556 Почта с крейсера Ньюпорт Ньюс 9 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

556. Почта с крейсера «Ньюпорт Ньюс». 9 октября 1973 года.

Вторник 9 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море. Норвежская метеостанция «Листа флйпласс» (город Вестбюгда, Южная Норвегия), географические координаты: 58.100,6.633, первое наблюдение: 01.01.1973 г., последнее наблюдение: 10.08.2007 г. дала следующие данные по погоде в морском районе на границе Северного моря и пролива Скагеррак: максимальная температура воздуха +7.0°C, минимальная +6.0°C, средняя температура воздуха +6.2°C. Без осадков. Скорость ветра слабая - 3 м/с (2 балла по шкале Бофорта). Короткие волны максимальной высотой до 0,3 м, гребни не опрокидываются и выглядят стекловидными. Из-за понижения температуры воздуха ветерок ощущается лицом, обдувает лицо и холодит щёки. Эффективная температура воздуха в данном районе Северного моря + 3.4°C.

Во вторник 9 октября 1973 года солнце на широте и долготе встречи БПК «Свирепый» и крейсера «Ньюпорт Ньюс» в Северном море взошло в 09:57 (в 05:57 по Гринвичу). Продолжительность дня в этот вторник была 10 часов 57 минут, а истинный полдень в 15:25 по местному времени. Закатится солнце за линию горизонта в этот день в 20:54 (16:54 по Гринвичу). Что поделаешь, осень. Однако ночная непогода быстро сменилась нормальной осенней погодой, а к вечеру и ночи 9 октября 1973 года совсем распогодилось. Лунная ночь была ясной, чистой, прозрачно холодной.

Утром 9 октября 1973 года при смене походных и боевых вахт в 08:00 я не просто проснулся в тревоге, а вскочил «по боевой тревоге», потому что никто мне не звонил и не звал на ходовой мостик. Обычно когда мы кого-то искали в море или сопровождали натовские корабли, то вахтенный офицер с восходом солнца звонил мне в ленкаюту. Я «пулей» летел во всеоружии визуального разведчика, чтобы всё видеть, всё фиксировать, всё знать, а сейчас, несмотря на то, что мы по пятам преследовали и сопровождали большой американский крейсер, меня никто не звал. Это настораживало, и я поспешил в ходовую рубку.

Американский крейсер сонно на среднем экономическом ходу в 14 узлов (25,93 км/ч) шёл прежним курсом по направлению к Осло-фьорду. БПК «Свирепый» не догонял, но и не отставал и этот ход нас очень устраивал. Видимость с утра была не очень хорошей, фотографировать крейсер в корму было не интересно, поэтому всё утро мы настороженно скучали, быстро-быстро делали небольшую приборку, завтракали «чем бог послал» и продолжали нашу сторожевую службу. Примерно в 10:00 с палубы американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» взлетел вертолёт…

Вертолёт был очень странный. Он был очень похож на стрекозу: большая застеклённая кабина с выпуклым передним стеклом на всю высоту кабины. Расставленные в стороны «лапы-ноги» с колёсами. «Горбатый» нарост на спине вертолёта, из которого торчала навороченная ось, на которой вращались трёхлопастные винты. Длинная приподнятая вверх кормовая балка, как брюшко стрекозы, с небольшим трёхлопастным винтом на конце. Это был американский четырёхместный многоцелевой вертолёт «Sikorsky H-5» (R-5,) модернизация вертолёта «R-4» с улучшенной грузоподъёмностью, повышенной надёжностью, скоростью и «потолком» полёта. Несмотря на то, что согласно секретному справочнику силуэтов и контуров кораблей, судов, самолётов и вертолётов США и НАТО этот тип вертолётов «широко использовался в ВС США», мы видели такой вертолёт впервые.

Согласно справочнику вертолёт «Sikorsky H-5» имел следующие технические характеристики:
Экипаж: 1 пилот
Пассажировместимость: 3 пассажира
Длина: 17,39 м
Диаметр несущего винта: 14,63 м
Диаметр рулевого винта: 2,565 м
Высота: 3,86 м
Площадь, ометаемая несущим винтом: 168,2 м;
Профиль крыла: NACA.0012 (лопасть несущего винта)
База шасси: 3,07 м
Колея шасси: 3,66 м
Масса пустого: 1 718 кг
Масса снаряжённого: 1 853 кг
Максимальная взлётная масса: 2 261 кг
Объём топливных баков: 378,5 л
Масса топлива во внутренних баках: 272,2 кг
Силовая установка: 1 ; поршневой Pratt & Whitney R-985-AN-5
Мощность двигателей: 1 ; 450 л.с.
(1 ; 331 кВт (взлётная))

Лётные характеристики вертолёта «Sikorsky H-5»:
Максимальная скорость: 
у земли: 167 км/ч
на высоте 1 143 м: 174 км/ч
Крейсерская скорость: 130 км/ч
Практическая дальность: 441 км (с полным запасом топлива и 2 пассажирами)
Перегоночная дальность: 674 км (с дополнительным баком со 136 кг топлива и без пассажиров)
Практический потолок: 4 511 м
Статический потолок: 1 615 м
Скороподъёмность: 6,3 м/с
Нагрузка на диск: 13,43 кг/м; (при максимальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 146 Вт/кг (при максимальной взлётной массе).

