Олимпиада 80- взгляд работяги

Владимир Падейский
   Та  Олимпиада в Москве была специфичной - только, что нам объявили бойкот весь цивилизованный мир за наезд на нищий Афганистан, как сейчас,  за Украину. И  хотя организационные аспекты нашей тоталитарной страны были безупречны и такого позора, как в Мюнхене не предвиделось и в снах - народ  из капстран в массе своей тогда СССР проигнорировал. Политика, понимаешь! А ведь специально к Олимпиаде устроили массовый исход диссидентов из страны.  В итоге -  средств на Олимпиаду было потрачено много,  но  размах праздника не стал впечатляющим.

     В ту пору я работал  обычным наладчиком в профильной АСУ Олимпиаде. Размещалась эта злачная контора  в соседнем дворе на Елизаветинском проезде в трех просторных подвалах и обслуживала многие объекты предстоящего спортивного праздника. Попал я туда на работу  совершенно случайно и тогда не пожалел. АСУ постоянно отправляло  свои бригады и в Африку и в Индию. И тут в СССР они котировались вполне достойно и не сильно налегали на трудовую дисциплину. . Хотя народ там был по большей части отстойный и не слишком дружный, скандалов и склок не было. Помимо знания современной техники, как саму специфику наладки, так  и гонор  авторитетного  наладчика,  я освоил быстро.

    Основным нашим объектом был ОТРК Останкино -  комплекс трансляции соревнований. Этот комплекс был одним из самых приоритетных - как и все объекты СМИ в СССР. Посты  милицейской охраны стояли всюду. Особенно тщательно охранялась центральная аппаратная. Пропуск туда имели немногие  специалисты - на  бейджике стояла печать с " кремлевской башней".

   Я получил пропуск на второй, а потом и на третий этаж, с "паровозиком"
или  с "самолетиком" на печати бейджика . Телецентр был уже предельно  оснащен современной американской техникой -  гудели огромные  монтажные магнитофоны с двухдюймовым лентами Ампексы". Много было японских камер.  Десятки разных трестов отвечали за коммуникации и  программное обеспечение.
Нам  оставалось только наладить  замки  цифровые на  дверях всех аппаратных записи и монтажа.

     Замки  отечественные конструкции  были аховые - быстро выходили из строя и запарка была постоянная . Я  мотался пару месяцев по этажам ОТРК, приводя их в порядок, и был вхож  всюду и знаком с многими  телевизионщиками.
Настроение у народа  было приподнятое - доступ к современой технике и предвкушение глобального торжества наблюдалось у всех.  Инженерная братия добросовестно возилась с  монтажем - везде гоняли популярный тогда сериал " Мушкетеры" с Боярским, Смеховым и Смирнитским. Искрометное   " Пора-пора- порарадуемся на своем веку..." гремело на каждом этаже. Но было и показы более интимных сюжетов, несмотря на присмотр соответствующих держиморд.
   
    Я знал, что придется торчать здесь плотно всю Олимпиаду   и видеть картинку, так сказать, из первых рук. Это было отрадно, но  все-таки  хотелось попасть и на трибуны. Билеты  на соревнования  распределяли по организацием - достать билет было немыслимо - цены с рук задолго до начала были десятикратные, особенно на финал Олимпиады со взлетом Медведя на разноцветных шарах  и голубей. Хотя и нам на АСУ тоже выделяли несколько билетов - досталось , как полагается,  только начальству.
    Задолго до начала  Москву стали чистить - слишком долго в Москве не было раскованных и отвязанных иностранцев в таких количествах - принимались жесткие меры - москвичей отправляли в отпуска, детей в лагеря.  Создавалсь картинка для западных журналюг.  Магазины заполнялись продуктами и  качественным спиртным . Запустили завод Пепси специально для одобрения буржуев.

     В центре работали  команды  сотрудников ГБ. которые  отлавливали желающих пообщаться с иноземщиной. Выглядело это примерно так - человека  два- три антуражированных под итальянцев или  шведов с белесыми бородками фланировали по Арбату и Тверской и предлагали обменять разнообразную   валюту практически даром. Я сам налетал на  таких разводил   раз пять вблизи Пушкинской и Арбатской. Сильно прилипчивые,  они долго канючили на   ломаном волапюке что-то совсем жалостное,  пытаясь втюрить десять или сто баксов в зависимости от фейсконтроля  прохожих. Да и таксистов,  похоже стали заменять различные служивые со знанием языка.
   
    ГАИ   добросовестно, за пару недель до начала, снимала номера с московских автолюбителей в массовом порядке.     Особенно   злобствовали приезжие гайцы на кольцевой. Народ  перед постами ГАИ  выстраивался в колонны и  первый, обреченный  терпила. тормозил под взмахом жезла постовых.  Я долго играл в эти игры успешно, но за день до Олимпиады все ж таки попался. Остановили меня на Каширке перед самым выездом. Старлей уже в темноте заставлял проверить всю оптику, смотрел тормоза и  даже понюхал выхлоп. Шины я только что менял - тут у него совсем обломилось.
   
   На предложение все таки снять номера, я резонно спросил причину. Он долго мялся, старлей оказался провинциальный из Липецка,  и сказал : " Ну,ладно , парень,   давай свой пятерик и сваливай. Я же тебя полчаса смотрел!" Сошлись на трояке и он  вдогонку дружелюбно надоумил - налево по  кольцовой не сворачивай - там саратовские - они снимут номера просто так. Без разговоров. Я   в темноте огородами добрался до дома и больше на этой машине в олимпиаду не выезжал без  нужды.
    Что номера - моего  приятеля оштрафовали за плевок на Арбате. Куда плюнул - На улицу Олимпийского города!

 Еще до открытия  было модно таскать на пиджаке или рубашке значки с символикой. Сувениры продавались на ура . Сотни художников заполнили улицы с этюдниками, держа наготове десяток другой пейзажных опусов маслом или гуашью  на оперативную  продажу лохам. Акварелей я, что то не видел.  Столица стала потихоньку наполняться народом из соцстран и Африки - были толпы китайцев и монголов. Очень много было поляков, как правило, приехала студенческая  молодежь. Колонны автобусов на бешеной скорости мотались по центру.

      К маю отказов проклятых замков практически не было, но меня  закрепили за центром и  первые трансляции я отсмотрел из аппаратных. Выдали и мне заветный бейджик - с кремлевской башней и  бдительную охрану я пролетал без вопросов. На второй неделе  Олимпиады  меня вызвали в начальству на Елизаветнский, претензий не было, но нужно было проконтролировать  по гарантии  старые комплексы управления, поставленные на  КБ Минца - заодно прорабы мне сунули заявление на отпуск в августе,  на что я особенно не надеялся. Разобравшись с заявлением, я  попер пешком на Курскую и купил билеты до Хосты . Можно было и до Адлера, но Адлер я не любил по причине засилья курорта местными  донжуанами-грузинами.

    К Минцу  я поехал охотно - дело было   в том,  что помимо всей этой спортивной вакханалии у  меня был нереализованный  ордер на Жигуль шестой модели. Получил этот ордер мой папа - ветеран  и отдал мне. Ордер был срочный на три месяца - срок его как раз истекал, но машину я получить не сумел. Все личные визиты, да и звонки в коллцентр главного автосалона на Варшавской были впустую - дефицитных шестерок в продаже просто не было. Такая была реальность СССР - заветный ордер был на машину,  а самой машины не было. Может выдали по спецочереди начальству. Может отправили на Кубу или в Мозамбик. Всяко бывало.
Подскочив на часок к Минцу в филиал,  сделанный из голубого   бериллиевого бетона с дедовским фазотроном  времен Ландау, я справился с техникой без проблем.  передернув и почистив пару разъемов.
Отметив командировку и договорившись появиться в другом комплексе Минца на Соколе завтра, я решил лично добраться до Варшавского салона - благо он находился в пяти остановках к югу.

