Сверхчеловек и Иерархия. Хазрат Инайят Хан

Ладомир Родумилов
Возлюбленные Бога,

      Сегодня вечером я буду говорить на тему того, что называется «сверхчеловеческим». Разница между человеком и сверхчеловеком - это не различие их природы, это отличие в концепции человека. То, что человек не может понять, представляется ему сверхчеловеческим. Это человек, но поскольку он не может его постичь, он называет это сверхчеловеком. Это то же самое, что сказать «другой мир». Мир вокруг него, мир, который внутри него, мир, окружающий его и в котором он движется и творит свою жизнь, и все же не осознает этого, этот мир он называет «другим миром». Это тот же самый мир, но поскольку он не может его охватить, он называет это другим миром.

      То же самое с небесами:- то, что находится внутри человека в форме разных планов, различных сфер, сфер, к которым его сознание соприкасается осознанно или неосознанно так часто в течение двадцати четырех часов. И все же он называет их небесами, что-то, к чему он не может приблизиться, нечто, чего он не знает. На самом деле они внутри него, окружают его, они вокруг него, он на небесах и небеса в нем. Это же касается и слова «сверхчеловеческий». Мы называем это «сверхчеловеческим», потому что эта часть человека находится за пределами нашего понимания. Человек ищет тайну, хотя он сам является тайной.

       И теперь мы подходим к вопросу иерархии. Понятие духовной иерархии существовало во всех различных религиях, и ему придавали большое значение все мистические и эзотерические ордена всех эпох. Но сегодня человечество так далеко от этого идеала. И все же невозможно создать какое-либо учреждение, каким бы оно ни было, без определенной иерархии. Даже кухня и столовая не обходятся без шеф-повара. Ни фабрика не может управляться без руководителя, ни армия также не может существовать без командующего, генералов и полковников. Без сомнения, человек выступает против этой идеи, но в то же время он не может ее изменить. Он изменит имена, обозначения разных рангов и названия офисов; но он не может изменить внутренний принцип иерархии.

       Это невозможно изменить. Но почему человек сегодня этим возмущается? Разве потому, что он стал мудрее? Нет, это происходит вследствие того, что он стал более гордым. Чем мудрее ты становишься, тем больше понимаешь - это естественно. И когда мы смотрим на природу, и особенно на ту природу, которая сияет на небесах и которая является символом всей конструкции целого мира, вселенной, - это дает нам доказательство того факта, что все планеты не одинаковые. Между звездами и планетами существует иерархия, и звезды и планеты влияют друг на друга, и таким образом строится вся космическая система. Создатель так это сотворил, и человек никогда не сможет этого изменить. То, что он может изменить, - это имена, которые он с готовностью дает, в чем он заинтересован каждый день.

       Насколько это необходимо в мирских вещах, так и в духовных явлениях, это также нужно. И на этой основе религии - будь то христианская религия или иудейская религия или мусульманская религия или индуистская религия - на этой иерархической основе были построены верования. И не только религии, но и эзотерические школы, где от начала и до конца существует мысль о равенстве, где есть мысль о повышении сознания каждого человека до высшей степени совершенно демократического учреждения, даже там, все начинается с иерархии. Существует иерархия инициаций и инициаторов, иерархия, которая предназначена для того, чтобы выполнять свою работу. И все такие склонности, какие можно обнаружить у святого, учителя и пророка, принадлежат к этой иерархии посвященных.

       Теперь эту иерархию можно увидеть в традициях в двух разных формах: индуистской и буддийской, а также в форме, принадлежавшей Иерусалиму, в виде христианства, иудаизма и ислама. Есть два подразделения индуистской формы. Один раздел - это притязание божественности; например утверждалось, что Махадева, Шива, является божеством. Так было и с Рамой, и то же самое с Кришной. А потом был еще один раздел - Будды. Будда не претендовал на роль божества. Он утверждал, что он нашел ключ к тайне жизни, что он обрел путь к совершенству, что он обнаружил лекарство от болезни души; это было его заявление. Без сомнения, это было наиболее демократично в своей сущности. Он показал каждому человеку, что ключ спрятан в нем самом, что тайна находится внутри него, что он может найти внутри дорогу, если будет искать ее. И Будде суждено было служить миру таким образом.

