Равнодушных не было

Анна Ковалёва 49
          Нам с мужем родители, мои и его купили небольшой домик,в районном цетре и мы переехали на постоянное место  жительства.Домик был на окраине поселка, совсем небольшой- сени и две  комнатки. Муж уже  работал  в районном центре агрономом на Станции по травам,теперь ему не надо  ездить на работу за 15 км. А вот, мне нужно искать работу по специальности в городском поселке. Институт я уже окончила, мы переехали на новое место жительства всей семьей: муж, я и наша дочурка, ей было шесть лет. Приняли меня на работу заместителем главного бухгалтера в Племобъединение. В основном, это был мужской коллектив и только четыре женщины. Два бухгалтера, кассир и машинистка. 
          Главный бухгалтер Мария Ильинична – крупная женщина, лет 45.Она не была полной, но конституция у нее была такая: высокая, широкая и большая. Красотой  не отличалась, крупные черты лица: великоват нос, выпирали скулы, цвет волос русый, на голове «дуля» в общем, не яркая женщина. Она даже не подкрашивала губы, особо не следила за собой. Как говорят - просто поставила на себе крест и уже не надеясь найти себе пару. Жила Мария Ильинична со своими престарелыми родителями, у нее было два сына один - заканчивал школу, а другому еще не было двух лет. Мужа у нее не было. Первый сын был от мужа, с которым она давно развелась, а вот второй видно «ворованный». Досталось кусочек чужого счастья, вот и появился маленький Ванечка. Время было тогда другое, и она чувствовала, себя некомфортно,виновато и очень комплексовала по  этому поводу. Родила ребенка в возрасте и ни пойми от кого. 
      Всегда угрюмая, не разговорчивая. У нее не было высшего образования и во мне она видела конкурента.  Относилась ко мне настороженно, можно даже сказать неприязненно, но напрасно. Я еще была зеленая в профессиональном плане, не на что не претендовала, меня все устраивало. Да и внешне я- молодая, стройная, красивая. И конечно, чтобы не говорили, высшее образование дает многое, скажем так - общий уровень развития другой. Одним словом симпатии я у нее не вызывала.  Тем не менее, мы мирно сосуществовали.Но,  все- же Мария Ильинична не упускала момента уведомить начальство о допущенных мною даже малейших ошибках.  На всякий случай, чтобы были в курсе. Я, ко всему относилась философски, все понимала и зла на нее не держала.
        По сути дела, в душе она была все- же добрым и сострадательным человеком. Жизнь ее загнала в тупик, много проблем навалилось, которые не разрешались сами собой. Нужно время, чтобы стало все на свои места. Но один эпизод красноречиво говорил и давал ей оценку, как человеку. Частенько прийдет на работу и плачет, иногда - слезы вытирает, а то и навзрыд.  Притихну, сижу, думаю, а вдруг причина во мне. Третьей в кабинете, была кассир Нина Федоровна, ей то и рассказала Мария Ильинична, о чем так убивается.    На работу она ходит мимо изгороди детского дома, забор из штакетника и через него видно деток, а детям - проходящих людей.
       В один из дней, Мария Ильинична шла мимо этой изгороди и ее увидела девочка, на вид которой было годика четыре. Девочка смотрела на нее очень внимательно, потом как закрит - Мама, мамочка моя пришла. Она тянула к ней ручонки, пытаясь пролезть через расщелину. Наконец, я тебя  дождалась-Говорила  девочка. Мария Ильинична оглянулась - кругом никого не было. Значит, она в ней признала свою маму. Мария Ильинична не смогла пройти мимо, остановилась, поговорила с малышкой. В кармане, нашлись две завалявшиеся конфеты - угостила. Теперь, когда она проходила мимо забора, девочка  стояла как прилипшая к нему. Стояла и ждала ее и называла мамой. Та пыталась ей сказать, что она не ее мама. Девочка и слушать ничего не хотела, мамочка и все тут. Малышка всем ребятишкам показывала пальчиком на  свою маму, когда Мария Ильинична шла мимо. У девочки был только один вопрос – Мамочка, когда ты меня заберешь домой.
       Сердце Марии Ильиничны не выдерживало, душа разрывалась. Она уже собралась ее забирать. А куда забирать? Жила она очень скромно, зарплата небольшая. Старший сын почти жених, второй совсем маленький и двое стариков-родителей. Мария Ильинична совсем запуталась и не знала, что делать.  Нина Федоровна взяла инициативу в свои руки и приказала - Ты не трави ребенка и себя не мучай. Обходи десятой дорогой детдом. Нет у тебя такой возможности - забрать ее к себе. И не рви себе душу. Трудно Марии Ильиничне далась другая дорога, раз даже подглядела за девочкой. Та все стояла и ждала. Тогда, она резко поставила точку и больше никогда не ходила той дорогой.
