Деревенские истории. Простая жизнь

Елена Коваленко 7
Лена, напиши, пожалуйста, о нас с тобой и о наших мальчиках.- попросила Анжела.
Я задумалась. Если писать обо всём, выйдет целый роман. А романы сейчас никто читать не любит. Пожалуй, пусть это будет небольшой рассказ о нашей молодости… О начале тех самых лихих девяностых! Времени пустых полок в магазинах с  единственным  товаром-  консервами «Килька в томатном соусе», блокадных очередей за халвой и рыбой, и талонов на хозяйственное мыло и хлеб.
 
 Мне было чуть за двадцать. Я уволилась со школы , выскочила замуж и устроилась методистом в Дом Культуры.   Колхоз , где работал мой муж водителем,  выделил нам бесплатное жилье ( просто невероятное везение!)  - однокомнатную квартиру в «уютном» двухэтажном домике на  болоте.
  Дом  с каждым годом медленно и печально погружался в землю.  Поэтому из окон нам открывался чудесный вид ... на асфальт!  Я готовила завтрак и веселилась, разглядывая облезлую обувь, спешащих на работу, соседей. У нас даже игра была с мужем- «Отгадайка». Угадывали- чей туфля?   
 По выходным мне приходилось изучать тонкости кулинарного мастерства.  Было очень удобно   метать несостоявшиеся  шедевры в форточку! Дворовые собаки это дело быстро пронюхали. Больше всего они обожали блины! Из форточки вылетал комок жареного теста и попадал какой-нибудь дворняге прямо в пасть. Собачки виляли хвостом и заискивающе заглядывали в окно, в ожидании следующей порции. Соседские ребятишки с огромным интересом  наблюдали за представлением, и хлопали в ладоши. Цирк бесплатный!

 В колхозной квартире царила вечная сырость.  Каждое мое утро  начиналось  с вычерпывания канализационной нечисти из ванной комнаты. Она была повсюду- в унитазе, ванне , на полу...  Я вооружалась  ковшиком и энергично принималась за работу!  Бегала с огромными ведрами на улицу, и выплескивала помои в канаву возле забора.  После всех  нехитрых манипуляций распахивала настежь  двери  и окна. Пока квартира проветривалась, продолжала активно драить сантехнику.  Затем, освеженная утренней растяжкой и силовыми упражнениями, наспех завтракала, и  мчалась на работу.

По субботам я устраивала грандиозную стирку.  Стирала руками , пользуясь обычной стиральной доской.  Это было весьма утомительное занятие. На стиральную машину мы с мужем  никак не могли накопить денег. Кредиты тогда в банках не выдавали.
 Как-то приехали в  гости к моим родственникам, и  тетя подарила нам  старую стиральную машинку. Круглая такая. Кажется она называлась «Киргизия», точно не помню.  Мы  упаковали ее в плащ-палатку и поволокли в поезд.  Проводницы категорически отказывались впускать нас в вагон.  Я их отчаянно умоляла сжалиться ,  даже на колени грохнулась! Женские сердца дрогнули  и агрегат занял почетное место в тамбуре, правда за определенную плату. Взяли целых три рубля! Целое состояние на тот момент, учитывая, что билет на поезд стоил рубль.  Всю дорогу мы  бегали по очереди, следили, не стащил ли кто наше добро? Потом  муж волочил эту «халабуду» до автобусной станции  на своем горбу, сгибаясь пополам  от тяжести, и еле перебирая ногами. Я его сильно жалела, но бросать добро на половине дороги было уже  нельзя.
 
 На станции снова пришлось  уговаривать, на этот раз, водителя автобуса.  Тот упирался, и ни в какую не соглашался брать машинку в салон.  Я начала рыдать, размазывая по щекам слезы. Уже очень сильно хотелось домой .  Было безумно жаль потраченных денег  и я начинала тихо ненавидеть эту треклятую бандуру, которая так сильно усложнила нашу жизнь! Суровый водитель не выдержал моих страданий и смилостивился.  Взяв с нас еще один рубль,  он даже помог впихнуть агрегат в автобус. Думаю, если бы к потраченной за доставку сумме  мы добавили еще немного денег, можно было купить новую машинку!

Наконец ,  подарок тетушки  благополучно прибыл в квартиру и занял почетное место в ванной. В субботу я торжественно приступила к стирке! Запустила машинку. И-и-и  …. та взревела, словно ракета , стартующая с космодрома Байконур! Возникло ощущение, что вместо мотора, в нее встроен ядерный реактор.
В центре машинки образовалась мощная воронка и  белье просто размазало по стенкам.  В середине возник фонтан , который начал пускать вверх разноцветные, мыльные струи!  Пришлось  снова вооружаться ковшом и ведрами.  Я скользила по полу, представляя себя фигуристкой! Ноги разъезжались в разные стороны, и  с ведрами  не слишком грациозно выходило исполнять «двойной тулуп». Вопреки  ожиданиям,  труд мой совершенно не облегчился, скорее наоборот.
Ненависть к агрегату начинала усиливаться!  По субботам на меня наваливалась вселенская тоска. Покатушки с ковшом и ведрами продолжались до тех пор, пока к нам в гости на выходные не нагрянула моя мама. Она живо  нашла выход из положения! Вооружившись деревянной палкой для белья, начала грести против течения.  Мама знала толк в речных делах! Ее придумка стала для меня спасением.  Фигурное катание сменилось на академическую греблю!
   Прополоскав белье, я усердно его выкручивала и  складывала в огромный таз, с которым в обнимку выползала на свет божий.  Там, во дворе, у бельевых веревок, мы и познакомились.

