Вы позвонили, если вы знаете, наберите, дождитесь

Георгий Летов
                Часть вторая. ... Воплощение

- Здравствуйте, вы позвонили… Если вы знаете внутренний номер, наберите... Если вы не знаете наберите… Если у вас вопрос об оплате, наберите… Наберите… Наберите… Дождитесь ответа оператора, он освободится через десять минут… Михалыч собрал все свои нервы в кулак и стал дожидаться, слушая дурацкую музыку. Поставили бы лучше диск Еловой Субмарины.
- Оператор Оксана, здравствуйте, - задорный девичий голос вывел Михалыча из оцепенения.
- Кубыриков моя фамилия. Две недели назад ваша достойнейшая компания поставила мне оборудование. Оно продолжает стоять и мокнуть, но не работает по причине, что не подключено, - быстро-быстро выпалил Михалыч сотруднице, боясь, что его перебьют и собьют с мысли.
- Номер договора назовите, - уже сухо сказала диспетчер.
Михалыч сказал.
- Так. У вас проведены все работы. Дожидайтесь приезда инспектора.
- Так у меня провода не присоединены.
- Инспектор подключить должен. У вас всё? До свидания.
Хорошо хоть не прощайте, - подумалось Кубырикову, услышав гудки в трубке. Еще полнедели. Нет никакого инспектора.  Еще звонок. Опять: «Если вы наберете… Ждите… Оператор Олеся. Я вас слушаю». У них там что, все операторы на О? Надо будет проверить.
- Проверишь, проверишь ещё, - отозвалась с ехидцей правая половина головы Михалыча.
- Кубыриков вас беспокоит. У меня….
- Номер договора назовите…
Кубыриков еще в первый раз понял, что этот номер ему придется называть не один раз, выписал его большущими цифрами на листе бумаги, чтобы очки не искать.
-  У вас все работы выполнены.
- Да знаю я, что выполнены, - вдруг позволил себе вспылить Михалыч. - Вы уже в который раз убеждаете меня, что работы выполнены. Вопрос ребром: когда это все хозяйство подключат к домику и этому, фидеру?
- Мария Ивановна, тут фидеры спрашивают какие-то, - услышал голос Олеси Михалыч. – Что отвечать то?
- А, это не к нам. Пусть в заготовку звонят, - ответила Олесе некая Мария Ивановна.
- Это вам в заготовку нужно позвонить. Фидеры у них….
-_Погодите,  а где эта…., - Михалыч оборвал свой вопрос, услышав очередные гудки.
Что за заготовка, зачем ему туда надо звонить? Они явно ничего не будут присоединять.

«Не, не буду я звонить туда. Сначала - что мне по всему этому Юлий Сергеевич скажет?» - решил Михалыч.
- Да. Случай тяжелый. Ты сколько раз звонил? Два? Ну, так позвони третий. Звони и сразу требуй начальника. Ты их уважаешь, - вынес свой вердикт Попов.
- А если? - начал Кубыриков.
- А если тебе начнут про «ждать» говорить, скажи, что у тебя тоже все разговоры записываются!

В третий раз трубку взяла Ольга. Ну, что это, какой-то дресс-код у них в конторе. Не дожидаясь, когда ему опять скажут «ждите» - Михалыч назвался и потребовал начальника. Голос его был тверд и самонадеян.
- Переключаю на начальника отдела, - голос у Ольги был спокоен.
 - Кубыриков моя фамилия…
- Здравствуйте. Понятно, что Кубыриков. Завтра к вам выезжает инспектор по фамилии Лупятов. Он произведет все необходимые подключения, оформит документы, о которых вы говорили, и опломбирует. Ждите.
Михалыч был ошарашен, взволнован и пристыжен.  Вот ведь – целый инспектор.

