Что мир спасёт?

Михаил Шамин 2
               
    Читаю на кофточке модницы: “ Beauty will save the world”.  Это означает: «Красота спасёт мир».
 О том, что «красота спасёт», впервые было озвучено в романе  Достоевского «Идиот», поэтому надо бы по-русски и писать, коли мудрость эта имеет российское происхождение. Ан, нет – кириллица не в моде нынче.
     А теперь вдумаемся, как это, каким образом  красота спасёт мир? О какой красоте идёт речь? Красоте кого или чего, и что такое красота вообще? Далее, «спасёт мир». А какой мир: земной шар целиком, или только человеческую цивилизацию, или мир между людьми? Или красота исполнит то, с чем не справился Христос-спаситель? А в чём суть его миссии была, от чего ему вздумалось спасать людей? От их греховности врождённой?  Надо разобраться.
      Вот что следует из писаний. Бог предвидел возникновение греха у потомков Адама и Евы, прародителей человеческих, вкусивших запретного, за что и изгнанных из рая. Предвидение сбылось: нравственное разложение и открытое неповиновение Богу охватило всю планету. Бог знал, что человечество без его вмешательства не сможет подняться из трясины греха (предосудительных поступков), страданий, отчаяния и бессмысленности бытия, поэтому предусмотрел план избавления людей от страшной катастрофы (одичания и самоуничтожения). А именно: Он пошлёт в мир (к людям, значит) своего Сына, который спасёт мир людской, (человечество, т. е.) от греха и неминуемой погибели. Погибшими (пропащими т. е.) тогда называли неверующих.  В результате данного  мероприятия всякий, узревший Бога в образе его Сына и принявший его наставления к руководству (и т. о. уверовавший как следует в Бога) должен якобы обрести жизнь вечную. Но вольному воля (свобода воли не отменяется), поэтому человек может поступать по воле Божьей (следовать Заповедям), или против воли Божьей. Однако пусть всякий имеет в виду, что только поступки, совершаемые согласно Заповедям, спасут его от  бесповоротной гибели обретением жизни вечной в раю. Короче, вольному воля, спасённому (уверовавшему) – рай.
      В общем, послал Отец  Сына в мир, но эксперимент не удался. Люди по сей день не прекращают друг друга гнобить и уничтожать, и при этом, чем дальше, тем больше угнетают природу. И в это же время некоторые до сих пор всё надеются на повтор эксперимента, на второе пришествие, которое якобы доведёт дело до конца. А кто-то ищет другие способы спасения.
      Достоевский, например, устами героя своего романа изрёк: «Красота спасёт мир».
     Что же у Достоевского подразумевалось под красотой, которая спасёт? А вот что. Люди должны согласиться с мыслью о том, что Зло не может быть нормальным состоянием людей, что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть у них в душе, памяти и намерениях (Добром, т. е.), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть, нравственный закон внутри).
      Видите, как просто? Надо всего лишь «согласиться с мыслью» и подобреешь. Однако в таком случае для спасения мира людей, т. е. чтобы  вражда между людьми искоренилась, надо, чтобы дружно подобрело подавляющее большинство и больше не оскотинивалось.  Но это просто невозможно, чтобы все вместе. Но, допустим. А что дальше? Ведь дети у людей рождаются дичками, а человеками становятся, если получают культурную прививку, т. е. воспитываются в культурной среде.   И не факт, что потомки чудом образумившихся предков тоже «согласятся с мыслью». Такое по наследству не передаётся.
      
