Дело о едином образе. Часть 2

Филолог По Принуждению
Все герои и персонажи вымышленные. Любое совпадение является случайным. В уста главного героя вложены мысли и идеи автора. Внимание, в рассказе присутствуют сцены курения. (18+)


Филолог По, неторопливо заканчивал свой обед в институтской столовой, когда к нему с подносом подсел Юрий Каретин.

- Разрешите? – Присаживайся, Юра.

- Здравствуйте, По. Давно Вас не было видно.
 
- Привет! Почему же? Я всегда на рабочем месте. – Парировал По.

- Я имею ввиду, что публикаций от Вас маловато.

- Я качество ставлю выше количества. И вообще, я готовлю большой проект, поэтому стараюсь не отвлекаться по мелочам. Впрочем, не так давно я написал работу относительно слова ОБРАЗ.

- Да, кстати, она вызвала неоднозначную реакцию. Можно даже сказать, что институт жужжит как улей.

- Я не слышал. Да и пусть себе жужжит.

- То есть, вы настолько уверены в своей трактовке, что Вам всё равно?

- Не совсем так. Я уверен, но мне не всё равно.

- Доказательной базы маловато. Я так думаю.

- А я так думаю, что маловато знаний русского языка. Понимаешь есть категория людей, которые готовы сомневаться во всём. Даже в факте своего рождения. В принципе, в нашем фейковом мире, позиция, не лишённая разумного основания. Однако, если у тебя есть сомнения, что тебе мешает это проверить? У тебя в руках интернет, библиотеки. Сядь, займись, проверь! Но нет. Он будет с довольным видом быть вечно сомневающимся. Одного этого, ему достаточно.

— Это, Вы о ком? – Каретин, оторвался от своей обедни и посмотрел на Филолога.

- Это, я в общем. О соответствующей категории людей.

- То есть всё дело в том, что они плохо знают русский язык?

- Нуу…в данном случае я имею ввиду не грамотность, не способность понимать и говорить. А понимание языка в его широком историческом аспекте. Знание словообразования, понимание фразеологии, этимологии. То есть взгляд на язык с точки зрения диахронии. Только знание всей глубины языка, может помочь понимать даже самые тонкие оттенки в значении слов.

- Кто бы спорил?

- Вот, смотри. – Филолог допил свой компот и отставил в сторону стакан. – Сейчас ведутся дискуссии о поправках в конституцию страны. И в качестве одной из поправок, хотят принять такую. – Филолог достал смартфон, и после некоторой паузы прочёл:
 
«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».

- Да, я читал. – Каретин, утвердительно кивнул.

- И вот ряд общественных, политических, и прочих деятелей стали высказывать свою отрицательную позицию по этому поводу. И надо заметить, что все они не русской национальности. Следовательно, не до конца понимают всех тонкостей русского языка. Дескать не только русские, но и другие нации образовывают наше многонациональное государство. И с этим трудно спорить. А в чём соль? А дело в том, что термин «образуют», ими толкуется как «создают». И в этом контексте, действительно, в создании богатства нашего государства, в его защите принимали участие все народы его населяющие. Да вот только в русском языке, термины «создают» и «образуют» - не синонимы! Образовать – это, объединить. И в этом контексте, уже никто не будет спорить, что именно русский народ был той нацией, которая объединила все народы. Примирила и позволила им создать великое многонациональное государство равноправных народов.

- Интересно Вы повернули. – Каретин, восхищённо взглянул на По.

- Да ничего я не поворачивал. Я, просто верно, этимологизирую слова. Когда знаешь исток, то всё становится предельно очевидно.  Я иной раз просто поражаюсь! Ну вот казалось бы, что общего между анг. car – «автомобиль» и фин. karhu – «медведь»?

- Ничего! – Каретин, с удивлением посмотрел на Филолога.

- Если бы ты знал исток, то не был бы так категоричен.