Путь от блудницы до святой-3

Наталья Швец
Часть третья


Существует ряд версий ее знакомства с базилевсом Юстинианом. Согласно одной, он увидел ее в окне. По другой, думается, более вероятной, их познакомила актриса Македония, в доме которой Феодора жила после возвращения из Александрии.

Достоверно известно - что впервые они встретились на загородной вилле, куда Феодору доставили доверенные евнухи Палатия. Она не противилась, зная, что отказ будет сломлен насилием.

Через несколько месяцев после первой встречи Юстиниана и Феодоры базилевс изобразил леги под эдиктом о присвоении Феодоре звания патрикии.

Новая патрикия получила дом и виллу, где произошла первая встреча. Десятки кентинариев государственной казны превратились в позолоченную скорлупу возлюбленной Юстиниана. Однако деньги и роскошь любовник может дать, может и отнять. Требовалось нечто более крепкое, а именно — церковный брак.

В те времена закон запрещал верующим христианам браки с женщинами дурного поведения. Так что нет ничего удивительного в том, что жена Юстина, базилисса Евфимия, пришла в ярость, узнав о намерении племянника мужа. Тогда женщине пришлось напомнить, что сама она вовсе не знатных кровей и что сам Юстин, соправитель своего племянника Юстининана, некогда сделал пленницу Евфимию, которую тогда звали Луппициной, своей наложницей, а затем женился на ней. Но она твердо стояла на своем.

В общем, Юстиниану пришлось ждать смерти упрямой тетки. Едва Евфимия скончалась, его дядя, теперь уже вдовец, Юстин утвердил новый эдикт. Отныне, памятуя заветы Христа и милосердие Божие, империя возвращала все права блудницам, когда они доказывали примерным целомудрием отказ от пути греха.

Неограниченная власть

Бывшая гетера и дочь бедного актера Феодора вышла замуж за Юстиниана в 525 году. Бракосочетание состоялось в соборе Святой Софии. Через два года умирает Юстин и супруг Феодоры становится единовластным правителем. А она сама византийской императрицей и получает неограниченную власть.

В те времена Византия была набита шпионами базилевса, доносчиками городских префектов, ищейками палатийского префекта и других сановников. Рассуждать о чем-либо, и уж тем более о императоре и его супруге, строго запрещалось. Но кто же удержится поболтать на запретную тему? Вот и твердили злые языки, что Феодора околдовала бедного базилевса.

Да и как можно было расценить поступок Юстиниана, пожелавшего вступить в законный брак с участницей участницей сцен, позорных для женской скромности? Опять же, в стране имелось достаточное количество людей, что прежде пользовались ее услугами. А теперь все склонились перед базилиссой и согласно этикета приветствовали целованием ног.

Таясь от самых близких, очевидец писал:

«Никто из сенаторов, видя позор империи, не решался высказать порицание и воспротивиться: все поклонялись Феодоре, как божеству. Ни один из священнослужителей не протестовал открыто и громко, и они все беспрекословно были готовы провозглашать ее владычицей. А тот народ, который видел ее выступления на театре, немедленно и до неприличия просто счел справедливым сделаться ее рабом и поклоняться ей. Ни один воин не исполнился гневом при мысли, что он умирает в бою лишь за благополучие Феодоры. Все, кого я знаю, преклонились перед предназначением свыше, и каждый, я видел, содействовал общему осквернению государства…»

Гораздо позже писатели будут утверждать, что Феодора не была куртизанкой, ибо в таком случае Юстиниан не решился бы из страха перед общественным мнением сделать ее базилиссой. Ну а если это была любовь, перед которой не существует границ? Что на это скажете?

Феодора, которую можно упрекнуть в чем угодно, кроме одного — отсутствия ума - сумела дать своему слабовольному супругу ощущение великой силы мужественности. Базилисса, следуя советам опытных врачей, принимала особую пищу и много спала. Однако для супруга всегда бодрствовала, была свежа и благоухала маслами, от которых у него в прямом смысле слова терялся разум.

Феодора умела давать разумные советы и Юстиниан после общения с ней никогда не сомневался: он сам велик и лишь от его воли зависит продлить и подарить счастье окружающим даже сверх обычной человеческой доли.

Бунт Ника

В 532 году в истории Константинополя и Византии случился один из самых крупнейших бунтов.

Восстание было вызвано налоговым гнетом, притеснением властей, церковной политикой императора Юстиниана I, преследовавшего еретиков и язычников. Все это не устраивало народ, заставило его объединиться и выступить против власти. В Константинополе начались уличные бои и пожары. Восставшие сожгли налоговые списки, сумели захватить тюрьму и выпустили на свободу заключённых.

В огне гибли дворцы и храмы. Константинополь оказался сильно разрушен. Октогон, Термы Зевксиппа, собор Святой Софии с государственным хранилищем Актов Империи, церковь Святой Ирины и еще несколько христианских храмов разграбили и сожгли.

Бунтовщики собрались идти на штурм дворца, а императором выдвинуть Гипатия, племянника умершего в 518 году императора Анастасия.

Как утверждают современники «сама империя, казалось, находилась на краю гибели». Во дворце началась паника. Юстиниан уже рассматривал план побега из страны. В момент, когда император готов был покинуть город, Феодора на заседании императорского совета обратилась с речью, приводимой у Прокопия в трактате «О персидской войне»:

«Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван».

Подобные слова красноречиво свидетельствуют — помимо ума и красоты, Феодора обладала еще одним качеством — мужеством...

Спасение пришло в лице армянского полководца Нарсеса. Он сумел подкупить и завербовать большинство сенаторов, выступивших на стороне бунтовщиков. Ему удалось убедить их, что восстание подготовили простолюдины и после тайной встречи с ним сенаторы начали скандировать «Justiniane Auguste, tu vincas» (Юстиниан Август, ты побеждаешь).

А вскоре малочисленные правительственные войска под предводительством полководцев Велизария и Мунда внезапно напали на собравшихся на ипподроме для коронации Гипатия и учинили жестокую резню. Считается, что тогда погибло более 35 тыс. человек. Пытавшихся бежать с ипподрома уничтожили отряды, возглавляемые Нарсесом.

Гипатий и его брат Помпей были арестованы и на следующий день казнены. Их трупы были выставлены на всеобщее обозрение. Несколько позже вдове Гипатия разрешили захоронить супруга, а вот останки Помпея просто выкинули в море.

Столь жесткое подавление восстания сильно укрепило власть Юстиниана и усилило влияние Феодоры на политику страны.

Одно целое

Действительно и тут все историки едины в своем мнении, колеблющийся и нерешительный Юстиниан многие из своих решений не смог бы провести без жены. Впрочем, в политику государства и церкви, по крайней мере так считает Димитрий Ростовский, он также внес свой весомый вклад. Как перечисляет историк в «Житиях...»: он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил с помощью епископа Иоанна Эфесского 70 тыс. язычников в Малой Азии и построил 90 церквей.

Борясь с монофизитами, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви.

Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный
из которых — храм Святой Софии в Константинополе.

Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: «Юстиниан и Феодора в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них».

Все современники знали, базилевс и верно любит свою Феодору. Иначе зачем переименовал сирийскую крепость Аназар в Феодориаду? А после ее смерти так и не женился второй раз...