцену.

3. Мечта о возвращении в концертные залы не покидала её ни на минуту. В Нижнем Тагиле она восстановила технику, работая до крови из-под ногтей. И добилась своего!
Чего это стоило женщине за 50 лет, лишённой возможности прикоснуться к клавишам долгие годы и перенёсшей тяготы жизни, свалившиеся на её творческую головку – невозможно представить… Это известно только ей!
Веру  пригласили в театр Нижнего Тагила концертмейстером. Затем жила в далёком Барнауле. Наконец, в середине семидесятых годов прошлого века, она переезжает в знаменитый Академгородок и становится солисткой Новосибирской государственной филармонии. Начинается активная гастрольная деятельность – Москва, Ленинград, Новосибирск, Одесса, Омск, Свердловск, Чита, Хабаровск, Киев, Львов, Красноярск, Киров…Работает очень много. Триумфом становится исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого концерта с оркестром Новосибирской филармонии.
Она не раз получала приглашение вернуться во Францию, но всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».
Она не могла и не хотела забывать их тёплого отношения к себе. Сокамерницы слушали беззвучную игру, отражающуюся в её лице и во всём облике, и понимали, что перед ними исполнитель от бога. Они берегли её, насколько позволяли условия, подбадривали, отдавали ей свои вещи, кормили...Вот почему Вера выкупала билеты, всегда оставляя первые ряды в концертных залах Ленинграда и Москвы для тех, кто сидел с ней в лагерях. Пришёл – значит жив. Она любила этих людей!
И не прощала тех, кого не могла и не хотела простить. Фамилию одного подонка запомнила на всю жизнь. Это он, старший следователь, капитан Алтухов, на допросах переломал, «не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета», Верины пальцы, которые после неправильно срослись…Как простить такого…При её привычке и внутренней установке, вызволяющей из бед, держаться за хорошее и доброе… И это правильно, надо уметь помнить добро и не прощать зло.

4.В музыкальной деятельности Веры Лотар-Шевченко Академгородок, куда её пригласили после статьи известного Симона Соловейчика «Пианистка», начался новый этап. Ей выделили маленькую квартиру, в которой она часто собирала культурный «бомонд» города  и исполняла для приглашённых свою программу.
Поделюсь впечатлением, произведённым её первым концертом в Новосибирске на одну из современниц:
«Гаснет свет, и на сцену выходит скромно, даже буднично одетая сутулая пожилая женщина. Она приближается, и вас охватывает ощущение, что по сцене движется пылающий факел. Выкрашенные хной ярко-рыжие волосы, подкрашенные щёки, но, главное, глаза, горящие таким неистовым светом, что от них трудно оторваться. Она устраивается поудобнее, кладёт руки на клавиши, вы переводите взгляд на них и… вас охватывает оторопь. Узловатые, изуродованные артритом пальцы. Что можно сыграть такими руками? И тем более изумляет и потрясает то, что слышишь после первых же звуков. Это можно назвать одним лишь словом: волшебство – победа духа над немощным телом».
Вера Августовна любила играть перед молодёжными аудиториями: в музыкальных училищах, школах, в консерватории, в военном училище. Но особенно прочная связь была у неё с физико-математической школой (ФМШ) Новосибирска.Там она выступала с концертами много лет подряд.
Прообразом главной героини, сыгранной знаменитой Ани Жирардо в российско-германском фильме «Руфь», снятого режиссёром Валерием Ахадовым, была Вера Лотар-Шевченко. Она как моавитянка Руфь покинула свою землю и пыталась душой принять чуждую ей культуру. При этом, обогащая её своей культурой…
Удивительная по силе духа и любви к музыке женщина 20 столетия! Прожила она 82 года. На могиле Веры Лотар-Шевченко, что на Южном кладбище новосибирского Академгородка, выбита её собственная фраза:
«Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

В 2005 году в Новосибирске состоялся первый фортепианный фестиваль, посвящённый памяти Лотар-Шевченко. Со временем он перерос в международный конкурс пианистов её имени.
Запомним это имя, мой дорогой читатель! Это луч света, озаривший нас уникальной судьбой и волшебством исполнительского мастерства…