Страдающий разум. Русский Христос

Гарри Цыганов
1. Страдающий разум

Будда провозгласил религию без Бога. Он учил, что путь познания лежит через практику самосознания. Только освободившись от желания, через нравственность, медитацию и мудрость – возможно обрести просветление.

Наш человек, пошёл иным путём – широким и радикальным. Мне кажется только русские, имея такие просторы и богатства, относятся к жизни с таким самоубийственным размахом. И если у Будды самосознание боролось с желанием, приносящим страдание, то у русских, САМО  сознание приносило страдание. Вся русская литература, даже шире – русская мысль – это путь борьбы внутри «страдающего сознания». Горе от ума – это так по-русски! В тему «страдающего сознания» мне попалась недавно любопытная книжка.

ИВАН ГРОЗНЫЙ. Сочинения.
Санкт-Петербург. «Азбука-классика», 2000.

В предисловии, написанным Т. В. Чумаковой, я обнаружил интереснейший взгляд на проблему страдания и очищения. Путь Спасителя через бездну порока к Богу.

Вот послушайте: «При всей дробности частных философских концепций Древней Руси общим для них было то, что все они рассматривали человека как духовно-телесное существо, телесно-духовную ипостась, как часть большого единого тела Вселенной…»
И далее: «… И если Фома Аквинский считал, что разум страдать не может, то древнерусские философы воспринимали существование «страдающего разума» как аксиому. Опорой им служил образ Иисуса Христа, воплотившегося в осквернённое грехом тело человека, очистившего его своей крестной смертью и сошедшего во ад для спасения праотцев. Этот чрезвычайно ёмкий образ «схождения во ад» осмысливается как снисхождение трансцендентного (от лат. transcendence – выходящий за пределы) в самые глубины порочной, презираемой телесности, в такие бездны, что человеку и помыслить стыдно. Но лишь пройдя всю бездну плотского, можно возвысить его до божественного. Именно в этом возвышении духа из бездны и одухотворении плоти – пафос средневекового христианства. Поэтому в нём невозможно разъятие плоти и духа. Отделение плоти от духа – смерть, и ничего более, поэтому их раздельное изучение, с точки зрения древнерусских книжников, – бессмыслица и кощунство. В этом и состоит мудрость древнерусских «простецов, не ведающих  философии».



2. Чудо Христа

О, праотцы наши, «простецы, не ведающие философии», вы смотрели в корень!

Я всегда знал: дух и плоть – единый сосуд. Но каков в их восприятии Христос, «воплотившийся в оскверненное грехом тело человека»! Только где эти «глубины порочной, презираемой телесности», где эти бездны, что «человеку и помыслить стыдно»? Откуда это взялось?

Ведь по известной легенде, он даже зачат был непорочно, не говоря уже о прочих грехах «презираемой телесности».
Это осталось за кадром? Или Павел со товарищи навели на его образ лоск, а на жизнеописание – цензуру? Ведь это их святая компания, ставшая соавторами христианства, а по сути – занявшаяся пиаром новой религии, провозгласила его Богом. Это иудейский жрец Савл превратил сына человеческого в Сына Божьего. Его, Савла, изощренный ум, который по Фоме Аквинскому страдать не может, явил миру Пришельца, лишенного человеческих страстей. Он кастрировал Христа, взамен наделив его чудодейственной связью с Богом и способностями лечить неизлечимо больных и воскрешать мёртвых. И если ты не веришь, что Спаситель ходил по воде и воскрешал мёртвых, – ты конченый человек – утонешь в сей жизни, не испытав блаженства жизни небесной.

Народ жаждал чуда, пожалуйста – получите! Однако чудесам противопоказана мысль, вообще любое движение в поиске истины. В чудо можно только верить. На чуде и была построена новая религия. Была выстроена иерархическая пирамида, в которой всё, от подножия до вершины, было подчинено единому Чуду. Провозгласив идею чудесного Вознесения живого Бога, пострадавшего за грехи людей, Павел стал основоположником жёсткой системы порабощения духа человеческого.

Поэтому мне сразу стал понятен и близок взгляд древнерусских мыслителей, видящих в Христе живую страдающую, осквернённую грехом личность.
Так кто же он был? В чьё тело воплотился наш таинственный посланник? Странствующий проповедник, а по сути, бродяга и бомж в обществе таких же бродяг – он скитается из города в город и проповедует. Что? На земле – жить сегодняшним днём как птица небесная, не заботясь для души ни о пище, ни об одежде. «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам».

Какие нравы царили в обществе профессиональных нищих, опустившихся на самое дно, можно только догадываться. Но, пройдя унижение и презрение граждан, поднявшись со дна, из ада страстей, неистовые его поступки и призывы обретают иной глубокий ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ смысл. Мне становится понятен его страдающий страждущий разум, презрение к богатству, насмешки над жрецами-книжниками, верящими букве, но не духу. Его максимализм и весь его путь на Голгофу становится логическим завершением его земного пути.



3. Мифология

Небольшое отступление, доказывающее, что все мы – изначально единый народ.

