Квест или тайна старой усадьбы. гл. 9

Марта Лазовская
 На втором этаже экскурсантов встречала величественная пара.  Дама, одетая в пышное, но строгое платье с высоким стоячим белым кружевным воротником и мужчина в чёрном с золотом костюме с короткими, чуть ниже колен, панталонами с подвязками. Дополнял костюм темно-бордовый бархатный плащ.

Анна Иоановна приветствовала их лёгким поклоном.

- Эти куклы ещё не пандоры, но очень важные модные персоны -  начала знакомство с коллекцией экскурсовод.  - Подобные куклы были у королевы Испании, ещё в пятнадцатом веке.
 Долгое время к моде и к куклам относились с большим уважением. Сейчас трудно себе представить, но в былые времена в местах военных действий в Европе, обозам, везущим этих кукол- манекенов, предоставлялся «зелёный коридор»! На время прекращались военные действия, представляете?

- Это когда же такое было?- удивлённо спросил Алексей Валентинович
- Затрудняюсь точно ответить, по-моему в начале восемнадцатого века – задумчиво проговорила Анна Иоановна. - Тогда Англия и Франция воевали. Казалось, что это станет препятствием в торговле, но нет… Торговля процветала, как  в мирные времена. Обозы с пандорами получали специальный пропуск и даже почётный эскорт.

- Нет, ну это как-то странно!- подал голос Саша. – В таком обозе можно было всё, что угодно провезти! Неосторожно всё это как-то.
- Саша, тогда были другие войны – с умным видом заявил Гриша.
- Точно, другие – подхватила Анна Иоановна. – Сейчас людей-то не жалеют, не говоря уж о куклах….  Вот хозяину этой усадьбы не позволили забрать с собой кукол. Тогда, когда в России свершилась революция. Графу Орлевскому нужно было время, чтобы кукол аккуратно упаковать, погрузить их в вагоны и отправить в безопасное место. Но куда там….  И паковать было не во что, и ехать не на чем, да и неизвестно куда. В общем, его заставили оставить коллекцию здесь, как достояние новой власти. Ну, ладно, давайте пройдём дальше.

     Они медленно шли по коридору, вдоль стен которого стояли оловянные солдаты всех армий мира со свечами в руках, от которых исходил запах воска и каких-то благовоний.

- Оловянные солдатики в человеческий рост….  Зачем они здесь? Это же уже не игрушки? – спросил Алексей Валентинович женщину экскурсовода.
Та пожала плечами, продолжая неспешно двигаться вперёд.

- Возможно, в понятии графа эти солдаты были олицетворением двойственности…. Двойственности мира, людей, природных явлений – чуть помолчав, начала рассуждать Анна Иоановна.  – Ведь солдат может и охранять, и нападать… Огонь в его руках может служить источником тепла, а может и принести беду, сжигая жилища, например.  И тот же огонь, вырвавшись из власти, может уничтожить самого солдата.
- Так обо всём можно сказать – вступил в разговор Гриша. – Вода, например, может напоить в жару, а может и смыть волной в океан.
- Умный мальчик – подняв уголки губ, изображая улыбку, сказала Анна Иоановна. -А сейчас я хочу показать вам конструкцию куклы-пандоры без прикрас, а также  мою самую  любимую куклу.


  После этих слов она открыла массивную дверь, пропуская посетителей в достаточно просторную комнату. Внутри был некоторый полумрак, раскрашенный пестрыми световыми потоками света, прошедшего через цветные, мозаичные стекла окон.
Прямо напротив двери, ближе к окну, на черном резном стуле, развёрнутая телом чуть влево, а лицом  анфас, сидела кукла.
Она была выполнена в полный человеческий рост и против света была настолько похожа на женщину, что в первый момент вызвала некоторую оторопь, поскольку была полностью обнажена. Девочки смущённо опустили глаза, а мальчишки, тоже смущенно, заулыбались.
- Это кукла не одета специально, чтобы посетители могли увидеть, как были устроены большинство кукол-пандор  - пояснила экскурсовод. -Теперь вы сами видите, у неё все суставы сделаны на своеобразных шарнирах. Это чтобы легче было надевать одежду. И, благодаря этим шарнирам, из кукол замка, после отъезда графа, были сделаны марионетки. Вот на подобии этих - Анна Иоановна повернулась влево.
 
  Все тут-же повернулись за ней.
Там, в некотором отдалении от стены, находилась стойка с деревянной, круглой пластиной, по контуру которой на прочных суровых нитках были подвешены небольшие костяные куклы с шарнирными руками и ногами. Они чуть подёргивались в гуляющих по залу воздушных потоках.
- Ой, как это похоже на цепочную карусель – заметила Глаша
- Это первые римские куклы – демонстраторы одежды, пояснила Анна Иоановна.
 -Ну, а теперь моя любимица - продолжила она, поворачиваясь направо.

  Там, за лёгкой жемчужно-серой вуалью вырисовывался чёткий силуэт.
Анна Иоановна отодвинула лёгкую штору к стене, и все увидели необыкновенной красоты женщину, сидящую в кресле. Подобранные вверх волосы открывали высокий лоб и тонкие черты лица. Светло-кремовое длинное платье подчёркивало тонкий стан. Одета она была добротно и дорого даже по нынешним меркам.
- Это Матильда - моя самая любимая кукла – нежно улыбаясь, сказала Анна Иоановна.

 - Ой, а у Стеши тоже куклу зовут Матильда – радостно сообщила Глаша, но сразу замолчала, почувствовав как подруга дернула её за руку.
- А она тоже костяная марионетка - спросил Саша
Лицо экскурсовода потемнело.
- Нет, это восковая кукла – сухо ответила она и предложила выйти из зала для продолжения экскурсии.
Пока все медленно выходили, Стешу не покидало чувство, что ей в спину кто-то смотрит и от этого девочке становилось как-то тревожно.



Продолжение   http://proza.ru/2020/03/02/1806