    В  демонстрационной  комнате автосалона перед ремонтными цехами скопилось   человек двадцать. По разговору шестерки в наличии были и сегодня должны были их подготовить и выставить.  Я  занял очередь за  смешной еврейской семьей  из  двух близнецов толстяков - лет шестидесяти и крашеной дамой чуть моложе - звали ее Соня.  Она судя по всему была чья-то  жена. Чья  именно из братьев,я так и не понял -  уж больно они были дружные -натуральная шведская семейка. Одного из близнецов  точно звали Соломон. Он и посоветовал мне  вначале получить  смотровой талон.  Консультантша за стойкой - лощеная девица лет тридцати,  повертела  мой ордер, усмехнулась и заявила, что он просрочен и  мне смотровая не полагается.


    Не на того, мамзель, нарвались!

   К тому времени был я хорошо подкованным советской демагогией пролетарием и права свои знал туго. И знал, как их решать! Я без споров, тут же  поднялся по лестнице в кабинет начальника. Был я тогда в рабочей спецодежде с надписью "АСУ Олимпиада",  а  из кармана торчала  мощная  отвертка. Дверь открыл без стука и огляделся. Сидел там, в кабинете завпродажами,  здоровый хряк,  килограммов на сто двадцать с багровым лицом алкаша и вопросительно глядел на меня.
   Не здороваясь, я со злостью сунул ему под нос ордер и свое удостоверение наладчика с кремлевской башней и с надрывом спросил - почему рабочий класс тут унижают? За что деды наши  в крови и соплях делали великую Революцию? Я тоже,между прочим,  был позарез занят  на обслуге Олимпиады.   И время торчать в очередях тут не было!
Выслушав меня, он побагровел еще больше -и разразился тирадой про проклятых торгошей и  советскую бюрократию. Причем  так же  ненормативно. Рыбак - рыбака...
    Выяснилось, что мне на удачу - хряк в кабинете  недавно; его только что повысили из   мастеров ремонтного цеха. Видно и перед Олимпиадой была чистка в  Минторге и  тряхнули не только столичные гастрономы, но заодно усилили  и весь  промтоварно- калашный ряд.
Он вытащил из  своего стола  смотровой талон и я, без особых благодарностей, отправился вниз к машинам. Только я подошел, как кто то из очереди заорал:  Синий - беж! Синий Беж.!
   
   Понятно стало, что других цветов сегодня не будет - цвета эти были совсем не популярны; народ рассчитывал на васильковые и белые-они были в моде. И народ стал расходиться. Я остался - цвет меня не волновал. Скоро выкатили штук семь-восемь новеньких шестерок с хромированной окантовкой колесных арк - экспортный вариант.  Семья передо мной - Соня и компания, резво  рванулись к ближней бежевой шестерке. Выяснилось, что эти ребята предусмотрительно наняли  спеца Васю для косметической диагностики Жигуля. Вася вздохнул ,засучил рукава и полез  разглядывать  днище. Семейство  Сони дотошно  изучало салон. Я терпеливо стоял за барьером и  ждал,когда они  уедут.
    Но они не уехали: Вася вылез и после  кратких переговоров,  попер смотреть  днище следующей машины . Тут я не выдержал и, подойдя ближе к Васе,  решил выяснить суть вопроса.
-А черт его знает,- ответил  честно снизу Вася,- не нравится он мадам, и все тут.
Это меня вполне устроило. Я не  стал дальше ждать - оформил за десять минут документы  на осмотренное  добросовестным Васей авто и выехал на улицу.
   
    Кататься на новой машине без номеров по олимпийской столице оказалось не так  весело, как опасно. Уже  на развилке  Каширского шоссе - в шести километрах мне на хвост сели трое кавказцев на мятой  вдрызг Копейке и стали уговаривать ее продать или махнуть на два Жигуля  попроще. Тащились они за мной долго светофоров десять. Едва оторвался на набережной. Да и  гайцы стали тормозить и проверять документы - короче, не то время отовариться. Наконец я добрался до Елизаветинки и поставил новенькую машину рядом  со старой. Родители были в восторге. Отмечали покупку весь вечер. Про Олимпиаду и не вспомнили.
 
   Утром  я на метро отправился  к Минцу в другую сторону. Попутно мне нужно было прикупить катридж в  магазине  Пишмаш на Петровке. Народу утром там не было - только  одна девица, явно туристка облизывалась на отечественную машинку  подешевле На германский вариант денег у нее точно не было. Как выяснилась тут же - у этой студентки из Кракова не хватало  для полного счастья всего- то   два рубля. Поляки, вообще, тащили отсюда много бытовой  техники , налегали на чернобелые телевизоры Юность.
   
   Ну раз мне обломилась новая машина - можно было  помочь  девушке из страны бравого Ярузельского на пишмашинку. Да и вообще, мы, как говорил Маугли - одной крови.
   И гостей любим! Добавил я ей денежку и помог  донести  машинку до метро, а сам с настроением - к  троллейбусу и на работу. В пустом троллейбусе было человек пять - в основном пенсионерки с продуктами - никто не верил, что после Олимпиды магазины не опустеют. Вошел и какой то лысоватый дядя, он сел напротив меня и когда мы проезжали мимо СЮПа - Стадион юных пионеров, внезапно поинтересовался -  почему я не на трибунах. Услышав что нет билетов -  посмеялся и вытащил из кармана билеты на четыре хоккейных матча по десять штук на каждый.
И места неплохие - пятый- шестой ряд.  Дают - бери ,  я и взял бесплатно  -тем более матчи вечером.   
   
   Из всей  зрелишной эпопеи     помню хорошо  женский   хоккей на траве  "Родезия - Польша".  Негритянок там не было совсем, а спортледи из Польши и Африки задорно лупили  по мячу и кувыркались в коротеньких юбчонках. А трибуны были уже совсем пустые. Народ уже наелся зрелищем.


   Поездка в Хосту была приятной. Еще ощущалось жара и спортивное настроение ; в вагоне ехала  группа молодых  поляков - оказалось, что они совмещали  Олимпиаду с отдыхом  в Сочи.  Смотрели они  на нас хмуро,  в разговоры не вступали. Кто то даже демонстративно таскал футболки с символикой  Солидарности и значки с Валенсой.
   В поезде  я оказался с крепким советским чиновником , таким же холостяком с Басманной улицы - соседи.  Отвечал за автобусы в исполкоме Москвы - автобусы не сломались   и он был  в настроении. И крепко налегал  на стакан. Пару раз в купе забегали бригады поездных шулеров - не желаете сыиграть? Чиновник  не возражал, а я был против. Уж больно глаза у этих ребят разбегались . Да и играть чужой колодой не приучен. Так и пронесло с приключениями.

  Оба мы, в отличии от поляков, ехали на Кавказ без  путевок и не ждали чудес  с квартирами.  Нам удивление   в Хосте было свободно  - народ  возвращался в столицу, словно только и ждал конца Олимпиада. Мы сняли на двоих квартиру на горке ближе к Мацесте. Внизу был тоннель, за ним эстакада,  уродовавшая прелестный курортный  пейзаж.  Днем  отлеживались на пляже, вечером - шашлыки с  популярным кубанским хересом. Как сейчас помню - по два шестьдесят бутылка.
Повалявшись пять дней на гальке, мой визави предложил   махнуть  в Сухум. пока есть деньги.  На следующий день на полупустой  Ракете мы двинули  в Сухум: погода была шикарная - пейзажи и море  только радовали. И на  Ракете было много  соцбратьев - и чехи и венгры  - Ноев ковчег. Поглядели с  моря на забитые пляжи в Пицунде и Афоне .  В Сухуме народу было много.


    Легкая экскурсия от порта до питомника гамадрил -  обед с местным вином и  собрались  с настроением вернуться назад в Хосту . Не тут то было. В порту выяснилось, что Ракета обратно не пойдет - начался шторм и нас  послали  на электричку. Пошли мы на вокзал и сразу на  поезд. Билеты, естественно, купить не успели. Аккурат  в Гаграх на средней остановки - центр города нас высадил пожилой контролер.
    Долго он нас усовещал - штраф не взял, но выпроводил. На пустом перроре вокзала оказалось  в Гаграх  нас четверо зайцев : мы с чиновником,  щуплая полька, отставшая от  своих и  спортивного вида  парень в тельнящке. Следующий поезд  в Сочи  был только через три часа.
Долго мы не размышляли - море было рядом - шторм тут стихал. но потихоньку накрапывало. 

