Воспоминания о Римме Казаковой

Лидия Мнацаканова
 19 МАЯ 2008 ГОДА УШЛА ИЗ ЖИЗНИ РИММА КАЗАКОВА


Фото автора: В гостях у Риммы Казаковой.

Римма Фёдоровна Казакова, советская и российская поэтесса, переводчица, автор многих популярных песен советского периода и 1990-х годов, родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Имя Рэмо, данное родителями, означало "Революция, Электрификация, Мировой Октябрь". В 20 лет она взяла имя Римма.

В советское время была секретарем правления Союза профессиональных писателей СССР. После 90-х - секретарём Союза писателей Москвы.
 
Награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени  за большие заслуги в области литературы и плодотворную просветительскую деятельность.
Орденом  Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советской литературы. Орден Дружбы Народов, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и многими другими наградами. Именем Риммы Казаковой названа площадь в Москве. (Из Википедии)


           ВСТРЕЧА В КЛУБЕ ЛИТЕРАТОРОВ

Заседание «Клуба одного стихотворения» проходило в обычном ритме. Собравшиеся в Малом зале Клуба литераторов Москвы поэты и просто любители поэзии читали по одному стихотворению. Римма Федоровна Казакова на правах руководителя Клуба производила «разбор полёта»: хвалила некоторых, но, по большей части, довольно строго, критиковала. Мужчину «в бабочке», который, выступая, театрально выкрикивал запутанные спирали строф, безжалостно прервала:
– Вам бы лучше на сцене выступать.
Молодому человеку, посвятившему ей же, Римме, своё стихотворение, неподкупно резко выразила своё мнение:
– Вы хотите убить меня своими стихами?!
Неожиданно Римма Федоровна сказала:
– Сегодня 14 февраля – День Святого Валентина. Но не прозвучало ни одного стихотворения о любви. Любовь – ведь это главное, что движет жизнью…
Я только недавно переехала в Москву, была на вечере впервые, чувствовала себя неуверенно. Но, все же, решилась прочитать своё стихотворение.

Не верь,
когда скажу тебе,
что разлюбила.
Возможно,
что меня покинет сила,
уверенность в себе,
в судьбе.
Возможно, я решу,
что не нужна тебе…

Вернулась на место в конце зала. И вдруг услышала, как Римма Федоровна повторила последние строчки моих стихов: «Никто так раньше не сказал, хочу, чтоб отдохнула ты».
– Это – настоящая поэзия, – сказала она. – Свежо, искренне и так по-женски звучат эти строки.
Я была взволнованна – сама Римма отметила моё стихотворение! Подобно ученицам младших классов, которые несут любимой учительнице кто яблоко, кто конфету, я достала из сумки иконку Сергея Радонежского, которую всегда носила с собой, и подарила Римме. Иконка была на плотной бумаге, покрытой золотистым слоем. Позже, в гостях у Риммы, увидела эту иконку приклеенной на кухонной стене.
Как благословение от известной поэтессы, стихотворением «Не верь» начинается сборник моих стихов «Знаки любви». 

                В ГОСТЯХ У РИММЫ

Однажды моя давняя подруга из Украины Татьяна Степовая прислала письмо и посылку. «Думала ли я, что когда-нибудь ты будешь общаться с поэтессой Риммой Казаковой, – писала она. – В школе на «Огоньке» я читала её стихи, следила за её публикациями. Я восторгаюсь этой гениальной женщиной! Узнала, что Римма Федоровна болеет. Посылаю ей выращенные мною фрукты и овощи».
Римма была тронута вниманием человека, который её даже никогда не видел. Подписала ей свои стихи «Танечка, спасибо за тепло и щедрость».
– Сегодня никому из чиновников ни поэзия, ни поэты не нужны, – с горечью сказала Римма, когда мы пили чай у неё на кухне.
А потом добавила:
– Память – она в народе, в душах людей.
Несколько отрешенно, словно посылая слова в космос, она прочитала стихи, где были строки:

И еще до страшного Суда
вдруг открыть в согласии с собою:
«Мы не на постой, мы навсегда».
И заполнить пустоту собою. (Стихи Р.К.)

Как велико было мое восприятие другого человека! Как много хотелось поведать этой женщине! Каким сильным было желание разделить её боль. Но уста мои молчали. А душа, разбуженная её высокой поэзией, вдруг заговорила стихами:
 
Возвращаюсь к себе
под высокие своды небес,
под вершины дубов
в мой изношенный
временем лес…

Римма встала и вышла. Когда она вернулась, держала в руках два тонких ажурных шарфа. Один был чёрного, другой – стального цвета. В её, обычно сдержанном, выражении лица промелькнула тень смущения.
– Какой нравится? – спросила она. – Хочу тебе подарить.
Римма была настоящей женщиной. На творческих вечерах её шею украшали нитки бус, а плечи – тонкие паутинки шарфов, словно спустившихся с облаков.
У меня другой стиль одежды, более спортивный. Но я прикоснулась рукой к мягкой серебристой ткани – выбор сделан. От подаренного шарфа долгое время исходил едва уловимый нежный запах духов. Вот он, комочек, хранящий тепло её прикосновений, лежит передо мной. Рядом – томики стихов. Крупицы воспоминаний... Мгновения полного, пусть короткого, единения душ. И желание постичь тайну жизни… Имя которой– Римма.

                СИЛА В ПРАВДЕ


Было время, когда я мучительно переживала из-за того, что своей «правдой» внесла раздор в отношения. Римма меня успокоила.
– Должна быть только правда, какой бы горькой она ни была, – высказала она свою точку зрения.
И рассказала случай, который она считала знаковым в своей жизни.
– Однажды мы с мужем поехали отдыхать на море, а маленький сын, который остался у моей мамы, в это время сильно заболел. Мама позвонила и рассказала в подробностях, что с ним происходило. Мы прервали отпуск. А позже я сказала маме: «Зачем надо было мне всё рассказывать, ведь ты знала, как я буду переживать?!» На что мама ответила: «Зато ты всегда будешь доверять моим словам».

                "БОГ ЕСТЬ СОВЕСТЬ"

Как-то Римма пожаловалась на плохое самочувствие. Желая успокоить расстроенную женщину, я сказала первое, что пришло мне в голову:
– Возможно, вам надо больше отдыхать, оставить общественную работу?
– Что?! Может, прикажете мне кастрюлями, бытом заниматься?
– А почему бы и нет?! Для женщины главное – семья. В этом назначенье женщины. Счастье в простом, человеческом…
Римма покачала головой, и, помолчав, сказала:   
– Может быть, если бы у меня сложилась семья. Может быть, я бы и церковь посещала, но у меня болит нога, а там надо стоять во время службы. Да и замечания делают: «Почему в брюках пришла, а не в юбке?!» Хотя какое это имеет значение? Для меня Бог есть совесть. И я не боюсь любить.
Неожиданно для себя я стала читать вслух полюбившиеся строки из стихов Риммы Федоровны. Радуясь, что они сами всплывали в моей памяти:
– «Бог за ниточку ведет», «Там, где я – покой и свет из ладони Божьей», «Я под отческим крылом в милости у Бога», «Не умею, а молюсь Божьей благодати», «Приближаюсь к сентябрю. Приближаюсь к Богу»…
Почему-то представилось: Римма в вечерний час возвращается домой после творческой встречи. Усталое лицо. В руках букет цветов. Если в переходе безлюдно, можно позволить себе прихрамывать.

                НАПЕРЕКОР

Казалось, что внутри у неё находился своеобразный магнит, который притягивал к себе людей. Римма была удивительно правдивым и открытым человеком. С какой-то особенной чуткостью к словам. В её присутствии банальные фразы казались чем-то постыдным.
Первое время меня, порой, обезоруживала резкость Риммы в общении. Звоню ей, чтобы поздравить с 8 Марта. Римма:
– Я не хочу знать об этом празднике. Что он мне дал?! Воспоминание о том, что я отдала свою любовь человеку – мужу, отцу своего ребенка, а он растоптал её?! Ждала и не знала, когда он придет, а если придет, то трезвый или пьяный.
Что тут скажешь? Кладу трубку. На следующее утро телефонный звонок, – пауза, голос Риммы:
– Лидочка, извини, я вчера сорвалась…
Узнав о предстоящей Римме операции, занесла ей напитки. Спрашиваю, как можно будет навестить её.
– Я не хочу, чтоб меня навещали, – категорично заявила Римма.
Когда спустя время мы встретились, в её голосе прозвучали нотки укора:
– Подруга меня всё же навещала в больнице, хотя я всем сказала, чтоб не приходили.

Гордыня отступит –
И боль незаметно растает.
И кто-то, кто любит,
Все строчки и точки расставит. (Стихи Р.К.)

Оказывается, она ждала. Ждала, что её будут любить несмотря ни на что. Наперекор её характеру. Наперекор ей самой. И через любовь постигнут её неповторимую Красоту.

                БОЛЬ КАК ОСНОВА ПОЭЗИИ

Неоднократно я слышала от Риммы, что основа поэзии – боль. Когда вам плохо или тяжело на душе, откройте томик её стихов в любом месте. И ваша боль будет заговорена, абсорбирована её пронзительной, исповедальной поэзией. Она, Римма Казакова, всегда была на баррикадах жизни. На баррикадах любви. Сильная и незащищенная. Гордая и уязвимая. Резкая и мягкая. Грубая и нежная. Идущая навстречу любви и… уходящая.
19 мая 2008 года она ушла навсегда.
День траура. На Москву обрушился проливной дождь. Шёл, не прекращаясь, несколько дней подряд. Мы сидим за столиком в буфете Клуба литераторов. Сын Риммы, Егор, лицом в мать, неприрученный, талантливо-независимый. Сквозь слой грубого характера проступает беспомощная доброта.
– Я любил свою жену. Она умерла. Теперь вот мать…  Зачем жить?!.
Он сидит в неуклюжей позе, обхватив голову руками. В глазах и словах Егора растерянность, отчаяние.
Сверху из зала, заполненного людьми, звучат стихи. Живой голос Риммы уплывает в Вечность.


Из книги  «Римма Казакова. Стихотворения», том 2. Москва, 2010г.   
_________________________________________________    
               
                Продолжение, часть 2 http://proza.ru/2020/06/01/468