Клад в Дендере 3

Юрий Туктаров
 



                ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН



               
               
                2024




УДК 003.322
ББК 81.2Егип-923
Т81
 
Туктаров Ю.А.


Т81 Философия древних египтян:
учебное пособие / Ю.А. Туктаров 2024. – 100 с.

 ISBN


  Философия древних египтян очень интересна и разнообразна.
Встречается в прошлом примитивная философия и существует необычная по
взлёту мысли духовность, аналогичная современным её образцам. Сложная
духовность древних египтян кому-то покажется малопонятной языческой
премудростью. Но попытайтесь в неё войти, и вы ощутите обаяние всё ещё
неразгаданной архаики, зовущей вас приблизиться к ней.



УДК 003.322
ББК 81.2Егип-923
ISBN
© Туктаров Ю.А., 2024



                ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН


    Философия древних египтян очень интересна и разнообразна.
Встречается в прошлом примитивная философия и существует необычная по
взлёту мысли духовность, аналогичная современным её образцам. Сложная
духовность древних египтян кому-то покажется малопонятной языческой
премудростью. Но попытайтесь в неё войти, и вы ощутите обаяние всё ещё
неразгаданной архаики, зовущей вас приблизиться к ней.

                THE PHILOSOPHY OF ANCIENT EGYPTIANS


The philosophy of the ancient Egyptians is very interesting and varied.
There is a primitive philosophy in the past and there is a spirituality unusual in the
rise of thought, analogous to its modern models. The complex spirituality of the
ancient Egyptians will seem to some to be an incomprehensible pagan wisdom.
But try to enter it, and you will feel the charm of the still unsolved archaic, calling
you to come closer to it.



  Египетская философия неразрывно связана с историей всемирной
философии, и можно даже сказать, что египетская философия играет
ключевые позиции в этой теме. Одна из важнейших тем философии, которую
обсуждали все античные философы, – это что представляет из себя
окружающий нас мир и как он устроен?! На протяжении нескольких тысяч
лет была основная тема среди учёных и философов – что представляет из
себя наша планета. Загадка, которая будоражила умы великих философов, –
как устроена Земля, как устроено небо, каким образом происходит смена дня
и ночи? Что такое звезды? Что такое Солнце?
Философия древних египтян очень интересна и очень разнообразна. В
силу своей сложности в понимании принято считать египтян примитивными
язычниками, верующими в различных абстрактных богов. У этой версии есть
множество сторонников, и, действительно, большинство древних египтян
было неграмотным и предавалось предрассудкам. Значительное число
рисунков и надписей будто бы не имеют логического смысла, неграмотные
люди часто копировали те изображения, которые они видели в храмах, в усыпальницах, во дворцах, не понимая, что означают надписи и рисунки.
Если заниматься изучением египетского языка, то следует избегать подобные
изображения, так как можно впустую потратить много времени, разгадывая
народные «граффити».
Обычно в надписях, которые предназначены для царских особ,
находятся интересные для изучения произведения. Сопоставим с отдельными
великими египтянами выразителей европейской науки и духовности.

Сократ (470-399 до н. э.). Древняя Греция. Философ. Известна его фраза: «Я знаю
лишь то, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Считал, что
Земля – центр мира и Солнце крутится вокруг Земли. Взгляды на Космос у
Сократа явно архаичны. Был осуждён за богохульство и отравлен.

Платон  (428-347 до н. э.) – древнегреческий философ, классик философской
традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и
мировую культуру. Настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним. Он
побывал в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях умалчивает в своей
автобиографии. Считал, как и его учитель Сократ, что Земля центр мира и
Солнце крутится вокруг Земли.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ. Известно его высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже». Считал, как и его учителя, что Земля – центрмира и Солнце  крутится вокруг Земли.

