Главная причина усобиц на Руси

Томилин Михаил Леонидович
     Михаил Леонидович Томилин г. Клин
               
   Почему XII- XIII, да и XIV века на Руси, века междоусобиц и раздробленности, упадка? У историков нет единого мнения, какую же из причин раздробленности Руси считать главной: одни полагают, что это закон о наследстве или так называемое лествичное право - передача наследства не от отца к сыну, а старшему в роду, другие выдвигают на первое место экономические причины, в том числе и возросшую роль натурального хозяйства, когда  из - за  слабых торгово-хозяйственных связей внутри Руси, ранее второстепенные города становились самостоятельными и важными для окружающих их земледельцев ремесленно-торговыми центрами. Одной из причин феодальной раздробленности на Руси является борьба за власть между князьями. Возникает сразу вопрос – почему братья и близкие родственники боролись не на жизнь а на смерть? Сколько князей сложили свои головы в этой борьбе.
   Историки от Карамзина до Рыбакова и Грекова не пришли и к одной дате начала междоусобным конфликтов на Руси. Перечислим их. Смерть Киевского Князя Святослава в 972 году, после чего Киевский престол занял его сын, Ярополк, который не имел влияния на братьев и начались усобицы. 1097 год, год Любечского съезда князей, на Любечском съезде был утвержден феодальный принцип, что каждый сам «держит» свою землю». 1132 год, годе смерти Мстислава Великого, после чего распад Руси на отдельный княжества стал возможным. Это и 1169 - 1174 года, когда суздальский князь Андрей Боголюбский захватил Киев, но не остался в нем, и даже, отдал его на разграбление своим войскам. Но ведь и после смерти Юрия Долгорукова в 1157 году между его сыновьями началась борьба. Все выше приведенные мнения историков свидетельствуют об одном, что Киевская Русь была слабым, аморфным государством с постоянными усобицами. Да и термин «Киевская Русь» употребляется лишь как обозначение Русского княжества в период раздробленности. Как считается в научный оборот термин ввел С. М.  Соловьев в своём труде "Истории России с древнейших времен" в середине XIX века. Соловьев разделил русскую историю на четыре периода, нас интересует второй период- Владимирский или Верхневолжский.
   По моему мнению не сказана самая главная причина усобиц на Руси – это интересы союзов племён.  Вернее их аристократии, князей и вождей, бояр и знатных людей, стремящихся к привычной им независимости в управлении своими исконными землями, с чем должны были считаться правившие князья, поэтому и борьба между родственниками (и родственниками ли?) была не на жизнь, а насмерть. (Есть версия и о более поздней приписке в летописях киевоцентричной родословной князей).О князьях и вождях покоренных Киевом говорит в своей работе "Тамплиер Андрей Боголюбский Д. Зенин: "Одно время в ряде публикаций упорно высказывалась абсурдная мысль, что все туземные князья были перебиты пришлой "варяжской" династией. Невероятность более чем очевидна. Подобное могло бы иметь место в двух случаях: при огромном численном превосходстве пришельцев, или при таком состоянии "дорусских", когда, собственная, местная знать еще не образовалась. Поскольку то и другое противоречит данным летописей, зарубежных источников и археологии, а князья не-рюриковичи действительно исчезают из документов, совершенно очевидно, что они по отношению к правящей династии изменили свой статус. Перешли на положение бояр.»
   Приведем цитату Гюстава Лебона из его работы «Психология народов и масс»: «Глубокие различия, существующие между психическим складом различных народов(племён, автор), приводят к тому, что они воспринимают внешний мир совершенно различно. Из этого вытекает то, что они чувствуют, рассуждают и действуют совершенно различно и что между ними существует разногласие по всем вопросам, когда они приходят в соприкосновение друг с другом. Большая часть войн, которыми полна история, возникала из этих разногласий.»
   Когда последний раз в летописях говорилось о союзах племен? В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 году. Полоцких князей называли кривичами под 1140 годом и 1162 годом. «Имя кривичей долго употреблялось в иностранных источниках, вплоть до конца XVII века. В современном латышском языке слово krievs — означает русские, а слово Krievija — Россия.». Вятичи, как отдельное племя упоминаются в летописи в 1197 году. В XII веке вятичами в районе современного Мценска был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.Один из последних примеров из статьи «Древние курганы нашли на границе Калужской области» в Комсомольской правде Дмитрия Ивлева: «На территории Новой Москвы рядом с границей Жуковского района Калужской области обнаружили четыре погребальных земляных сооружения середины XII — начала XIII веков. В четверг, 21 мая 2020 года, об этом сообщили в мэрии столицы. Археологи предполагают, что эти курганы принадлежали вятичам и их потомкам. Они представляют собой холмы высотой примерно 1,5 метра, а в диаметре достигают 10–15 метров.» То есть еще в XII—XIII веках вятичи без труда идентифицируются. Радимичи упоминаются в летописи в 1169 году. То есть ко второму периоду истории Руси по Соловьеву, Владимирскому или Верхневолжскому, память о союзах племен не только сохранялась, они де факто еще существовали, по крайней мере в памяти людей, традиции, быт, устои быстро не исчезают. Даже сильный и волевой князь Андрей Боголюбский был вынужден перенести свою столицу во Владимир и оставить её там, «так как в старых крупных городах северо – восточной Руси, все ещё господствовало вечевое право, с которым князья вынуждены были считаться, а также достаточно сильны были позиции местной знати». На Руси до той поры сохранялись архаические традиции почитания земли предков.      
   При усобице шёл не брат на брата, а племя на племя (союз племён), практически народ на народ. Да и князья женились на дочерях племенной знати, и племенная знать была в их окружении, и они вынуждены были для удержания власти отстаивать интересы знати племенных союзов. Словарь «Живого великорусского языка» В. Даля подтверждает, что территории распространения говоров русского языка в центральной России совпадали с границами княжеств (расселения племён), которые затем превратились в губернии Российской империи.  Считаю, что основной причиной усобиц являлось отстаивание интересов аристократии союзов племён, входивших в состав княжеств Руси, соперничество между ними. Это укрепление словенского Новгорода, отсоединение от него Пскова кривичей, усиление Смоленска также кривичей, соперничество Москвы вятичей и Твери верхне волжских кривичей. Противостояние Московских и Рязанских вятичей, между собой, а так же племён полачан, дреговичей, радимичей, северян, и других. Дробление княжеств на уделы происходило не просто так, а по границам наиболее сильных племен из союза племен и между союзами племен, по водным преградам рекам, озерам и болотам, о чем свидетельствуют причудливые очертания границ удельных княжеств.
   Что касается разделения Клинского княжества сначала на две, а затем и на три части, это разделение скорее всего связано с тем, что южная часть принадлежащая Еремею, граничила или была ближе к расселению племен вятичей, которые и оказывали своё влияние на него через политику московских князей. 
29.12. 2015