Тюря

Бондарев
Если вы купаетесь, как вареники в сметане, оливки в мартини, ананасы в шампанском, - этот аскетический рассказ не для вас.
Это было в пору моей далёкой счастливой юности.
Ко мне в гости нежданно зашли подруги, китайские студентки. Обмен национальными подарками, халат с драконом – с одной стороны, павловские платочки и деревянные ложки – с другой, приумножил наше весёлое настроение. «Потчевать стану блюдом на скорую руку с названием «тюря», - объявила я. Девочки закивали кукольными головками: осень холёсё. Кусочки чёрного хлеба в тёплом кипятке, лук, соль и масло постное.
Гостьи принялись ужинать палочками. Я справилась одной, наколола размякший кусочек хлеба, словно шашлык шампуром. Китаянки перестали прищуриваться, стали делать то же самое. Девчата так громко смеялись, что слышно было на втором этаже общежития. Юшку вычерпали ложками до донышка.
Молодость не тяготится гастрономическими лишениями, нищенство рациона скрадывается мыслью: всё лучшее – впереди! Как хилые бледные ростки тянутся к солнцу, так мы тянулись к знаниям, как к светлому будущему. В заключение трапезы мы исполнили «Соловья» Алябьева на русско-китайском языке:
Сяу ляу вей мой,  сяу ляу вей,
Зяо ляо тистый  сяу ляу вей.

Всё, что скромно, представляет здоровое человеческое питание и не напоминает жертвы, приносимые богам. Не следует извиняться и стыдиться за скудное угощение, или шутливо приговаривать: кушай, паря, тюрю, молочка-то нет. И то, и другое – моветон. Тюря питала жизненными соками ослабевшие организмы нескольких поколений. Употребив её, пробуждаются патриотические чувства. У женщин исчезает ревность, мужчины не пристают к деревьям с вопросом: где моя любимая?  Мужчины и женщины не страдают от недопотолстения.
Неразумно стесняться прошлого, нашего национального достояния. Скудные энергоносители сил человеческих описаны в кулинарных книгах, принадлежащих отечественной истории и культуре.