        Однако вернёмся к красоте.
       Красота, красивое, прекрасное для нас есть всё изящное, целесообразное, пропорциональное, симметричное. То есть, красивое нам то, где есть гармония и совершенство.
       Наблюдая или воспринимая прекрасное (красивое-гармоничное-совершенное-изящное) мы испытываем удовлетворённость, покой и умиротворение.
     Гармонию форм, цвета, также гармонию художественно оформленного ландшафта и интерьера, гармонию движений (фигурное катание, художественная гимнастика) воспринимаем глазами. Гармонии  вкусов, запахов, звуков, прикосновений воспринимаем иными органами чувств (ощущений, точнее). При этом мы не всегда осознаём, что это и есть гармонии, только констатируем, что нам становится хорошо, наблюдая или ощущая то-то и то-то. И это есть эмоциональное восприятие.
       А вот исключительно умом мы воспринимаем такие гармонии, как изящество мыслей, мудрость поступков, уравновешенность, порядочность, что есть, нравственная и духовная красота. Такая красота тоже рождает положительные эмоции. А положительные эмоции это весьма полезные организму физиологические процессы.
       Короче, красота  (красивое и прекрасное, как внешне, так и духовно) доставляет эстетическое и нравственное наслаждение сознанию и всему организму  посредством  животворных физиологических процессов. То есть, красота в какой-то мере лечит-спасает, приводя в норму утратившееся в организме равновесие.
     Тут уместно напомнить следующее. В  живой природе в её естественном состоянии всё прекрасно, т. е. гармонично и совершенно, она воплощение надёжности, устойчивости существования.  Находясь в девственной природе, невольно испытываешь покой и умиротворение, желание слиться с ней, отрешаешься от мелочной мирской суеты, становишься мудрее.

     В общем, гармония это совершенство, а красота визитка её. Или по-другому: красивое есть внешнее проявление внутренней гармонии объекта-системы.
     Системами в природе, а точнее системами систем, является всё, начиная с атомов, однако системами разной степени сложности, сбалансированности и устойчивости. Системы это мат. объекты в виде совокупности элементов (систем низшего уровня), имеющих между собой устойчивые связи-взаимодействия.
    Гармония в системе проявляется как надёжность и стабильность функционирования данной системы. 
     Самая-самая система систем это экосистема, в которую в качестве подсистем входят и человеческие сообщества. Наличие гармонии в экосистеме есть спасение её и её подсистем от деградации, распада, смерти.

     Гармония, или равновесие, в экосистеме (природе т. е.) неоднократно нарушалась: метеориты, вулканы, оледенения, потопы. В придачу ко всем угрозам природа породила человека.
                Человек часть природы, но особенный!
    В одном зверинце у выхода установили зеркало, в котором проходящий видел себя, и написали: «Самый опасный хищник».
    Действительно, человек это такой  хищник, который способен одолеть любого зверя, и ест всё что угодно. Но кроме пищи ему ещё многое чего хочется, и чем дальше, тем больше. Забогател - подавай дворец, набор авто, самолёт, яхту плюс остров. Ни у какого животного таких замашек нет, и себе подобных никто не истребляет, как человек разумный. У них просто ума не хватает и алчности такой.  Человек же, благодаря уму и алчности выжил, превзошёл всех, добился надёжного выживания и… пошёл в разнос. Итог - былое равновесие в природе серьёзно нарушено.
    Алчность, жажда наживы правят в мире людей, а не рассудок, потому как в человеке (у большинства) больше хищника, чем садовника. Вот тут собака и зарыта. Вот откуда мировое зло прёт! Которое есть совокупная человеческая  жадность, помноженная на глупость, эгоизм, и сопутствующую им взаимную враждебность.
       И этому злу в природе (экосистеме земной) нет укорота, разве только ей собственной смертью остановить этот разгул.  Вот саранча, например, всё сожрала – пустыня – передохли. Или  копытные: всё выщипали-вытоптали – пустошь – поголовье сокращается на нет. Но это локально, и природа там восстанавливается через некоторое время. У людей же масштаб вредительства глобальный. Уже на соседние планеты поглядывают, куда, мол, отселяться в случае чего. А «чего» это взаимоуничтожение и экологическая катастрофа, вероятность которых неотступно приближается. А когда оное случится, что останется от природы и человеков, восстановится ли оно когда?
    Была гармония в природе, а человек со временем устроил дисгармонию.

       Нас, конечно, такой исход не устраивает. И на пришествие «Спасителя» надеяться бесполезно. Остаётся руководствоваться известной мудростью: «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Это значит, что дело спасения вынуждены брать в свои руки разумные утопающие, которых, к сожалению, меньше, чем обладателей животной алчности и обывательской тупости.
      Вот так и пришли к тому, что мир (человечество вместе с планетой и её содержимым) от последствий зла человеческого  может спасти только разум человеческий, если возобладает над агрессивной дурью (т. н. низменными страстями). 
       Зол от дури человеческой (алчность-глупость-эгоизм) много, есть что укрощать, но главное на повестке дня это приближающаяся экологическая катастрофа и взаимоуничтожение.
    Призывать возлюбить ближнего, воспитывать, наказывать дело нужное,  но это не спасение. Гармонизировать человеческое сообщество надо в корне!

                Теория гармонизации.
      Достижение гармонии в совокупности объектов, заключённых в некоем пространстве, возможно вследствие разрешения противоречий между ними. Разрешение же противоречий это обретение  баланса интересов объектов  таким образом, чтобы в итоге благополучие целого зависело от благополучия составляющих, а благополучие составляющих было зависимым друг от друга и от благополучия целого.
       Достижение такого возможно только оптимизацией структуры совокупности исходных объектов (оптимальное количество объектов и необходимые качества их),  распределением ролей между ними, налаживанием обратных связей.      
      Именно таким вот образом из неупорядоченных и противоречивых совокупностей образуются самонастраивающиеся системы более или менее сбалансированные, совершенные и устойчивые, т. е. гармонизированные.
    Это вообще. Теперь конкретнее.
    В дикой природе идёт тотальная борьба за выживание  путём отстаивания жизненного пространства, осваивания разных вариантов симбиоза (сожительства), нахождения своей особой ниши и т. д. При этом, что важно, каждый питается кем-то и сам служит пищей кому-то, а кого больше кушают, тот больше  размножается. В итоге в природе достигается динамическое равновесие и оптимальное количество биомассы, ну, а в целом - саморегулирующаяся система.
                Едем дальше.
     Объекты в природе это растения, животные, микроорганизмы, и с ними всё ясно. Дальше же в качестве объектов будем рассматривать людей.
      Интересы у людей и всяческих людских сообществ-объектов вплоть до государств одинаковы и аналогичны всему живому на Земле: сохранение себя и своего способа существования путём расширение жизненного пространства  (плодиться-разрастаться, захватывать площади, умножать ресурсы, ВВП), повышать уровень потребления и тем самым надёжность и качество существования.
       Интересы у всех аналогичны, потому они и пересекаются и  возникают противоречия. Полюбовно противоречия почти не решаются, чаще собственный интерес пытаются удовлетворить за счёт ущемления интереса чужого, или откровенного паразитизма, грабежа, разбоя, особенно на международном уровне.  Там прямо как в диких джунглях, где каждый отстаивает свои интересы самостоятельно или в составе стада, стаи. И никто ни с кем при этом не церемонится, эгоизм и право сильного в основе поведения.
    Состояние человеческого сообщества, когда "каждый кем-то питается и сам служит пищей другому", нас больше не устраивает, это ныне опасно.

     Когда-то христианство начало, потом социалисты-коммунисты подключились к  искоренению дикости в отношениях людей. Успехи христианства оказались мизерные, войны, эксплуатация даже не осуждались, только ханжества прибавилось. А социалисты кое-чего всё же добились в регуляции интересов в отношениях  хозяин-работник-государство. В пределах государств противоречия  интересов более менее утрясаются законами-сдержками, вмешательством соотв. гос. органов. По крайней мере, собственники при выяснении отношений между собой до масштабного кровопролития не доходят, армии при себе не держат, разве что охрану, или бандитов нанимают. А вот государства держат при себе целые армии, чтобы себя и интересы-потребности своих государствообразующих собственников  оберегать и умножать. Поэтому на международном уровне беспросветно. Уже Штаты ООН и другие организации ни во что не ставят, не разоружаться, а ещё больше вооружаться стремятся. Ну, и остальные следом.
   Государства и группировки государств непрерывно накачивают мускулы, наращивают ВВП. Международные корпорации стремятся к господству, т. е. богатеть до бесконечности, то же самое жаждут и бизнесмены-собственники на всех нижестоящих уровнях. И остановиться они не в состоянии, ибо кто приотстал - затопчут, съедят.
    В этой безрассудной обстановке, где заводилами являются Штаты, делать что-либо существенное по сохранению природы и в плане дальнейшего очеловечивания человечества  невозможно.

    И так, вопрос, каким путём и когда Разум возьмёт верх и из человечества организует гармонизированное во всём общество, исключающее взаимную агрессию, паразитизм, эксплуатацию.
На подвижку в этом направлении можно надеяться, если Штаты образумятся, но вот то что Штаты образумятся, никаких шансов нока нет.

    И тут вспоминается ещё одна мудрость: "Против лома есть приём – ещё боле мощный лом".
     Если лом это Штаты с Европейскими прихвостнями, то более мощный - это  международный Разум, нашедший как ломам, прущим напролом, подрезать жилы. Например, обрушить, наконец, доллар, перестать снабжать ресурсами, перессорить. Что ещё?   
 
  Короче, пока Разум не укротит повсеместно крупное частнособсвенничество (богатеньких), гармонии в мире, не будет. Ведь уже общепризнанно, что основой всех мировых противоречий является частная собственность на основные средства производства. Передовые умы более сотни лет назад понимали это, и неспроста марксисты тех времён ставили своей целью мировую революцию, главное содержание которой искоренение частной собственности. Начинать планировалось с самых развитых стран, с Европы. В Германии, Австро-Венгрии начинали, но победить удалось лишь в недостаточно развитой России. Но в одиночку противостоять всему миру, враждебному при этом, сложно, и в конце концов российский полуфеодальный социализм задавили. Поэтому сейчас, если браться за дело, валить надо в первую очередь Штаты и иже с ними, а потом и у остальных крупную частную собственность национализировать и т. д. Без этого баланса интересов "объектов" не добиться. Где частная собственность, там и потребительская лихорадка, несправедливость, обязательное расслоение на хозяев и работников, богатых и бедных и т. д. А государство при этом (гос. аппарат) в первую очередь ублажает аппетиты частника (как у нас сейчас, нефте-газа в первую очередь).
     Обобществление, национализация условие прекратить внутри и межгосударственные склоки, т. е. стихию наживы, эту питательную среду дикости в отношениях государств и народов, условие подчинить взаимоотношения стран разуму.

     Вариант спасения вычислен, осталось самая малость, собрать разумы, для которых общественный интерес важнее частного, в одну вездесущую и влиятельную организацию, хотя бы по образцу коммунистического интернационала.
    
   А вот те разумы, которым свои шкурные интересы важнее, давно сами объединились, это Масонская ложа, Римский клуб, Бильдербергский клуб. Там периодически собираются не просто умные, но и весьма состоятельные и влиятельные. Озабочены они тем же: как спасти мир, и первую очередь себя от экологической катастрофы. Вот только от частной своей собственности при этом отказываться не собираются. У них такая планида: уменьшить население Земли, государства упразднить, а командовать разрозненной публикой будут они по своему разумению.
  Чем могут закончится их поползновения, описано в книге А. Зиновьева "Глобальный человейник" - спасение для избранных. 

   А возможно ли спасение для всех? Как сгармонизировать интересы огромного количества разных стран и народов?