   Полька  вначале помялась, потом испугалась, как косо на неё поглядывает местный народ и увязалась за нами. Добралась с нами до моря,  но купаться отказалась. Она села на наши вещи на топчане, под козырьком набережной. Втроем  раздевшись, мы дружно нырнули в воду. Вода  была мутноватой, но теплой - пляж абсолютно пустым. Покувыркавшись в  мелкой воде  минут десять, мы решили сплавать к буйку . Но тут ливануло крепко. Выбравшись на пляж, мы обнаружили, что полька исчезла. Исчезли и наши вещи.  Мы встали под козырьком набережной,  стали обсуждать эту кислую ситуацию.

   Вначале позубоскалили, насчет того, куда  делись наши вещи  - в Сочи махнула полька или вообще в Варшаву и тут нашего спортивного спутника прихватило. Припадок  случился крепкий, вроде падучей, он рухнул на гальку  и по ногам прошла конвульсия.  Дергался он пару тройку минут - как помочь ему мы не знали. И звать на помощь было некого. Темнело.
   Наверху играл оркестр в ресторане и пахло шашлыками.  Мы слегка прижали парню ноги - и растерли спину. Он  вышел постепенно  из судороги и  пришел в себя. Только  выдавил из себя - "Иприт".
     Тут и оказалось - парняга  этот непростой, а натуральный инвалид войны- уже в двадцать два года отметился в Афгане по полной. Был он  на войне  всего-то месяц и в серьезное дело не попал,  так проторчал возле аэродрома  в  охране, где  и попал на подлянку  моджахедов.  А купились они  по  чистой дури -  подожгли местные духи склад и бросили туда пару банок с газом.  Их послали тушить  на энтузиазме - без средств защиты.
   Пятеро  из десантуры сразу на месте - этого откачали  и отправили  по госпиталям.  Сняли  не все военные айболиты  и осталось  осложнение на нервы  - с переохлаждением крутит судорога.

     Был он в прошлом офицер,  бывший ВДВшник из Рязани,  сто прыжков с парашютом - слетал по приглашению Жискар ДЭстена со товарищами на стажировку во Франции. Такие тогда были культурные связи. Только вернулся из Парижа и сразу  Афган. Послушали  мы его историю под проливным  дождем - ясно было, что  тут торчать не резон.
    Попрепирались мы чуток с чиновником - кому идти на разведку-в итоге пошел  я, обошел освещенный и шумный ресторан,  выбрался  на трассу  и тут,  с той стороны, из телефонной будки выскочила полька  с вещами.
   Что я ей сказал тогда, не помню  - бегом назад  и  потащили беднягу  десантника   наверх.  Ждать электричку  не стали ,  тормознули  на  трассе грузовой ЗИМ - вместо сидений стояли ящики  и через час были в  Хосте. А через пару дней вернулись в Москву.


  В ту пору случилось два  печальных события - умерли Дассен и Высоцкий. Дассена я не видел в жизни, хотя в Москве он был и давал концерт в "Космосе". А вот Высоцкого я видел - в сентябре 1973 в театре Моссовета на гастролях польского театра "Народовы". Забавное было представление - Ольбрыхский прыгал на сцене, как ребенок и скакал на деревянной лошадке. Я просидел с Высоцким рядом весь спектакль на десятом ряду партера. Там была целая компания с Таганки - Смехов и Славина и кто-то еще из актеров. Владимир очень эмоционально реагировал на игру и постоянно срывался в аплодисменты. После спектакля они сразу сорвались и убежали за кулисы к полякам.
   Про похороны Высоцкого я не узнавал специально- попал случайно - на Таганке был наш профсоюз - зачем-то послали. Площадь возле театра была забита народом
В основном люди стояли на спусках - Таганская улица была свободна. Я прошел через центр площади -видно было, что народу за сто тысяч, где-то крутили его песни, кто-то пел сам. Милиции было не видно.