У нее оказалось необычное для деревни имя- Анжела. И внешность необычная. Она  похожа на американскую актрису Мерил Стрип. Кстати, отлично владеет английским языком и по сей день  преподает его в школе. За развешиванием простыней, Анжела поведала мне по секрету, что именно с английским у нее всегда была проблема во время учебы. Единственный предмет, по которому  выходила тройка . Мириться с этим Анжела не хотела и , после окончания школы, поехала поступать в пединститут на факультет...иностранных языков!
- Учиться было очень сложно.- откровенничала она .- Девчонки гуляли, в кино бегали, на дискотеку. А я с утра до вечера зубрила!
Я слушала рассказы своей новой подруги,  и была искренне восхищена ее силой воли и железным характером!

Жила Анжела не в нашем болоте, а в приличном доме  по соседству. У нее все было, как у людей. Двухкомнатная квартира с обстановкой и  необходимой в хозяйстве техникой.  Но самое главное! У Анжелы была крутая стиральная машина с центрифугой. Предмет моей зависти! Соседка развешивала практически сухое белье на веревки , и уже спустя час отправлялась его гладить. Я, в мечтаниях, что когда-нибудь обзаведусь такой же машинкой, уныло плелась на свой космодром и, вздыхая, бралась за весло...

За время, которое я посвящала академической гребле, Анжела успевала перегладить всё белье, убраться  и приготовить обед!  Потом она праздно прогуливалась по двору, и пока я развешивала пододеяльники, болтала со мной о разных пустяках. Оказалось, что мы обе находимся в интересном положении. Так что, нам было, о чем поболтать!  В итоге, моя субботняя стирка растягивалась до самого позднего вечера. Потом приходилось до двенадцати ночи драить пол! Анжела называла меня копушей, но я не обижалась.

Наконец настало блаженное время декрета! В будние дни  мы  сидели на лавочке  возле дома Анжелы и грелись на солнышке. Бывало, тут же и обедали. К нам частенько присоединялись и другие соседки. Каждый вносил  свою лепту.  Кто сало принесет, кто вареную картошку, кто пирожки, кто домашний хлеб. Еда на свежем воздухе казалась невероятно вкусной!  Мы поливали  картошку душистым подсолнечным маслом, пахнущим жареными семечками, нарезали тонкими ломтями соленое сало с розовыми прожилками, и ели все это вприкуску с ароматным хлебом.  И  никто не считал калорий.  Жили  здесь и сейчас, испытывая радость  от самых  простых вещей.  Это были, пожалуй, лучшие пикники в моей жизни!

Потом родились наши мальчики. У меня в июне, у Анжелы в октябре. У нас с соседкой появилась традиция- устраивать ежедневные чаепития. Чаще всего они проходили у меня на кухне.  Мы заваривали чай с молоком «по-деревенски»- в  горячее молоко насыпали заварку, не добавляя воды. А так, как в магазинах ничего не было, десерт к чаю у нас был весьма своеобразный. Я жарила в большой сковороде крупные, колхозные семечки. В самом конце, когда они начинали весело трещать, добавляла столовую ложку того самого, ароматного растительного масла, для усиления вкуса!
 Мы укладывали детей на дневной или вечерний сон и начинали чаевничать- с толком, чувством, расстановкой. После наших посиделок на столе возвышались безобразные горы кожурок! Да и не только на столе. Зато грудного молока было, хоть отбавляй. Как говорится, мамы довольны , и  дети сыты!

Мы по-прежнему загорали на лавочке возле дома Анжелы, но уже с колясками. Иногда дети  мирно спали на свежем воздухе, но чаще всего истошно вопили! И тогда мы начинали их укачивать. Младенцев мотало из стороны в сторону и они умолкали. Проходящие мимо, умудренные жизненным опытом женщины, делали замечание:
- Девчонки! Вы что спятили совсем? Они же убьются, если их так  трясти.
 Мы пугались и сбавляли темп, дети начинали орать во всю мощь своих крошечных легких. Но, как только качка усиливалась,  замолкали и блаженно улыбались!

Время шло. Мальчики подросли.  Детской площадки в нашем районе и в помине не было. Анжела с кем-то договорилась и к ее подъезду привезли небольшую кучу песка. Там ребятишки лепили "пасочки", а мы весело болтали. Иногда нашу беседу прерывали отчаянные вопли. Кому-то из детей наскучивало играть в тихие игры и они начинали швыряться песком или в задумчивости его жевать!
Бывало, мы выходили на улицу рано утром, а заходили домой поздно вечером. Иной раз выведем мальчиков в шапках и куртках, а  ближе к закату , они уже бегают  в футболках и шортах! В Сибири погода весьма непредсказуема, никогда не угадаешь, что ждет в течение дня.

Когда  сыну исполнился год, сбылась моя мечта! Я купила стиральную машину «Малютка». И снова благодаря подруге.  Моему счастью не было предела! Больше не нужно  было заниматься греблей по выходным! «Малютка» прекрасно справлялась со своей задачей, тихо и бесшумно. Сейчас ей около тридцати лет и она работает! Моя мама, которая категорически не признает никакую автоматику,  до сих пор ею пользуется!

Жизнь не стоит на месте. Она, как река, все время куда-то течет.  Вот и мы с Анжелой поменяли русло. Разбежались в разные стороны. Встречаемся иногда в соцсетях, перекидываемся парой фраз. У нас есть стиральные машинки, пылесосы, холодильники, кондиционеры... Да много чего есть. Нет только лавочки возле дома, душевных пикников и посиделок с чаем и семечками. Все осталось в прошлом. А прошлое, как известно, никогда не возвращается.