Месторождение оленьих рогов

Алессандро Де Филиппо


отрывок из повести "Ходили мы маршрутами"




...Геологи пошли в лагерь, а я зашёл к работягам: меня ожидала последняя канава. Пока я документировал выработку, рабочие сидели курили, ждали меня. Закончив с канавой, я велел им собрать инструмент и двигать в лагерь. А сам закурил и присел на толстый корень дерева. Хотелось побыть одному, послушать тишину, как говорят японцы…

Лесная тишина слышалась не совсем тишиной: внизу журчала по камням речка, попискивали и чирикали птицы, да ещё легонько шумел ветер по верхушкам деревьев. Впервые за десять дней я сидел один, и мне было хорошо. Подумалось: если долго сидеть тихо, то обязательно пройдёт где-то близко какой-нибудь зверь. Места здесь дикие и глухие. Уже повидали всяких зверей... А если припрётся тот самый чёрный медведь, то…Страх меня немного встревожил. Нет, лучше я пойду…

Привстал, огляделся…В широкой безлесной лощине, густо заросшей бурьяном, ниже скалы, на которой я стоял, «самое подходящее место для отдыха оленей и для сбрасывания рогов». Тут возможны находки рогов. Такая мысль пришла внезапно в мою голову и, как человек любопытный, я тут же спустился в лощину и в дальнем её краю, в 20 м-х от канавы, действительно лежали приличные оленьи рога.

    – Нате вам, здрасьте… – вырвалось у меня удивление, услышанное однажды от нашего рабочего, сельского жителя. Как-то уж слишком уверенно вышел я на эти рога, словно кто-то подвёл меня к природному костяному изделию. Ладно, пусть пока полежат…

Постоял я над рогами и опять осмотрелся вокруг. В поле зрения попал правый борт реки. Туда мы не ходили в детальных поисках. «Сейчас я это исправлю», сказал я сам себе, и спустился к речке. По крутому склону поднялся наверх и вошёл в густой лес – деревья в два-три обхвата. И космы серо-зелёные свисают с пихт. Настоящий дремучий лес, как в сказках рисуют.

Прошёл ещё немного и вышел на небольшую ровную террасу, а с краю лежит толстенное полусгнившее бревно. Вскочил на бревно и вижу за ним овальную глубокую яму, заполненную мутной водой. По длинной диагонали метров 20 будет. В голову лезет сама собой мысль: «сюда звери приходят на водопой, а значит и рога здесь могут оставить».

Опускаю взгляд вниз и вижу: прямо возле бревна, буквально в двух шагах лежат здоровенные оленьи рога. Поднял я их, подержал в руках, осмотрел…Целёхонькие, без повреждений...Не-а. Не возьму. Тяжёлые слишком. До лагеря я их ещё дотащу, а как нести их до Сундуков? Сундуки - это не предметы старинной мебели, это гора такая, высокая и скалистая... Бросил рога под ноги, туда же, где взял.

Всмотрелся в лес за озерцом. Тёмный, мрачный, густой такой, что тоску нагоняет…Вспомнил ещё того чёрного «зверюгу», который приходил к палаткам три года назад…Он ведь здесь и обитает, если жив ещё…Это его лес.


И такое у меня ощущение нехорошее, кожей чувствую, как будто из сумрачного леса на меня кто-то смотрит. Недобрым тяжёлым взглядом...

Сделалось страшновато. Решительно пошёл вниз, не оглядываясь. Вышел на тропу правее и ниже детального участка, и пошёл вверх. Тропа старая, звериная, да ещё и нами хорошо натоптанная. Проходит по хребту, через заросли стелющегося рододендрона и через редкий сосняк. Выводит прямо к лагерю. Это по ней к нам приходил большой чёрный медведь. Приходил ночью, три года назад. Лошадей напугал. Нас не тронул. Ушёл в свой лес. И есть у меня подозрение, что сегодня тот лес я увидел, какой он с краю…Дремучий, тёмный, неуютный…Войти в такой лес я не решился.

Однако, я продолжаю путь по тропе, и некий голос извне меня наводит: «вот за этой толстой сосной посмотри направо – там рога лежат». Огибаю сосну, смотрю направо – точно! Оленьи рога, среднего размера и высокого качества, без надломов. Уж не знаю, что и думать. Какой-то дух прорицания, читающий мои мысли и хорошо знающий эти места, наводит меня на оленьи рога. Сей вывод меня вдохновляет и немного тревожит: я никого не просил мне помогать, а тут доброволец прорезался, подсказки даёт. И хрен его знает, что там у него на уме? То ли он добрый ангел, то ли злой дух, прикинувшийся добрым…А может быть, это я такой проницательный стал? С какой стати? Сомнения гложут от этой неясности. На хрена мне это волшебство?

Тем не менее, здравый смысл во мне ещё сохранился, и я прикидываю: если не будет больше рогов, а завтра мы уходим к дороге, то надо мне хоть несколько кусочков хороших рогов отрезать. Куда я их применю, ещё не знаю, но думаю, что пригодятся…Отрезаю пилой ( всегда ношу в рюкзаке маленькую ножовку со съёмной ручкой) три кусочка от рогов. И топаю дальше и вверх.

Обнаглел я и жду голоса насчёт очередных рогов. Дождался. Указания такие: «посмотри налево, ниже тропы, перед сосной лежат рога». Да, есть рога. Удивляюсь, но совсем немного. Начинаю привыкать. Отрезал пилой два кусочка и пошёл дальше.

Иду по тропе и сам себя спрашиваю, мысленно: «интересно , будут ещё рога или нет?» А голос тут как тут: «посмотри под ноги, чуть правее тропы…». Есть рога. Выдернул их из зарослей рододы. Небольшие и с надломом. Но всё же один длинный, разветвлённый кусочек я от них отрезал. Примерно 40 см.

Продолжаю путь к лагерю, иду молча. Думаю:«да хватит мне этих рогов, ведь на себе тащить придётся». Больше оленьих рогов я не встретил. Оттого и голос молчал, что кончились рога на тропе.

«Ладно, и за это спасибо», подумал я вежливо и тут же услышал: «Да на здоровье». А тут и палатки сквозь деревья проявились. От костра, вместе с дымом, доносился приятный аромат рисовой каши с тушёнкой.
 
…На другой день, когда мы уже навьючивали груз на лошадей, увидел такую картину: геолог Дима вместе с рабочим неумело пытаются пристроить громадные оленьи рога на лошадь. И ни хрена у них не получается – рога сползают то на один бок лошади, то на другой. И торчат как-то нехорошо своими острыми концами. И для людей опасно, и для лошади. Спросил у Димы:

    – А где ты рога нашёл?
    – Да вот здесь, на тропе, чуть ниже лагеря…

Интересно, а его "голос" навёл на рога или он сам нашёл? Об этом я не стал спрашивать, и о своих находках промолчал. Диме посоветовал не грузить рога на лошадь, а лучше тащить их на себе. Давил на технику безопасности. Думал, что он упрётся и откажется. Не-а. Подумав минуту, он снял рога с лошади и приторочил их к своему рюкзаку за спиной. Так и тащил их на себе 23,5км. По горам. На высоте 2000 метров над уровнем моря.  Отстал, пришёл к машине последним, но всё-таки дотащил. Крепкий мужик.
В натуре -  Рогоносец.

Позже, уже в городской жизни, я заходил к нему домой и видел эти рога на стене, в большой комнате. Украшение. Сам нашёл, сам притащил…Память об оленьих местах…

…Всего я тогда по наводке «голоса» нашёл шесть оленьих рогов в течение часа. И все на детальном участке. А сколько их в маршрутах мы находили, не считал. Вот уж действительно, оленьи места…Месторождение оленьих рогов. Компенсация геологам вместо не найденного жадеита.

                2.02.2020