Восточное предание говорит, что праотцами евреев были савиане (славяне) ИЕРУСАЛИМ – город руссов ЕРУСЛАНЫ (евр. – ЕРШАЛАИМ). До взятия города хиберами Давида, в нём жили хетты-ивусеи, поклоняющиеся Богу Солнца  Салиму (Шалему) в честь коего и назван город Иерусалим – город Солнца. Давид, взявший город, назвал своего сына Соломоном (Сельмом) в честь Бога Солнца.

По Библии Ершалаим завоёвывает  пастух Давид, а потом в  нём правит его сын Соломон. В славянских легендах – царь-пастух Арий Оседень (нисхождение Даждьбога) и его сын Сармат (царь Красно Солнышко). На Руси смешивали Давида и Даждьбога. Имя Давид может быть славяно-арийским (Святовид, Рувит). Да – Даждьбог; Вид – витязь, либо вит – жизнь, свет.

Соломон – Сармат (Давид + мать хеттянка Вирсавия) строил храмы и приносил жертвы иным богам, коим поклонялись подвластные ему народы. Такая веротерпимость отличает его от нетерпимых иудеев, т. е. он вёл себя как арийский князь Красно Солнышко. Поскольку к Давиду и Соломону возводят и род Иисуса Христа, то становится ясно, что и сам Иисус по этой линии был потомком Ария и Даждьбога.



4. Тайна Христа

Вся жизнь Христа от рождения до прихода в Иерусалим – тайна. Мы только знаем, что всё его святое семейство бежало в Египет. Где он был, что делал, какие страсти терзали его тело и душу? Тоже загадка. Быть может, он посетил Аркаим, где, по преданию, находится могила Заратустры, который, кстати, предсказывал явление мессии. Аркаим – город-обсерватория древнейшей цивилизации, находится на территории нынешней России, где зародилась самая противоречивая раса! Где путь от греха к очищению крестной смертью возведён в абсолютную истину. Где и по сей день противоречия «страдающего разума» заложены в саму основу того образования, которое я бы не стал называть нацией. Это некая субстанция Земли, душа её, где сконцентрированы полярные силы добра и зла. Здесь дух и плоть являют собой единый сосуд противоречий.

Быть может, оттуда и вынес он новые знания? Тогда становятся понятны радикальные высказывания Сына Человеческого: «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Никаких компромиссов! И вот уже нормальные законы человеческого общежития: «не убей, не укради, не прелюбодействуй и пр.» ему недостаточны, ему нужны АБСОЛЮТНЫЕ законы. Законы, по которым человечество так и не захотело жить.

Христос говорил:
Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду».
А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем. Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну.
Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
А Я говорю вам: не клянись вовсе.
Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
Вы слышали, что сказано: «люби ближнего своего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Ах, как всё это по-русски! Доходить до предела во всём: и во зле, и в непротивлении злу, и в любви, и в долготерпении к врагу. И везде как кара божья в его воображении маячил ад. Только имея его в СЕБЕ САМОМ, на себе испытав геенну огненную, он сказал те запредельные слова и предостережения. И возвёл то АБСОЛЮТНОЕ смирение в истину!

Однако ни один из постулатов Учителя так и не был востребован в реальной жизни. Человеческая природа воспротивилась этим знаниям. Мужчина смотрел на женщину с вожделением и гневался на брата, и воевал с врагом, и клялся. Сеял и жал, добывая в поте лица хлеб насущный. Более того, государственная машина, с благословения слуг божьих, возвела в закон и убийство врага, и клятву на верность.

Живая жизнь и благая Весть вошли в противоречие друг с другом. Дух и Жизнь, Бог и Дьявол избрали своим полем битвы человеческий разум.
Ортодоксы религии – иноки уходили от жизни, убивали плоть и, уподобляясь рабам, служили Духу. Живая жизнь для них становилась смертным грехом!



5. Иго Христа

В простой же обыденной жизни человека подобные явления вносили только смуту. Литературный герой Достоевского князь Мышкин воспринимался окружающими как не от мира сего человек – идиот,  и спровоцировал только бешеные страсти, от которых и сам, прикоснувшись к действительности, впал в безумие. Впрочем, гений Достоевского и вскрывал те проблемы духа с жизнью реальной. Он явил нам Пришельца, скроенного на новый лад, и показал, чем такие явления заканчиваются.

Только ведь и сам живой бог, предчувствуя скорую казнь, превращается в нетерпимого монстра,  которому чуждо всё человеческое. В его страстной до предела натуре соединились бездна и вершина. Запредельное зло и запредельное добро сошлись в высшей точке «страдающего разума».
И тогда его кроткое Я стало АБСОЛЮТНО. «Ибо я пришел разделить человека с отцем его и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её».
«И враги человеку – домашние его». «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Послушал бы эти речи Конфуций…

Но здесь иное явление! Какое там «почитание родителей», когда речь идёт о спасении души. «Да, да, нет, нет – всё остальное от лукавого! Кто не со мной, тот против меня!» Мы, русские, те лозунги хорошо знаем. И вывод напрашивается сам собой: «Не мир пришёл Я принести, но меч». Меч и разорение будет плата за прощение врагам нашим, за любовь к брату своему, за невинный взгляд на женщину. Достойная цена за смиренные речи.

Но какая в том сила убежденности и глубина! Только сам, пройдя через все круги ада, человек способен на такую убеждённость и глубину. В этом мне видится подлинная красота! Красота человека, избравшего свой Путь и прошедшего его до конца.

Однако он понимал и другое, какое непосильное ИГО взвалил он на головы человечества: прощать и любить. «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Подлинная красота, как и подлинная любовь – всегда страшны! И, как всё абсолютное, а значит конечное, – ведёт к смерти.

Становится понятна любовь Отца распинающая, и любовь Сына распинаемая. И Голгофа как апофеоз той любви! Только подписавшись под казнью Спасителя на позорном кресте, человечество во всей полноте ощутило на себе «иго Его блага, и лёгкость Его бремени».



6. Христос и Антихрист

Мы, русские, то иго хорошо помним. Идеи братства нищих духом мы отлично усвоили. И, что удивительно, именно сыны земли обетованной принесли нам ту весточку. Существует какая-то необъяснимая связь между нашими народами.

Однако русские в своём «страдающем разуме» пошли до конца, до самого что ни на есть тупика. Только с одной оговоркой – идеи Царства Божьего утвердили не на небе, а в реальной жизни. Нищая страна взвалила на себя крест Спасителя человечества и потащила на свою Голгофу.

Новый мессия, воплотившийся в вождя пролетариата, привёл-таки нас в Царство Божье. Нищие духом ринулись в райские кущи, богатые – не попали. Не мир, но меч царил на земле. И сын восстал на отца и умертвил его. Всё случилось по писанному.

И первое, что сделал новоявленный мессия – уничтожил своего конкурента в борьбе за обладание душами: Бога нет. Христа нет. Религия – опиум. Рай теперь на земле. А вечно живой Вождь – бог и царь. Христос и Антихрист сплелись воедино на земле русской. А вот и «программа действия» Антихриста, озвученная в Ветхом завете:

7. 5. Но поступай с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем.
7. 16. И истребишь все народы, которые Господь Бог твой, даст тебе…
7. 24. И предаст царей их в руки твои, и ты истребишь их имя из поднебесной, не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их.
13. 16. Всю добычу собери на середину площади и сожги огнём добычу и город его; да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его.
9. 6. Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, даёт тебе овладеть сею доброй землёй; ибо ты народ жестокосердный.
14.2. Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
13. 6 – 10. А если брат твой или жена или дочь скажет: «Пойдём служить иным богам» – побей их камнями до смерти»…
(и проч. и проч.)
Пятая книга Моисея. ВТОРОЗАКОНИЕ.

Я пытался спросить у священнослужителей, как эта звериная ненависть и откровенный расизм сосуществует с проповедями Христа о любви не только к ближнему, но и к врагам? В ответ – или тишина или ответы с тем же расистским душком, мол, Моисей расчищал путь для прихода Мессии.
Это как – истребить «все народы, которые Господь Бог твой, даст тебе»?



7. Дом Отца Моего

*Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников*

Однажды Христос сказал: «разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его». То есть Храм старой веры, храм насилия и ненависти необходимо разрушить, и на его месте воздвигнуть Храм Любви. Богословы трактуют это как высказывание о своём теле. Но в этом и есть глубинная суть: Тело и есть Божий Храм. То есть разрушь в СЕБЕ ненависть и воздвигни любовь.

Христос говорил притчами, однако именно это высказывание не смогли ему простить представители Синедриона. Его объявили богохульником, нарушившим Закон, и распяли как вора. Однако подвиг его не забыт человечеством – его имя легло в название новой религии. Но Второзаконие (Храм старой веры) продолжает существовать. То есть в Библии на равных правах сосуществуют ДВЕ РЕЛИГИИ – противоположные по своей сути и этике. Ветхий завет (Второзаконие, Левит, Числа) – легли в основу Торы, то есть иудаизма. Иудаизм отвергает Христа в принципе. Получается бессмыслица: Ветхий завет отвергает Новый завет. Как стало возможным объединение полярных религий? – загадка.

Вся христианская религия строится на богоизбранности еврейского народа. В основу богоизбранности положена легенда о божьей вести Моисею на горе Синай. Учёные ещё спорят, был ли вообще Моисей (известно, что история рождения Моисея была скопирована с легенды о царе Саргоне), но богоизбранность данной нации, ни у кого вопросов не вызывает.

Однако богоизбранность можно воспринять как расизм, т. е. одна нация «помечена» Всевышним, а остальные – расходный материал (прочитав Второзаконие, только так и возможно воспринимать остальные народы). Такая лукавая «богоизбранность» потом повторилась в истории: вспомните «чистых арийцев», с их немецким подобием Моисея.

Объединение ВЗ и НЗ – явилось роковым уклоном с пути истины. Подвиг Христа тем и велик, что он презрел старый Закон, ставящий одну нацию над остальными, и подарил нам простую и ясную истину: все люди равны перед Создателем.