О количестве и типах вооружения этого вертолёта в справочнике данных не было. Вероятнее всего, этот вертолёт на крейсере «Ньюпорт Ньюс» использовался либо как разведывательный, либо как посыльный, связной, для перевозки пассажиров, больных или раненых.

Вертолёт «Sikorsky H-5» взлетел с кормы крейсера «Ньюпорт Ньюс», «повисел» немного над морем рядом с крейсером, а после того, как с «американца» вновь засверкал азбукой Морзе сигнальный прожектор, он вдруг полетел к нам, в сторону БПК «Свирепый». Вот как описывают этот случай старший сигнальщик-наблюдатель БЧ-4 Иван Михайлович Крючков в своих воспоминаниях (цитатное изложение - автор):

«С крейсера «Ньюпорт Ньюс» нам передавали светом семафор: Командиру корабля: «Мой вертолёт привезёт вам почту». Я принял и передал командиру  корабля Назарову. Он вызвал из группы ОСНАЗ матроса, чтобы тот перевёл на английский: «Вертолёт не нужен, почту получаю регулярно». Когда семафор был готов, я передал его на американский крейсер. Тем не менее, с него последовал ответ на русском языке: «Встречайте, вертолёт вылетел». Я доложил командиру корабля, но вертолёт уже поднялся с крейсера и направился к нам. Подлетев к «Свирепому», вертолёт скинул какую-то прессу: газеты, может быть, журналы – с сигнального мостика плохо было видно. Но там вертолёт уже ждал замполит капитан 3 ранга Бородавкин. Забрав почту, он подождал, пока вертолёт улетит и удалился сам».

Всё верно, Ваня Крючков рассказал об этом событии по сути всё правильно, добавлю только некоторые подробности. Когда с кормы американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News, СА-148) взлетел странный с виду вертолёт-стрекоза «Sikorsky H-5» на БПК «Свирепый» скрытно всё корабельное вооружение было приведено в боевую готовность к немедленному открытию огня. При этом командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров приказал пока не выводить из ракетных погребов пусковые установки ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М» с ЗУР 9М33 , чтобы не провоцировать «американца». При этом приказ командиру БЧ-2 лейтенанту А.П. Котову был прост и лаконичен: «Взять на прицел АК-726 вертолёт противника».

Американский вертолёт «Sikorsky H-5», жутко грохоча своим двигателем, сначала осторожно боком полетел в нашу сторону, но пока подальше от БПК «Свирепый», затем пролетел вдоль по нашему борту на дистанции около 10-12 кабельтов, залетел за корму и там, вероятно, увидел удобную площадку (крышу ангара БУГАС «Вега») на корме для сброса «посылки». Всё это время за вертолётом следили все наши РЛС – средства поиска, обнаружения и наведения на цель нашего оружия.

Ваня Крючков передал на американский крейсер семафор о том, что мы в почте не нуждаемся, но тут же принял сообщение, что «почта нам отправлена на вертолёте». Тогда командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров будничным, но напряжённым голосом, попросил замполита капитана 3 ранга Дмитрия Васильевича Бородавкина «принять почту от американца». Дмитрий Васильевич молча кивнул головой и не спеша, но и не задерживаясь, в сопровождении помощника командира корабля по снабжению  лейтенанта Михаила Казаченко (спортсмен, гимнаст, боец) и группы старших офицеров-специалистов, пошёл внутренними коридорами на корму.

Я практически «взмолился» перед командиром корабля, упрашивая отпустить меня вместе с замполитом на корму, чтобы сфотографировать это необычное и знаменательное событие, но Евгений Петрович Назаров молчал. Было видно по выражению его лица, что он сомневается, тревожится, жалеет, что сам не может в этом участвовать.

- А что если они сбросят не почту, а бомбу? – спросил, ни к кому не обращаясь, старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов.
- Типун вам на язык! – немедленно вскинулся с раздражением Евгений Петрович Назаров, обернулся ко мне и коротко приказал. – Идите! Только снимать из-за бронедвери!
- Есть снимать из-за бронедвери! – крикнул я, а сам уже нёсся мимо сигнальщика-наблюдателя по правой галерее сигнального мостика, затем по центральному трапу на палубу шкафута, потом мимо торпедных аппаратов и жарких жалюзи-щелей нашей «дымовой трубы», из которой остро и горячо пахнуло жжёной соляркой, на полуют к башне №2 артустановки АК-726.