С раннего утра Кубыриков стал ждать таинственного инспектора. Он появился к обеду на старенькой «Волге» с наклеенными на дверцах логотипами той уважаемой организации, с которой Михалыч и вел последнее время переговоры. С радостным видом выйдя к инспектору, Михалыч протянул ему свои договоры и счета. Но инспектор, с видом не ниже ранга заместителя министра всей нашей энергетики, рукой отвел их в сторону.
- Кубыриков?  Улица Долинская, 36? Что же вы, Кубыриков, людям покоя не даете?
- Так это, я уже три недели жду. Жду, когда же случиться это присоединение, - начал оправдываться Михалыч. -  Мне сказали…
- Ему сказали, - поучительным тоном, сверху вниз, начал внушать инспектор Михалычу.
- Говорить надо меньше, а делать больше. И что я сюда приехал? Ничего не доделано. Я щас залезу и отключу вас от линии. Вот вы должны как бы…
- Я ничего не должен. У меня все оплачено и документы все на руках. Пожалуйста.
- Да зачем вы мне бумажками этими в нос тычете?  Надо просто было обратиться в свое СНТ. И всё было бы правильно и нормально.
Официальные документы называть бумажками. Для Михалыча это был вызов.
- Подождите, подождите. Вы инспектор этой же самой компании, называете документы этой компании бумажками? И отправляете меня к СНТ, которого уже нет? Вы в своем уме?
- В своем. Еще как в своем. У вас незаконное присоединение. Вот покажите мне, ладно, документы на это присоединение? А? Щас точно я вас отключу, и сидите здесь без света со своими бумажками, пока не покажете старые документы.
Инспектор Лупятов весь сиял от своей находчивости и неограниченной власти над начавшим вдруг сдуваться Михалычем.
- Покажите старые документы на подключение. А? Я вас щас чик, и все. А здесь потом вышка будет нужна. Подключить, переподключить. А это – месяц. А вышка у нас одна. И еще можете месяц прождать.
- А что же мне делать-то, чтобы быстрее? - пробормотал испуганно Михалыч, признавая этим, что этот раунд он проиграл. - Два месяца сидеть без света поздней осенью - не самое приятное удовольствие.
- А вы с вашим электриком поговорите. Из СНТ. Василием зовут. Вот это и будет правильно. Тогда я еще подумаю, чикать  –  не чикать.
- Это, а как же опломбировка, фидеры?
- Мои координаты электрик Василий знает. Не беспокойтесь. Как управитесь, всё опломбируем. Через него же дешевле. И светлее. Я вам прямо удивляюсь. Звоните и договаривайтесь.
Благополучный инспектор Лупятов сел в машину и укатил дальше решать свои дела.

Михалыч,  немного придя в себя, поняв, что какое-то время его не чикнут, опять позвонил своему другу Юлию Сергеевичу.
Попов, выслушав подробный рассказ друга, ответил:
- Значит так! Я все понял, правдолюбец ты наш. У тебя есть два пути. Первый - позвонить этому самому электрику Васе, заплатить за подключение, тариф пока не знаем, и уже в самое ближайшее время ты забываешь об этой замечательной конторе и наслаждаешься благами цивилизации. Второй – ты никому не платишь, не звонишь электрику Васе, а упираешься, как древний вымерший тур, в дуб, и доводишь начатое до конца. Конец этот пока непредсказуем. Решать тебе. Но если ты идешь по второму варианту, я буду тебе в помощь. Этот инспектор Лупятов  хочет с тебя слупить вместе с вашим электриком Васей энное количество денежек. Такая разводка.

Два дня Кубыриков мучился. Его мучения быстро разрешила дочь, твердо сказав:
- Нет, папа. Мы три месяца назад начали официально, так же будем и заканчивать. Будем стоять намертво на своих принципах.
Намертво Кубырикову не хотелось все-таки стоять, а накрепко - его устраивало. Сразу все как-то прояснилось, нервы успокоились, мозг всё смог адекватно воспринимать.

Кубыриков, как и положено воспитанному человеку, подождал три дня. О нем никто не вспомнил и никто его не побеспокоил. На четвертый день он положил перед собой чистый лист бумаги, ручку и налил большую баклажку чая. И начал набирать телефоны, известные ему по прошлой прозвонке.
- Подождите, одну минуту, сейчас уточню, запишите номер, я вас переключаю, - обычный набор ответов. Кто-то Кубырикову сочувствовал, иные сразу узнавали его по первой фразе: «Кубыриков моя фамилия». Ольги, Оксаны, Олеси и даже Октавины…
Менеджеры, операторы, диспетчеры, старшие менеджеры. Потом пошли начальники и замы различных отделов и служб. Дальше Кубыриков перекинулся несколькими фразами даже с главным инженером, вышедшим с очередного совещания. Михалыч записал телефон и пошел обедать. Приготовленная утром бумага была исписана телефонами, должностями и фамилиями. Немного набравшись сил, Михалыч принялся с новой энергией набирать номера. Наконец, дошли до полевых бригад и ремонтников высоковольтных линий. И даже одной водокачки. В трубке слышался отборный мат и громкий смех.

Уже вечерело. И вот в трубке с искажениями ему ответил какой-то очередной бригадир, который находился в метро и уже ехал домой. И, о чудо! После не продолжительного разговора и пароля «Кубыриков моя…», этот бригадир через волны помех сказал, что да, он про него, Кубырикова, знает, и завтра утром у него будет целая бригада и она бросит этот злополучный кабель на столб. Михалыча охватил столбняк. Он устало отвалился на спинку дивана и залпом выпил стакан настойки.
Действительно, утром приехал молодой человек, который ставил уже оборудование и с большим трудом, на когтях, переступая через ящики, висящие на столбе провода, опоясывающие этот злоклятый столб, всё-таки присоединил провода к его верху. Но подключать наотрез отказался, так как у него и даже у всей бригады нет допуска  к самой линии. Михалыч его понимал. «Рукава шьют одни, а пуговицы пришивают другие». Это ему было известно с давних времен. Молодец только сказал, что передаст всю информацию Лупятову и он тогда все присоединит. Так и уехал.
- Хорошо хоть враждующие половины головы молчат. Они, наверное, тоже со вчерашнего вечера очумели, - подумалось Михалычу.

Лупятов, как и было ему свойственно,  позвонил неожиданно и назначил пломбировку на следующее утро. Михалыч понял – ему нужна достойная поддержка. И вызвал Юлия Сергеевича. Тот приехал с тюбетейкой на голове. Лупятов примчался на своей «Волге» в обед и сразу же пошел к столбу. Подняв голову вверх, он сказал:
- Ну и что? Вижу, не послушались меня. Все по-своему решили делать? - Он подошел к коробке со счетчиком, проделал какие-то манипуляции.
- Ну, счетчик я вам опломбировал. Распишитесь в документах.
- Ого, не в бумажках, - подметил Михалыч. - Что-то все-таки изменилось.
- Так. Сейчас старый отключаю, а новый - ждите месяц вышку.
-  С какого перепуга меня отключат? - смелея ввиду поддержки, ответил Кубыриков.
- А вот с такого. Я же говорил вам, как правильно надо делать. Вы же заупрямились. Сегодня бригада с вышкой подъедет и отключат.
- Молодой человек! - вдруг выступил вперед Юлий Сергеевич со своей тюбетейкой. -  Слушал я тебя, слушал. Теперь меня послушай.
Михалыч попытался остановить Попова, зная его своенравный характер. Но Юлий Сергеевич резко отвел его руку, пригладил бороду и уже приоткрыл рот, чтобы продолжить.
- А почему это вы обращаетесь ко мне на ты? - высокомерно проговорил Лупятов.
- Подожди, господин инспектор. А в простонародье - простой электромонтёр. Подожди. Не надо перебивать старшего. И по возрасту, и по званию. Открой словарь, если знаешь, что такой существует, и посмотри. Вы - это форма вежливости для обозначения собеседника. Но когда вежливость соседствует с хамством, какое же здесь может быть - «вы».
По глазам Лупятова было видно, что он ничего не понял из сказанного Юлием Сергеевичем.
- Вот я сейчас по твоей реакции понял, что ты ничего не понял. Ну, это и понятно. Потому что у тебя сейчас в голове только одно, а именно – как развести на деньги этого старого чудака. Но для тебя, к сожалению, этот чудак - мой друг. И разводка сегодня просто не состоится. Уверяю тебя.
Попов был спокоен и даже нагловат.
- Чикать, вышка, отключу… Зачем пугать и так всю жизнь пугающегося человека. Скажу я за него то, что он должен был бы тебе сказать раньше. Хочешь отключить? Отключай. Чикать? Чикай. Давай, карабкайся на этот столб, как шимпанзе за бананом. Чикай. Денег не будет. Лупить сегодня не получится.
- Вы не верите, что я отключу? - скривив губы, но уже не так нравоучительно и твердо проговорил Лупятов.
- Не верю? Знаю. Ну, что, будем мериться решалами? Я мог бы позвонить в антикоррупционный отдел вашей конторы по факту вымогательства. Но они там мышей не ловят. Так зачем же их отрывать от дела и мешать. Мы с тобой сейчас будем здесь решать.
 
Попов обернулся к Михалычу.
- Иди, Михалыч в свой домик. Прими таблеточку. Не стоит слушать наши решалки.
Михалыч удивленно, с широко раскрытыми глазами и отвисшей челюстью, повернулся и, немного прихрамывая, направился к домику.
- Ну что? Обозначим наши претензии, господин инспектор? Твои мне понятны. Мои тоже. В диалог пора вмешаться третьему лицу – настоящему решале, - услышал Михалыч, входя в дверь.

Выпив лекарство и, наконец, выпустив из рук пачку документов, которые он сжимал всё это время, опустился на диван. Через несколько минут послышался звук отъезжавшей машины. Хлопнула входная дверь. Вошел благоулыбающийся Юлий Сергеевич.
- И что? - Михалыч во все глаза смотрел на друга.
- А  и всё! - проговорил Попов. И самодовольно провел своей рукой по бороде. - Решили.
- Что ты там решил?
- Михалыч. Дорогой ты мой чудак! Всё решил. Оказывается, меня еще помнят в некоторых учреждениях. Ты же мне называл некоторые фамилии из твоей энергетической драмы. Вот меня и вспомнили. Мой решала оказался решиместее твоего, как там, Лупятова. А я не люблю, знаешь, когда хамоватые проходимцы, пусть и из солидного учреждения, раскручивают таких чудаковатых стариков, как ты, на денежные знаки.
- Я не согласен с твоими методами, - вдруг выпалил Кубыриков.
- Да я знаю. Но как же «Заповедь» Киплинга, которую мы в юности вместе читали и восхищались? «…И если ждать умеешь без волненья, Не станешь ложью отвечать на ложь, Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым себя не назовешь...». Страна изменилась, Михалыч. И люди изменились. И переубеждать, а тем более учить таких, как монтер Лупятов, бесполезно. Сегодня большинство тех, у кого в руках даже обычный пломбир, от кого зависит хоть маленькое что-то, не работают, а решают вопросы, этим самым увеличивая свое благосостояние за счет других. Сейчас решалы в большой цене. Так что я не пытаюсь изменить этот мир, да и не в силах. И если у этого молодого проходимца в мозгах еще осталось место для адекватного восприятия действительности, то он может понять, что на его несчастный пломбир может найтись и большая дубина.
- Понятно, Сергеич. Давай уже, наливай!

На следующий день, придя вечером с дежурства, Михалыч с удивлением увидел веселый мигающий красный огонек в своем щитке.

Русавкино, февраль 2020 г.