543 Поиск крейсера Ньюпорт Ньюс. 8 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

543. Поиск американского крейсера «Ньюпорт Ньюс». 8 октября 1973 года.

Сводка погоды: Понедельник 8 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море. Британская метеостанция «Леруик» на Шетландских островах (остров Мейленд, город Леруик, Шетланд–Айлендс, Великобритания, координаты: 60.158999, –1.157389), географические координаты: 60.133,–1.183, первое наблюдение: 01.10.1929 г., последнее наблюдение: 31.12.2018 г. сообщила в своём извещении, что в Северном море сейчас: максимальная температура воздуха – 11.0°C, минимальная – 7.0°C, средняя температура воздуха – 8.7°C. Без осадков, но скорость ветра 8 м/с. Это умеренный ветер» (4 балла по шкале Бофорта) и умеренное волнение на море (4 балла ветрового волнения по шкале Бофорта), но эффективная температура воздуха из-за общего похолодания - всего 3.0°C.

- Вокруг сейчас туман, - продолжал я писать письмо родителям глубокой ночью в понедельник 8 октября 1973 года, воспользовавшись паузой между вызовами на ходовой мостик. - Ждём американскую эскадру. В обед (12:30-13:00) прошёл их танкер, значит, скоро они прибудут. А сейчас пока отдыхаем.

«Они» - это ожидаемая АУГ (авианесущая ударная группа) кораблей ВМС США-НАТО во главе с ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и американским тяжёлым крейсером «Ньюпорт Ньюс». «Их танкер» - это натовское полувоенное специальное судно снабжения, знакомое нам по пребыванию в ордере АУГ ВМС США-НАТО во главе с ударным авианосцем АУ «Джон Ф. Кеннеди».

- Такие дела. Может быть, с сегодняшнего дня начнём готовить корабль к заходу. Зайдём обязательно, только не знаю куда.

«Заход» - это визит боевого корабля в какой-либо иностранный порт либо для пополнения запасов, либо для ремонта, либо для демонстрации государственного и военно-морского флага (мощи, силы, значимости флота).

- Ребята стонут без курева, а я смеюсь, так как я не стал курить на флотской службе. Даже не тянет. Однажды, правда, зуб больной «заговаривал» табачным дымом, но не помогло, я так и не привык. Хотя иногда хочется посидеть, подумать, «потягать цигарку», а то и «стопочку опрокинуть». Только не пугайтесь! Это я так - пошутил.

Мои родители, мама и папа, традиционно и принципиально были категорически против того, чтобы их дети, я и мой старший брат Юра, курили и выпивали. Как-то так сложилось в нашей семье изначально, что культа из курения табака и пития алкогольных напитков у нас не было. Наш папа, Суворов Сергей Иванович, курил табак ещё с войны, но курил только в минуты стрессовых переживаний и не дома. Он выходил покурить в прихожую зимой и на крылечко летом, когда нервничал или хотел о чём-то серьёзном подумать.

Вино, водка и коньяк в нашей семье были и даже не прятались от нас. По субботам после бани папа обязательно выпивал с мужиками в пивной палатке возле продуктового магазина по кружке пива и давал нам с Юрой попробовать этот замечательный напиток – пиво «Жигулёвское». Когда я в детстве болел ангиной или простудой, то мама давала мне выпить по столовой ложке особого вина «Кагор», а по праздникам на нашем столе обязательно были водка «Московская», иногда – «Столичная» и коньяк «три звёздочки», например, коньяк «Белый аист». Для нашей мамы папа откуда-то «доставал» марочное грузинское вино, а для себя и наших гостей – «Портвейн».

В нашем родительском доме всегда было в запасе вино и водка, которые в 50-е, 60-е и 70-е годы XX века в СССР были своеобразной «валютой» при расчётах и оплате всяких домовых и огородно-садовых дел и работ. Поэтому мы с Юрой, как-то без особого желания и хотения искали возможности его попробовать, так как уже с детства знали его вкус и негативное воздействие на организм. Вот почему в нашей семье отношение к алкоголю было простым и естественным: с одной стороны – деловым, прагматическим, а с другой стороны – праздничным, редкостным.

Мы, моряки БПК "Свирепый", не были рабами алкоголя, но в ленкаюте у меня была моя заветная алюминиевая фляжка с «шилом» (спиртом) и некоторые моряки-свиреповцы из личного состава экипажа БПК «Свирепый» (офицеры, мичманы, старшины и матросы) знали это и пользовались моей добротой, заботой и участием в «их праздничных или трудных жизненных ситуациях».

Время шло, а мы всё ещё не знали где находится этот злополучный американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» и «сопровождающие его лица», то есть корабли сопровождения...

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров не стал ждать и стоять на месте, ожидая прибытия в предполагаемую точку рандеву американского крейсера «Ньюпорт Ньюс». Надо было дать понять «американцу», что мы его не боимся и не изображаем для него удобную «неподвижную» цель на пути огромного корабля. БПК «Свирепый» весело «запел» своими маршевыми турбинами ГЭУ (главной энергетической установки) и на среднем, тоже крейсерском ходу в 17 узлов (31,46 км/ч) устремился на встречу с «американцем».

Северное море начало штормить, видимо, сказывалось приближение очередного циклона, вызванного далёким субтропическим штормом "Браво". В открытом море за пределами пролива Скагеррак ветровые волны разыгрались не на шутку. Редкие встречные суда зарывались в гребни волн и поднимали шквалы пенных брызг. БПК "Свирепый" попеременно то резал гребни штормовых волн Северного моря, то поворачивался лагом (боком) к пологим волнам, чтобы сильный крен позволил РЛС "Ангара" засечь на границе горизонта далёкие морские цели.    

Наша боевая задача была простая: найти и обнаружить в Северном море крупный американский боевой корабль, зафиксировать местонахождение крейсера «Ньюпорт Ньюс», передать его координаты в Главный штаб ВМФ СССР и ДКБФ, корректировать обнаружение крейсера нашей советской дальней авиацией и сопровождать крейсер до территориальных вод Норвегии на подходе к Осло. После этого, убедившись, что американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» прошёл проливом Скагеррак и вошёл в воды пролива Осло-фьорд, вернуться на якорную стоянку у датского мыса Скаген, в которой продолжить боевое дежурство по охране входа в балтийскую Проливную зону.

Мы все были очень озлоблены на этот старый, но ещё грозный американский крейсер "Ньюпорт Ньюс", который сейчас шёл где-то в туманной дали Северного моря и был пока невидимым для нас. Лучше бы он был поблизости, чтобы мы могли видеть его в непосредственной близи и на дистанции торпедного и артиллерийского залпа. Пусть орудия американского крейсера мощные и дальнобойные, но пока он будет целиться и пристреливаться, мы, несомненно, могли "влепить" в него все свои 8 торпед и пару сотен бронебойных и фугасных снарядов. Вот до какой степени мы были злы на этих надоевших нам американцев...

Фотоиллюстрация: Северное море. Штормит. Этот вид точь в точь соответствует тому состояния Северного моря в котором БПК "Свирепый" в понедельник 8 октября 1973 года упорно и усиленно искал американский крейсер "Ньюпорт Ньюс". Погода портилась и я опасался, что не только не смогу сфотографировать "американца", но даже не увидеть его в бинокль или в наш корабельный бинокулярный перископический визир дневного и ночного видения ВБП-451М. А так хотелось заработать ещё один отпуск на 10 суток на родину!