         Нина Федоровна была умудренный опытом и наученный жизнью человек. Она была тоже грузная, большая женщина. Волосы аккуратно уложены на голове валиком, всегда окрашены в иссиня-черный цвет. Она не допускала, чтобы проглядывала седина. Губы всегда накрашены, лицо подпудрено, пользовалась парфюмом, одевалась аккуратно, очень следила за собой. Ей по- другому, вести себя нельзя было, далеко не красавица, да и возраст. Она была не плохим человеком, но хитровата.  Всегда оказывалась в нужном месте и в нужное время. Муж  ее - был чуть поменьше ростом от нее и комплекцией похудее, довольно симпатичный мужчина. Она звала его - мой Алешка. У них была взрослая дочь, жила отдельно. Они были хорошо обеспечены и жили в свое удовольствие. Жили хорошо - полное взаимопонимание и уважение. На первый взгляд вроде -  не пара, а вот все отлично.
        Однажды она дала совет, нам молодым женам: секретарю и мне. Нина Федоровна сказала - Девки, я Вам расскажу один секрет, что нужно делать, чтобы мужа удержать. Никогда не отказывайте в близости. Ведите себя так, будто у вас никогда ничего не болит, ни голова, ни живот, ни ж.… Даже если не очень хорошо себя чувствуете, не показывайте. Делайте вид, что всегда рады ему и всегда он желанный. Тогда муж не пойдет к другим, и не будет искать никого на стороне. А то ведь взяли моду- то одно болит, то другое, то не хочу. Этих слов не должно быть. Если сходит раз мужик налево, так и будет его туда тянуть. Будет казаться, что на стороне лучше.   
 Конечно, дельный совет она нам дала.
        Мария Ильинична работала в объединении не долго - год всего, а Нина Федоровна - всю жизнь. Она нам и рассказала, почему ушла с работы прежняя главный бухгалтер.
         Руководство решило провести собрание по итогам года. Собрали весь коллектив в полном составе, но не в этой конторе - в центре города, а на окраине поселка. Там находились загоны и помещения для животных. Через племобъединение шла реализация племенного скота, во все близлежащие районы. Это в основном: крупный рогатый скот, овцы и свиньи. Там же, находилось старое административное здание и отдел реализации. Собрался весь коллектив, вот-вот должно начаться собрание. Пришла и главный бухгалтер, она основной докладчик - отчетность по финансам вся у нее. Звали ее Полина Степановна.
           Она была уже пенсионерка, но работала. Симпатичная, приветливая и добрая женщина, среднего роста и средней комплекции. Все к ней относились с большим уважением. Была зима, средняя полоса России, погода суровая. Сильные морозы, много снега, одеты все были тепло: пальто, шубы, валенки, пуховые платки. 
       Полина Степановна решила перед собранием зайти в туалет  на улице, он был ветхий, но других вариантов нет. Зашла,а доски трухлявые - рассыпались и Полина Степановна, во всей одежде провалилась в яму. Это было что-то страшное, она по плечи стоит в яме в дерьме. Хорошо, что яма не глубокая, а то ведь и утонуть могла. Бедная женщина она кричала, так что ее слышали не только на улице, но и в помещении. Она звала всех на помощь. Дверь была в туалете на крючке, но мужчины вышибли дверь на раз.
        Все до одного человека бросились ее спасать, никто не думал - ни о себе, ни о своей одежде. Полина Степановна чуть не теряла сознание - холодно, грязно и дышать невозможно-вонь. А там глубоко в яме, было сыро и ничего не замерзло. У коллег стоял один вопрос, как ее вытащить.  В ход пошло все: лестницы, веревки и бревна.
       С большим трудом ее выдернули из этой жижи. Все специалисты прилично одетые, но никто не побрезговал возиться с ней, ее затащили на веранду. Быстро нашли и протянули шланги от водопровода и смывали холодной водой все, что на нее налипло. Смыли, что могли, потом сорвали шторы с окон замотали ее и отвезли домой. Затем сами обмылись кое- как и всех водитель развез по домам. Обмывались холодной водой, но ни один человек не заболел, видно из – за стресса.
       Естественно ни о каком собрании уже речи не было.

      Полина Степановна больше на работу не вышла.  Чувствовала она себя неловко, хотя вины ее не было никакой.  Все понимали, что в такой ситуации мог оказаться каждый из них.
        Мне было очень важно услышать эту историю. Я совсем по-другому смотрела на своих коллег по работе. В моем понятии, их поступок - сродни подвигу. И у меня впоследствии, был повод убедиться в их человечности, сострадании и доброте. Когда у нас случился пожар дома, они закрыли организацию, оставив только дежурных и также зимой пришли восстанавливать нам дом.
          Низкий поклон Вам коллеги за Ваши добрые сердца.