      И когда мы приходим к пророкам Ближнего Востока, мы обнаруживаем, что Христос, Моисей и Мухаммад, а также все другие пророки, кроме этих трех, приходившие раз за разом, не претендовали на то, чтобы быть богами. Они утверждали, что они представляют духовную иерархию. Даже это не было претензией, это была интерпретация. Требование было служением Божьему посланию. Без сомнения, это церковь, и это стало религией впоследствии, которая создала различные толкования слов Иисуса Христа. Например, призывая Бога как отца, он был понят как сын, но особенно отличающийся от других детей Бога.

       Сын был отделен от остальных детей Божьих, утверждая, что сын был другим. Но в словах Иисуса Христа вы подобного не увидите. Вы обнаружите это в словах тех, кто интерпретировал это в такой форме. Но если бы не было сделано таким образом, церковь не была бы построена, потому что человечество не поняло бы глубины миссии Учителя. Поэтому подобные требования были необходимы, различие было важным. Если бы мир созрел, чтобы понять миссию Учителя, отличия не были бы необходимыми. Они бы подняли Учителя до верха своей головы. Но даже этого особого различия люди не поняли. Что они в конце концов сделали с Мастером?

      Тем не менее, все пророки Бенэ-Израиля утверждали, что являются только пророками, теми, кто принес послание Бога. Либо его принесли королю, либо народу, либо сообществу, будь то большое или небольшое сообщество. И вы можете ясно проследить в послании, где он говорит: «Я Его слуга, обязанный донести Его послание человечеству». Он никогда не говорил о божестве. Кроме того, в словах Иисуса Христа, как и других пророков, вы всегда увидите идею Бога поднятой на вершину, а сами же они всегда держатся в стороне.

       Но этим я не хочу сказать, что это был хороший способ, или другой путь индусов был лучше или хуже. Я только хочу сказать, что, поскольку народ Индии имел такую природу, характер и темперамент, если бы это требование не было предъявлено ему мастером, они бы ему не поверили, они бы его не выслушали. Они не жаждали в то время слугу Бога. Они хотели, чтобы Сам Бог предстал перед ними, чтобы они могли Его видеть. Возможно, то же самое утверждение, если бы оно было сделано в Иерусалиме, столкнулось бы с трудностями. Там утверждение было другим: не «я слуга Божий», но «я пророк Божий». Это было требование в том месте. Поскольку люди там находились в таком состоянии, на этой конкретной стадии эволюции, послание было дано таким образом. Но дух послания был тем же, центральная тема послания была той же. В них не было никакой разницы.

      Мир меняется от младенчества к детству, от детства к отрочеству, от отрочества к юности, от юности к зрелости и от зрелости к старости. Поэтому, естественно, меняется и способ, которым дается послание. Методами этого времени была не претензия, а Послание. Как было предсказано пророком Мухаммадом: «После меня не будет притязаний, но само послание будет доказательством, а не претензией». И поэтому те, кто возвысился после Мухаммада и были объявлены пророками, пережили не лучшие времена. Для них было плохое время по той самой причине, что реальное послание не было разрешено давать в этой форме. Это не означало, что оно должно быть дано в той форме, с претензиями. Послание должно доказать себя, что оно является посланием, и не требует никаких притязаний.

       И теперь многие сегодня склонны понимать послание Бога таким образом, что оно должно передаваться аналогично посланию медиумов. И есть некоторые, которые понимают послание так же, как они воспринимают одержимость: что человек, одержимый философом, начинает вести беседу о философии, а когда его одержимость проходит, он не может говорить об этом. И это тоже правда. Есть люди, которые будут наиболее разумно говорить о философии, о метафизике в то время, когда они одержимы. И когда одержимость исчезает, они остаются прямо как лошадь без всадника, потому что, когда они говорят, они не являются собой. Я знал одну девушку в Бомбее, которая никогда не изучала ни персидский язык, ни арабский, но бывало у нее складывались условия, когда она говорила по-арабски и по-персидски.