С высоты полуюта я увидел замполита, стоящего на палубе кормы возле люка в румпельное отделение и всем своим телом ощутил громоподобный рёв авиационного вертолётного двигателя, который подходил с кормы к нашему кораблю. В горячке я сначала не осознал, что стою у лееров фальшборта полуюта рядом с артиллеристской установкой, которая, как живая, нервно дёргаясь, шевелилась, подправляла направление своих сдвоенных стволов орудий на этот жуткий в своей уродливости американский вертолёт. Только потом я вспомнил, что в случае стрельбы был бы в непосредственной близости от стволов и меня, несомненно, оглушило бы звуком выстрелов, сдуло бы ударной волной от выстрелов и ушибло бы гильзами выстрелов после стрельбы…

Вертолёт «Sikorsky H-5» под прицелом двух башен АК-726 завис на высоте 15-20 метров над кормой БПК «Свирепый». Сильный вихревой поток воздуха от винтов вертолёта чуть ли не сдувал с места упирающуюся фигуру замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина. Затем по левому борту вертолёта сдвинулась назад дверца, и кто-то в круглом шлеме с тёмным светофильтром на лице высунулся наружу и вытянутой рукой бросил, как бомбу, длинный цилиндр красного цвета с коротким фалом и красным флажком. Это был так называемый «вымпел с донесением».

Как только вымпел был сброшен, американский вертолёт «Sikorsky H-5» «сдал» назад за корму БПК «Свирепый» и с жутким рёвом быстро набрал высоту, уклонился в сторону и отправился вперёд к своему кораблю. Дмитрий Васильевич Бородавкин, крепко обнимая большой, как тубус для чертежей или листов ватмана, красный вымпел, быстро пошёл к входным броневым дверям, ведущим внутрь корабля, но прежде сам открыл (открутил) крышку вымпела. Что там было внутри я не видел. Только тут я перевёл дух и вдруг с ужасом осознал, что не сделал ни одного снимка…

Это был мой второй «прокол», «косяк», «преступление» на службе визуальным разведчиком БПК «Свирепый». Я просто не успел взять с собой мой рабочий фотоаппарат, который так и остался висеть на монтажных крючках и кабельной коробке переборки правого крыла ходовой рубки. Сгорая от стыда, волнения и переживаний, я вернулся на ходовой мостик и на немой вопрос командира корабля, старпома и вахтенного офицера коротко доложил: «Вымпел принят. Сейчас замполит придёт и всё расскажет». Никто из присутствующих не обратил внимания на то, что я был без фотоаппарата…

Заместитель командира по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин почему-то задерживался. Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров начал нервничать. Старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов пошёл вниз по командирскому трапу, чтобы узнать, что там случилось с замполитом и тоже «пропал». Американский крейсер продолжил свой путь, БПК «Свирепый» - за ним, а вертолёт «Sikorsky H-5» на ходу ловко сел на палубу кормы крейсера и его начали обслуживать и крепить к палубе фигурки в разноцветных жилетах.

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров убедился, что «американец» больше ничего не делает, не «моргает» нам сигнальным прожектором и не подаёт признаков агрессии. Он неспешно соскочил со своего командирского кресла, приказал вахтенному офицеру немедленно его звать, в случае "если чего", и сошёл по командирскому трапу к себе, к замполиту и пропавшему старпому. Как я его понимал и хотел сейчас быть там, вместе с ними при разборе вымпела с американской почтой!

Чтобы утолить своё жгучее любопытство, я начал усиленно изучать, исследовать и рассматривать американский крейсер «Ньюпорт Ньюс». Я пытаться увидеть и зафиксировать бортовые надписи и номера на вертолёте «Sikorsky H-5», потому что к моему добавочному стыду, я даже не успел это сделать там, на полуюте возле артустановки АК-726 в момент сброса американцами своего почтового вымпела…

Фотоиллюстрация из Интернета: 15 октября 1950 года. Вертолет «Sikorsky HO3S-1» (предыдущая модель перед «Sikorsky H-5») взлетает с палубы корабля «Хелена» (USS Helena CL-50) – лёгкого крейсера типа «Бруклин» ВМС США. Северо-Восточная Атлантика. Граница Северного моря и пролива Скагеррак. Почти точно такой же вертолёт «Sikorsky H-5» взлетел 9 октября 1973 года с кормы крейсера «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News СА-148), чтобы сбросить на палубу юта БПК «Свирепый» вымпел с американской почтой. Всё время пребывания этого американского вертолёта возле нашего корабля он был под боевым прицелом артустановок АК-726 БПК «Свирепый». Шёл четвёртый день арабо-израильской войны «Судного дня» на Ближнем Востоке.