Учитель истории

Станислав Ларионов
Я отработал учителем истории в среднеобразовательной школе 5 лет и пролетели они очень быстро, всё благодаря детям. Государство как могло старалось отбить у меня желание работать; родители учеников и администрация школы беспокоились лишь за видимые показатели, что тоже мотивации не добавляло. Но ученики сделали эти 5 лет интересными и живыми.

Все ученики!
Веселее всего, кстати, было не с отличниками. Сколько я наслушался альтернативной истории не смогли написать ещё ни одни фальсификаторы, а каналу РенТВ хватило бы на сто лет вещать!

Запомнился мне рассказ о Лжедмитрии, который, как известно, после появления в Москве, дабы разрешить сомнения, был представлен эксперту, и не какому-то "левому", а самому что ни на есть тру-эксперту - родной матери.
В монотонном, без пауз пересказе ученика история прозвучала так, что Лжедмитрий явился в Москву и заявил о своих правах на престол, но москвичи ему не поверили и послали его к матери!
Технически рассказано было верно, но чего мне стоило не заржать!

Веселья в школе вообще много и, зачастую, откуда не ждёшь! Из учебника, например.
Любимый 11 класс: 7 мальчиков и 22 девочки -  умные, сообразительные, любознательные, семь будущих медалисток!
Но попробуйте объяснить им тему о Великой Отечественной войне, где доктора с кандидатами на один абзац насыпают ворох спецсведений о том, как немецкие танковые клинья замкнули в котёл возле стратегически важного города советские дивизии.

Я не мог в душе не веселиться тому недоумению, которое отражалось на лицах 16-17-летних девушек узнавших, что города бывают ещё и какие-то стратегические! И в какой котёл попали советские войска, и понимать ли это с точки религии или кулинарии? И зачем танкам клинья?
Попробуйте объяснить весь бэкграунд за пять минут! А такой абзац в параграфе далеко не один.
На этом фоне термины - вроде "дивизии" - были наименьшими трудностями.

Я сразу вспоминаю гуляющий по сети рассказ о первоклассниках, рисующих картинку по стихотворению Пушкина тому, где "взрывающиеся пушистые бразды летящей кибитки". У детей в рисунках такой сюр получается, на загляденье, буквально!

В теме про войну рисовал я - на доске. Чтобы объяснить, как города становятся стратегическими и почему это важно и попало в учебник.
Как выглядит "котёл" и почему он так называется, и как это страшно - в него попасть. Почему танки шли клином и, что в этом было инновационного, и как долго советские войска искали с ними способ борьбы.

Гражданскую войну в России мы шесть уроков разбирали. Со всеми чехами и поляками, интервентами и белогвардейцами, бандитами и восставшими крестьянами, продразвёрстками и военным коммунизмом, Колчаком и Троцким и прочее, и прочее, и прочее. Причины, ход, следствия...
- Какая ужасная тема! - задумчиво и нараспев произнесла ученица из будущих золотых медалисток, - но я всё поняла!

Это был лучший комплимент, который слышал за все 5 лет работы в школе.

Кроме истории я вёл ещё обществознание, рассказывал как устроено, по крайней мере на бумаге, общество, в котором мы живём и как влияет на людей экономика и политика.
- Они, - говорил я, имея в виду экономику и политику, - касаются каждого, независимо от того, хочет он этого или нет. Объявит войну правитель завтра вдруг и вот, в дом пришла политика. Или введёт новые налоги, цены вырастут на всё, вот и экономика.
- Знаете что! - сказала мне на перемене ещё одна из будущих медалисток. - В жизни я не знаю три вещи - экономика, политика и мужчины! И про первые две - я и знать не хочу!

За 5 лет я разобрался с тем, что не так в бюджетной работе вообще и в школе в частности, выпустил любимый класс и уволился сам. Больше я в сфере образования не работал и никогда об этом не жалел.

Ещё лет через 5 во дворе я встретился с тремя прогуливающимися бывшими ученицами одна из которых была с коляской, все из того самого любимого класса. Поздоровались, посмеялись, повспоминали общих знакомых.

- Что-то из истории помните? - не выдержал я и задал вопрос на самооценку. Вот тянет меня узнать, не прошли ли уроки даром.

Сосредоточенность отразилась на их лицах!
- Да! - сказала одна из них, та, что с коляской, - я помню анекдот про "школа сгорела".
- И я, и я помню анекдот, как Вовочкин отец на разборку со скрипкой пошёл! - воскликнула другая.
- А я помню анекдот про тампон из тыквы! - добавила третья.

Теперь сосредоточенность отразилась на моём лице!
- Неужели я такое говорил?! - ужаснулся я.
- Да-да! - смеясь подтвердили девушки и я припомнил, что что-то такое было, но оно было и уместно, и не пошло, но к какому случаю и предмету я это говорил, я припомнить никак не смог.

Мы ещё поболтали чуть и разошлись с улыбками. Девушки продолжили прогулку, а я отправился домой с неоднозначным ощущением своих педагогических способностей.