Бабушкина наука

Лилия Крошнина 2
    С измальства кажным летом нас отправляли к бабушке в деревню.
Хлопотливое у бабушки было лето, нас то наезжало к ней о пяти ле внуков. Да и хозяйство у бабушки было, а с им и дел - с коровушкой хлопоты, дров заготовить, сенокос, поле, грядки. А она всё успевала, да ещё катиски с утра проверит, пирогов настряпает, и нас всех обиходит.
    Бабушка одна жила, дедушка в финскую пропал без вести. Она и подняла пятерых детей сама. Баба Аня карелка, по-русски ни слова, а потому воспитывала нас по своей карельской науке, от слова научение - чтобы по правилам, по обычаю  проживали.
    Когда мы прибывали к ней, она через мамин перевод доводила до нашего сведения про весь предстоящий уклад жизни, что позволительно делать, а за какие проступки может последовать наказание.
    Мы это выслушивали, а погодя, в силу детского любопытства, правила и запреты бабушкины быстро забывались. Память нам бабушка возвращала спокойно и твёрдо, своими проверенными, традиционными способами.
    Однажды мы с сестрой Лидой напрочь память выронили. Нам было строго-настрого наказано, что ягоды недоспевшие не есть, особенно черёмуху. А она возле дома росла да така сочная на вид. Вот мы и объели черёмуху, не дождавшись её спелости.
К вечеру нам обоим стало плохо, организм не смог перенесть такой нежданности. Лежим болезные пластом, организм живёт своей жизнью, борется, а нам от этого тошнёхонько.
    Бабушка то сразу поняла, что за причина нашего недуга, знала она свои народные средства по избавлению от каких-нито болезней. Бабушка сердита, а мы терпением терпим, не пикнем. Виноваты дак. Изготовила она травный какой-то настой, горькой до невозможности. Мы не сетуем, бабушкин непреклонный вид с нами чудеса послушности творит. На другой день мы и выздоровели, особенно после того как бабушка добавила к травному лечению, ещё одно средство по возврату нам памяти о правилах проживания.
    У бабушки был оздоровительно-воспитательный способ - крапива. Отстегала она нас по первое число и по нужному месту. Да ещё что-то своё карельское нашептывала. Опосля того мы память долго не теряли. Вот такая была у бабушки простая и действенная наука.
А топере вспоминаем мы бабушкину науку со смехом да без обиды.

Деревенская улица (худ. К. Николаев, 1968)