Про фейсбук и хэйтинг

Екатерина Андрусевич
Фэйсбук шумит. Некоторым кажется, что что-то случилось. Но в реальности — всё как всегда. Учёные ещё спорят насчёт этого, но многие утверждают — некоторые древние племена выжили, потому что лучше защищались от чужаков. Агрессивнее. Агрессия — закон выживания вида. Видишь отличное от себя — убей. Ну или начни хейтить (ох уж этот УК, чёрт его дери!).

И фишка в том, что у каждого из нас есть в профиле 150 символов, чтобы заявить о себе. Но нет волшебного чекбокса со списком:
женоненавистник, мизогиня, рад.фемка, бодишеймер, националист, сделал(-а) камингаут, бодипозитивист(-ка), голосую за Пу, голосую за Зе, голосую чтобы все умерли, хочу трахаться, ем на ночь, хочу найти спонсора, альфонс, хейтер Бузовой, фанат Бузовой, кто такая Бузова, куплю биткоины, продам валюту, продам почку за айфон, ищу бабу нежирную как сметана, крашу яйца на Пасху, крашу мир собой.

И ты такой ставишь галочки в нужных местах. И все про тебя всё знают.

Так нет же, приходится вычислять. Это ведь очень нужно — всем и каждому надо понять, а не в пуху ли твоё рыло по тем или иным вопросам.

Я как-то узнала, что мои лучшие друзья голосуют за Пу. У меня был культурный шок: «Ну как! Вы же здравомыслящие люди! Как это возможно». Это была такая неудобная мысль, я еле справилась. И только потому, что они это делали спокойно. Не навязывая своей религии. Просто решили для себя. И не осуждали мой выбор. Может, не понимали (как и я их), но не осуждали ни в чём.

Другая подруга не осуждает, что я шеймлю полных. Что это такой мой способ ничем не заплыть. Мотиватор. Вот Таня Седых как-то написала, что лучшая мотивация — фото худых сук. Шеймит ли Таня толстых? А худых? Я не знаю. Но факт остаётся фактом — нам нужны другие люди. Разные. Через их призму мы часто познаём себя. Своё внутреннее. Калибруем.

И тут есть два способа калибровать.

Я помню историю с украинским редактором глянца. Она попала на похороны человека. И написала репортаж. Фривольный. Мир поделился на два лагеря: одни стали её хейтить, желать ей смерти. Тысячи людей ей писали, чтобы она сдохла. Её уволили, загнобили, похоронили профессионально. Человек хлебнул столько зла, что мог бы наложить руки. Другой лагерь не понимал. За что? Да, девочка сделала глупость, но разве за такое жгут на костре? Это же больно, попробуйте.

Или про коронавирус. Что случилось? Что? Люди умирают. Одни кричат, что «это не туберкулёз, успокойтесь, йоба», другие сметают в панике консервы с прилавков. Это что-ли что-то новое? Забыли про гречку и подсолнечное масло во время прошлых эпидемий? Кто-то кидает чёрные шутки, а кто-то шумит:«На горе людей ликуешь, сука!? ОТПИСКА!»

Мир цикличен, события цикличны, мы смотрим одно и то же кино, все те же сюжеты. Просто в разной подаче. Ничего не изменилось, никто не стал злее, тупее, нетерпимее. Мы всё так же пугаемся чужаков. И реакции страха у всех разные: кто-то кричит, кто-то плачет, кто-то забился в углу. Кто-то начистил польта, встал на гору и оттуда орёт: «Одумайтесь! Всё как прежде! Ничего не изменилось!»
Ладно, я слезу, я боюсь высоты.

Так вот. Мы все калибруем на свой-чужой.
С осуждением или без. Нам нужно заполнить чек-бокс. Которого почему-то всё ещё нет. Заполнить для всех, кто вокруг. Это очень важно.

А фэйсбук шумит.
_____

Добавляйтесь в друзья. Екатерина Андрусевич