Аристарх Самосский (ок. 310 – ок. 230 до н.э.) работал в Александрии.
Считал Солнце центром, вокруг которого крутится Земля! Выходит, связь с
египетской наукой помогает просвещённому эллинизму. Древнегреческий
астроном, математик и философ Аристарх Самосский, впервые
предложивший гелиоцентрическую систему мира, разработал научный метод
определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Сведения о жизни
Аристарха, как и большинства других астрономов античности, крайне
скудны. Известно, что он родился на острове Самос. Годы жизни точно
неизвестны; период ок. 310 до н. э. — ок. 230 до н. э., обычно указываемый в
литературе, устанавливается на основании косвенных данных. По
свидетельству Птолемея, в 280 году до н. э. Аристарх произвёл наблюдение
солнцестояния; это является единственной надёжной датой в его биографии.
Учителем Аристарха был выдающийся философ, представитель
перипатетической школы Стратон из Лампсака. Можно предположить, что в
течение значительного времени Аристарх работал в Александрии — научном
центре эллинизма. Вследствие выдвижения гелиоцентрической системы мира
был обвинён в безбожии, не благочестии со стороны поэта и философа
Клеанфа, однако последствия этого обвинения неизвестны.

Эратосфен Киренский (276-194 до н. э.) – греческий математик,
астроном, географ и поэт – работал в Александрии. Считал Солнце центром,
вокруг которого крутится Земля. С раннего возраста жил в Александрии,
здесь он и получил образование под руководством своего учёного земляка
Каллимаха. Один из интересных фактов жизни Эратосфена – вычисление
радиуса Земли. Он измерил радиус Земли при помощи палки. Египтяне заметили, что во время летнего солнцестояния Солнце освещает дно глубоких колодцев в Сиене (ныне Асуан), а в Александрии — нет. Эратосфен использовал этот факт для измерения окружности и радиуса Земли. В день летнего солнцестояния в Александрии 19 июня 240 года до н.э. он применил скафис (чашу с длинной иглой), при помощи которого можно было определить, под каким углом Солнце находится на небе. После измерения угол оказался 7 градусов 12 минут, то есть 1/50 окружности. Стало быть, Сиена отстоит от Александрии на 1/50 окружности Земли, то есть в 5000
стадиях, следовательно окружность Земли равнялась 250000 стадиям, а
радиус тогда – 39790 стадиев.

Клавдий Птолемей (Птоломей) – древнегреческий астроном, математик, оптик, географ. Годы жизни ученого – около 87-165 н.э. Он работал всю жизнь в Александрии. Птолемей является автором работы о развитии античной небесной механики – «Альмагест». Считал, что Земля – центр мира и Солнце крутится вокруг Земли.
Итак, с III века до нашей эры и вплоть до середины XVI века (то есть
почти полторы тысячи лет) господствовала геоцентрическая система
мироустройства Клавдия Птолемея. Согласно ей, в центре всего мироздания
находилась планета Земля, а все остальные небесные тела вращались вокруг
неё, в том числе и Солнце. Так вот, считалось, что Солнце, вращаясь вокруг
Земли, каждые сутки делает один шаг — один градус. В XVI-XVII веках
некоторые учёные начинают ставить под сомнение геоцентрическую систему
мира Птолемея. В частности, в 1543 году выходит великий труд Николая
Коперника «Об обращении небесных сфер», в котором он приводит доводы о
том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло
гелиоцентрическое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной.

Николай Коперник (1473–1543) — польский астроном и мыслитель.
Теория Коперника рассматривалась католической церковью как ересь, и
именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных
сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещённых
книг» и оставалась под запретом до 1828 года. На памятнике Копернику в его
родном городе Торуни благодарные потомки написали: «Остановивший Солнце, двинувший Землю».