      И родители были настолько удивлены, что они привели образованных людей, которые понимали персидский и арабский, и она часами беседовала с ними на философские и метафизические темы, и так чудесно, что очень часто она побеждала их в дебатах. И все же, когда это влияние покинуло ее, она не могла понять даже слова по-персидски. Это не имеет ничего общего с пророческим посланием. Бог не овладевает определенным телом и не делает его одержимым, чтобы дать Свое послание миру. Эти две вещи совершенно разные; одержимый человек сильно отличается от послания пророка. Это должно быть четко понято.

      И затем есть еще один момент, когда медиум настраивает себя на негативное состояние, когда любая душа может на мгновение завладеть его телом и начать говорить через него. Иногда медиум говорит правильно, иногда он вещает неправильно, иногда истинные вещи, а иногда и ложные. Но это не имеет ничего общего с пророческим посланием; это злоупотребление названием пророческого послания. Когда посредник использует его, появляется медиумистическое сообщение, а когда одержимый человек использует его, появляется послание одержимости. Но теперь можно спросить: «Какова природа Божественного послания?» Насколько много существует душ, сотворенных Богом, столько же есть и методов, которые Бог может использовать для передачи Своего послания.

       Для человека сказать, что послание приходит таким или иным образом, или  анализировать, что послание должно прийти в той или иной форме, является величайшей ошибкой. Я не хочу сказать, что пророки не слышали Глас Божий, потому что Бог может говорить громче, чем гром. Я имею в виду, что пророк не говорил с Богом, как Моисей беседовал на горе Синай, потому что личность Бога может быть более конкретной в глазах пророка, чем любой другой человек, существующий в мире, когда он находится в общение с Богом. Как вы можете прочесть в Гаяне, «Сделайте Бога реальностью, и Бог сделает вас истиной».

      Но слова, которые пришли из глубины сердца пророков, были также и словами Бога. Пророкам не нужно было слышать слово Божье через свои физические уши, чтобы сказать: «Это слово Божье». Пророк - это рупор Бога. Глубина его сердца - это престол Бога, и поэтому каждое слово, которое произносят пророки в любом возрасте в пророческой миссии, - это живое слово, и это послание.

       Но опять же возникает вопрос. У мусульман есть два вида послания в священных книгах, одно называется Коран, а другое - Хадис. Предполагается, что Коран является словом Бога, а хадис - словом Пророка. И можно спросить: «В чем причина этого?» Причина в сознании. В какой-то момент сознание Пророка достигло такой высоты, что слово, исходящее из уст Пророка, не может быть словом Пророка, оно может быть только словом Бога. Но есть и другие моменты, когда сознание опускается, как термометр поднимается и опускается. Это состояние.

       Кто-то может сказать: «Почему должно быть такое состояние, почему оно не может быть неизменяемым?» Ничто живое не может быть спокойным. Может ли вода быть спокойной? Если она неподвижна, это больше не вода. Вода должна подниматься и опускаться. Может ли воздух быть неподвижным? Если воздух будет таким, то наступит конец света. Может ли огонь быть тихим? Если огонь будет спокойным, он погаснет. Даже земля не стоит на месте, она позволяет растениям и деревьям расти. Поэтому душа пророка, которая должна быть самой жизнью, не может быть в неподвижном состоянии. Сознание должно подняться выше, как можно выше, а затем опуститься. И поэтому это волнующее действие заставляет пророка произнести слово Божье в одно мгновение, а его собственные слова - в следующее. Поэтому Мухаммад знал момент, когда он произносил слово Божье. И были другие времена, когда он чувствовал себя человеком, таким же, как все, и то, что он говорил, было словами мудрости, но он называл их «словами Пророка». И таким образом Хадис отличался от Корана.

       Затем можно найти то же самое в древних индуистских писаниях: есть Пураны и Веды. Оба являются священными писаниями, но одно писание, Веды, называются словами Бога, а Пураны считаются священными словами, данными Мастером Валмики. И поэтому это различают во всех веках. И это дает нам ключ к пророческой миссии. Этот ключ заключается в том, что пророк не одержим, пророк не медиумистичен; пророк - это человек. И все же сознание пророка может подняться до той высоты, откуда оно приносит смысл, который выражается в словах, через которые истолковывается тайна жизни.

Да благословит Вас Господь.

"Послания" Хазрат Инайят Хан.

«Сверхчеловек» и Иерархия 10 августа 1926 г.

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга.