Вера и Сомнение. Хазрат Инайят Хан

Ладомир Родумилов
Возлюбленные Бога,

      Вера и сомнение как свет и тьма. Мгновения веры подобны моментам дня, а минуты сомнения подобны времени ночи. И как день и ночь оба приходят в жизнь, также проявляются часы веры и часы тьмы. И все же стремлением души является достижение той стадии, когда она чувствует веру, и природе души свойственно собирать вокруг себя сомнения. Поэтому душа привлекает и веру, и сомнение. Если случится так, что привлекается больше сомнений, в таком случае больше сомнений будет скоплено. Если притягивается вера, тогда приходит все больше и больше веры.

       Сомнения сравниваются с облаками. Если есть одно облако, оно привлечет больше облаков; и если будут собраны вместе облака, к ним присоединятся еще больше облаков. И если сквозь облака проникнет один поток солнца, он разгонит их. Как только они рассеяны, они будут рассеиваться все сильнее и сильнее, и все больше и больше света будет проявляться в поле зрения. Сомнения покрывают веру, но вера разбивает сомнения. Поэтому вера более заслуживает доверия, а сомнения только приходят и уходят.

      Не было бы преувеличением, если бы я сказал, что сомнение - это болезнь, недуг, который отнимает веру. Было бы более уместно сказать, что сомнение - это ржавчина, питающаяся железной верой. Очень легко позволять сомнениям делать свою работу, и трудно сохранять веру. Как бы человек ни развивался, наступает момент, когда им овладевают сомнения. И в моменты, когда у человека возникают сомнения, свет разума исчезает. Поэтому существует постоянный конфликт между сомнением и верой. Если бы не было этого врага, который всегда сражался с верой, люди смогли бы совершать великие дела, замечательные дела; каждый человек совершил бы чудеса, каждый человек был бы совершенен. И это показывает, что чем сильнее велика твоя вера, тем более велик человек; чем глубже укоренена ваша вера, тем больших высот вы достигнете.

 Кто-то может спросить: возможно ли развить веру? Можно ли найти веру? Да. В каждом человеке где-то спрятана искра веры. Но иногда она настолько скрыта, затуманена и похоронена, что ее нужно добыть. И с чем она погребена? С песком сомнений. Как только песок удаляется, тогда возникает вера, как вода.

Можно научиться этому принципу у ребенка; ребенок рождается с верой. Когда вы говорите: «Это вода; это хлеб; это отец; это мать», ребенок не отказывается, ребенок не говорит: «Это не так». Ребенок сразу понимает, что это правда. Только позже начинают возникать сомнения, когда ребенок вырастает, слышит историю и говорит: «Но так ли это на самом деле?» Тогда проявляются сомнения. Очень часто мирские знания вызывают все больше и больше сомнений; опыт мирской жизни заставляет сомневаться все сильнее и сильнее. И когда сомнение становится преобладающим в природе человека, тогда он сомневается во всем и всех.

       Он сомневается в тех, в ком не следует сомневаться, и подозревает тех, в ком можно усомниться: перед его глазами всегда есть сомнение. Как только он бросает свой взгляд на человека, между ними возникает облако сомнения. Таким образом теряется вдохновение, теряется сила, теряется личность; человек стал машиной, чувства - это то, кем вы являетесь, насколько вы развиты, как глубоко вы чувствуете, каковы ваши принципы, каковы ваши мысли. Чем он озабочен, так это тем, подпишете ли вы документ и сразу же поставите на нем печать, и если есть два свидетеля, которые засвидетельствуют ее одновременно!

       Неважно, кто вы и кем являетесь, до тех пор пока документ безупречен. Мы подходим к механическому совершенству. Мирское, земное совершенство - это то, к чему мы стремимся. Пятьсот лет назад (это показывает, как постепенно мир изменился), поэт Хиндустана писал: «Прошли те дни, когда ценилась человеческая личность». И это воистину так. Человек опускался вниз в течение нескольких веков. Кажется, что у него нет доверия, нет веры в другого человека. Он доверяет лишь письменному слову.

       В греческой истории Орфея и Эвридики есть прекрасное учение на эту тему. Первая часть истории состоит в том, что Орфей любил Эвридику, которая пребывала среди вырождающихся людей. Это показывает, что любовь даже пыталась поднять душу, брошенную так глубоко вглубь земли. И тогда Орфей узнал, что Эвридика была перенесена в другой мир, и он начал петь песню, силой которой он победил богов нижних миров. И это показывает нам, какой силой обладает слово, какой мощью обладает звук, и как он обращается к космическим силам.

       Боги нижнего мира были космическими силами, планетарными влияниями, условиями, которые были предназначены, духами, энергиями, которые держали в своих руках узду судьбы. Орфей в переводе с арабского означает «ведающий», «тот, кто обладает знанием жизни». На арабском языке знание жизни называется «Арифат», а знающий - «Ариф». Это также показывает нам, что настоящее знание - это знание звука, знание ритма, знание слова и мелодии. Именно это знание дает мастерство в высшей, мистической или психологической музыке. Как говорит Вагнер: «Кто обладает знанием звука, тот знает все». Орфей порадовал богов нижнего мира, и они дали ему обещание: «Эвридика последует за тобой, она будет тебя сопровождать. При условии, что ты не оглянешься назад».

       Это тот момент, который касается нашего предмета: эта вера должна быть сохранена до конца. И есть еще один пункт: кто-то может иметь веру, поднимаясь на сто шагов. Можно пройти с верой девяносто пять шагов, и человек может потерять ее в один миг. За четыре шага, которые еще предстоит пройти, легко потерять веру, могут возникнуть сомнения и весь путь может быть испорчен. И это очень часто случается в жизни многих людей, когда они сталкиваются лицом к лицу со своим успехом, и все же они терпят неудачу. Они только что приблизились к тому, чего так желали, а затем они терпят поражение.

      Вы можете заметить это в жизни почти каждого человека, и чем более велик человек, тем больше вы это видите. Потому что чем величественнее человек, тем сильнее его вера, и поэтому он способен обнаружить ценность веры. И в то же время это подобно тому, как отпускать воздушного змея так далеко, что прежде чем он достигнет высот, он упадет. И сомнение является тем врагом, который вызывает это. Поскольку Орфей был ведом силой веры, Эвридика была привлечена; его вера увлекла Эвридику. Когда он шел вперед с верой, Эвридика шла вслед за ним. Он мог бы отправиться на другую сторону света, и Эвридика последовала бы за ним. Как много веры он имел, пока Эвридика следовала за ним. И тут возникло сомнение, злейший враг человека, которое сказало: «Посмотри, действительно ли она там». Как только он обернулся назад, появился Меркурий, чтобы поднять ее и забрать.

       Можно трудиться над чем-то всю свою жизнь и достичь совершенства в значительной степени. А из-за недостатка веры человек потеряет это, и все, что было сделано, может быть испорчено в одно мгновение. Сколько времени нужно, чтобы построить дом, и сколько потребуется, чтобы его разрушить? Сколько трудов нужно, чтобы сделать бизнес действительно процветающим, и сколько времени нужно, чтобы потерпеть неудачу? Один миг. Когда человек изучает этот принцип и размышляет над ним, он начинает видеть, что весь мир со всем, что мы слышим, видим, трогаем и чувствуем, - все это иллюзия перед лицом веры. Только вера - это реальность; а в сравнении с верой все остальное нереально. Но поскольку мы не видим веру своими собственными глазами, очень трудно назвать веру реальной, а все остальное иллюзорным. Поскольку мы не видим веру, наши глаза не могут лицезреть ее, и мы не знаем, где она.

       А теперь возникает вопрос: как обрести веру в себя, как ее развить? Веру в первую очередь можно найти, практикуя уверенность в себе, имея самоуверенность даже в малейшем. И сегодня у большинства из нас есть привычка, особенно здесь, говорить во всем «может быть». Кажется, что пришло новое слово, и по-французски оно используется чаще всего. При любой ситуации, они говорят «возможно», «может быть, это случится». Это своего рода вежливое слово или слово утонченных людей, чтобы показать себя пессимистично. Я могу увидеть их причину, потому что они думают, что это фанатично. И это бесцеремонно, и просто сказать: «Это будет», или «Это придет», или «Это будет достигнуто», или «Это будет выполнено». Но говоря «возможно», это освобождает нас от ответственности, от обязательств. Чем более пессимистичен человек, тем больше «может быть» он использует. И это «возможно» проникло так глубоко в души сегодня, что они не могут обрести веру.

       И после того, как развивается уверенность в себе, второй вещью будет доверять другим с закрытыми глазами. И можно подумать, что это не всегда практично, и посчитать, что это может привести к большой потере. Но в то же время даже такая потеря будет выгодой, и даже тысяча выгод по сравнению с потерей веры будет ничем. Человек богаче, если он кому-то доверял и нечто потерял, чем если он не доверял никому и что-то сохранил, что однажды будет отнято у него. С таким же успехом он мог отказаться от этого. Но вы можете сказать, что каждый простодушный человек склонен доверять другому. Ответ — Да.

       Но разница между мудрым человеком, который доверяет смело, и наивным человеком, который доверяет с легкостью, является большой разницей. Мудрый человек, который доверяет, если на него влияет другой человек, говоря: «Вы не можете или не должны доверять определенному человеку», или даже если у него есть верные доказательства, даже тогда эта привычка доверять останется с ним. Но относительно простака, как только вы скажете: «О, что же вы делаете? Вы доверяете тому, кто не заслуживает доверия», его доверие изменится. В этом разница между мудрым и глупым человеком. Глупый человек доверяет, потому что он не знает лучшего; мудрый человек верит, потому что он знает, что доверять лучше.

И третий шаг к развитию веры - это доверие к невидимому, которое называется доверием Богу, когда вы не видите перед собой никаких признаков того, что должно произойти, и все же вы думаете: «Да, это должно случиться, это произойдет, это, безусловно, должно произойти ", и вы при этом не сомневаетесь, тогда вы верите в Бога.

Первым принципом Суфийского Послания является вера. Это не только оккультное исследование, это не научный анализ и не психические явления. Первый урок Послания - вера. С верой в то, что Послание будет распространено. И каждый из нас будет работать по-своему, распространяя Послание. И с верой, что Послание Бога будет исполнено.  

  
Да благословит Вас Господь.

"Послания" Хазрат Инайят Хан.

Вера и Сомнение 17 августа 1926 г.

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга.