Побег из рая

Иван Шизофреник
Немного литературной рекламы. О книгах и «внесистемных хиппи»: «Побег из рая» Александра Шатравки. Кстати, у автора есть Фейсбук и  я заимствовал для иллюстраций несколько фотографий.  Почему  вспомнил сегодня Александра Шатравку? Мне захотелось, наверное,  показать, как почти залеченному  в советской психоневрологической больнице  парню, где его держали несколько лет (он считал себя человеком со взглядами» хиппи, но не тусовался) удалось вырваться в 1986 году из  психиатрического «рая» и теперь он живет в США, имеет «свой бизнес», путешествует с женой,  и в общем-то самим своим  существованием показывает, что психолого-психиатрические «научные доказанные» взгляды часто всего лишь слабоумие и садизм плохо учившихся в вузах студентов-медиков и глупость невротических настроенных психологов. А может быть, дело в  самой социальной системе: если в Японии человека «признают» психически больным, то это конец жизни, это полная изоляция. В Израиле за тобой установят  строгий надзор и ты будешь ощущать себя заключенным с пластиковым браслетом на ноге, В Австрии или Германии с тобой будут возиться социальные работники,  а в США всем на тебя плевать. Конечно, если ты не попадешь в сферу официальной американской психиатрии или не начнешь бегать по психиатрам, которые с удовольствием будут продавать тебе психотропные препараты. Се бизнес.
Теперь о тех, кого не знают.  Многие мои знакомые убеждены, что о «внесистемных хиппи»  не писали в СМИ и они, эти самые «внесистемные», почти неизвестны.
На деле, конечно, все строго наоборот — «внесистемных» хиппи  намного больше, чем «трушных» (о этот болезненная проблема — кто же ты, «настоящий хиппи»!), да и под  «системными хиппи» часто понимали, простите все-таки наркоманов и завзятых тусовщиков с хиповыми взглядами. Это еще и лингвистических вопрос: в молодежном советском сленге «системными» называли наркоманов (скажем официальным языком, «людей, систематически принимающих наркотики»)
Допускаю, что «внесистемных» (я условно буду называть так этих юношей и девушек, и они ничуть не хуже остальных) в какой-то момент можно сравнить с американскими пластиковыми, синтетическими хиппи: в ярких «прикидах», с длинными волосами и фенечками, но чистенькие и благоустроенные.
Александр Шатравка, пожалуй, что-то среднее между «системным» пиплом и «внесистемным» хиппи,  не так давно он написал воспоминания, очень болезненные (а какими могут быть воспоминания человека, которого много лет держали в психиатрической больнице лишь за то, что он хотел жить в США и несколько раз пытался перейти границу?). Но я не буду комментировать то, как Александр воспринимал саму советскую психиатрию изнутри (потому что он пишет обычным языком, а не птичьим языком врачей), и пусть останется  интрига — как психиатры воспринимали хиппи.
Это «ранние хиппи», не интеллектуально продвинутые хиппи восьмидесятых, которые уже понимали, что такое психиатрия и психология и почему с психиатром надо вести себя по тем же правилам, по каким уголовники общаются с надзирателями и следователями. В восьмидесятых уже прошла «антипсихиатрическая революция», и хотя Фуко не публиковали в СССР, Лэйнга мы знали (через антиамериканскую политическую литературу — был такой жанр, когда переводили американских публицистов, освещающих малоизвестные стороны жизни в капиталистическом мире).
Книга Александра доступна в интернет, ее можно скачать или читать онлайн https://www.rulit.me/books/pobeg-iz-raya-read-339747-1.html
Книга жуткая: Александр не пытается «быть писателем», он пытается рассказать о своих взглядах и, наверное, это книга памяти залеченных в больницах хиппи (или называйте их так, как называли советские психиатры «юноши и девушки, подражающие американским хиппи).
Честно скажу, я читал и почти плакал: ведь «пролечить» восемь лет человека только за то, что он исповедует простенькие и романтические взгляды и хочет жить в другой стране — это что-то настолько патологическое и даже преступное, что комментировать невозможно.