Однако Джордано Филиппо Бруно (1548–1600), пошёл дальше своего
учителя. Он, развив гелиоцентрическую систему Николая Коперника,
выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Тогда Бруно
судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Взойдя на эшафот,
Бруно сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня
оценят и поймут!» Учёный оказался прав и на этот раз: в XIX веке на месте
казни Бруно был поставлен памятник — человечество по достоинству
оценило труды великого мыслителя.24 февраля 1616 года одиннадцать квалификаторов (экспертов инквизиции) официально определили гелиоцентризм как опасную ересь:
утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое,
ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно
прямо противоречит Священному Писанию. Утверждать, что Земля не
находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже
суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской
и греховное с религиозной точки зрения. 5 марта Папа Павел V утвердил это
решение. Следует отметить, что выражение «формально еретическое» в
тексте заключения означало, что данное мнение противоречит самым
важным, коренным положениям католической веры.
В тот же день Папа утвердил декрет конгрегации, который включил
книгу Коперника в Индекс запрещённых книг «до её исправления». Заодно в
Индекс попали работы Фоскарини и ещё нескольких коперниканцев.
«Письма о солнечных пятнах» и другие книги Галилея, защищавшие
гелиоцентризм, упомянуты не были. Декрет предписал: «…Чтобы никто
отныне, какого бы он ни был звания и какое бы ни занимал положение, не
смел печатать их или содействовать печатанию, хранить их у себя или
читать, а всем, кто имеет или впредь будет иметь их, вменяется в обязанность
немедленно по опубликовании настоящего декрета представить их местным
властям или инквизиторам».

Галилео Галилей (1564–1642) – итальянский учёный, один из
основоположников экспериментально-математического метода в
естествознании. Он сделал ряд важных научных открытий в области
механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность
гелиоцентрической теория Коперника и идею бесконечности Вселенной,
физическую однородность земных и небесных тел, существование
объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в
свет сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира —
птолемеевой и коперниковой» в 1632 году учёный был подвергнут суду
инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение
носило формальный характер. В 1979 году папа Иоанн Павел II признал, что
Галилей был незаслуженно осужден церковью, и дело учёного было
пересмотрено.

К этому списку великих учёных и философов можно прибавить
совершенно неизвестного древнего философа, который жил в Египте около
1250 год до н. э. (XVIII–XIX династия). Это царский учитель, писарь Ани.
Сохранился папирус, который принадлежал этому философу –
папирус писаря Ани (Лондон, Британский музей, Nr. 10 470). Египтологи
сходятся в том, что папирус Ани, созданный около 1250 года до н. э. для
фиванского писца Ани, составлялся тремя разными писцами из одной
художественной школы Дейр эль-Медины. Свиток склеен из трёх слоёв
папируса, разделён на 6 секций по 1,5-8 м длиной каждая. Текст занимает
23,6 м. Был скручен в рулон и закреплён широкой полоской папируса. В 1888
году британский египтолог Уоллис Бадж выкрал папирус у египетского
правительства и передал Британскому музею, что он сам описал в своём
двухтомнике «По Нилу и Тигру» (англ. By Nile and Tigris). Перед отправкой
манускрипта в Великобританию Бадж разрезал 78-метровый свиток на 37
частей практически равного размера. В 1895 году он опубликовал первый
перевод текстов папируса Ани. «Самый большой, самый совершенный,
лучше всего сохранившийся и лучше всего иллюминированный из всех
папирусов». Это слова сэра Эрнеста Альфреда Томпсона о папирусе Ани,
который Уоллис Бадж украл для Британского музея в 1888 году после того,
как он был найден грабителями гробниц в гробнице XVIII династии недалеко
от Фив. При переводе данного папируса получается некий монолог, где
описывается писарь Ани, называемый царским учителем, астрономом, и
мыслителем, философом и достойным честным человеком. В одном
небольшом фрагменте из этого папируса описывается движение созвездия
Ориона и также называются различные имена этого созвездия; далее в
папирусе объясняется, почему данное созвездие имеет такую интересную
траекторию движения. В папирусе объясняется, что на самом деле созвездие
находится неподвижно, а видимый подъем из горизонтального положения в
вертикальное и последующее движение данного созвездия с востока на запад
происходит из-за вращения Земли. В папирусе точно указывается, что
вращение происходит влево, с запада на восток. Все, кто увлекается
астрономией, могут сами пронаблюдать за этим интересным космическим
явлением. В зимний период – это декабрь, январь, февраль – примерно  в 10
вечера на востоке, где всходит Солнце, будет находиться созвездие Ориона.
Орион будет лежать в горизонте параллельно горизонту. Примерно через два
часа Орион подымается, встаёт в полный рост и пойдёт в сторону запада.
Каждую ночь это будет повторяться снова и снова. Только Орион будет
уходить все дальше и дальше на запад. За Орионом на небе всходит Сириус
(самая яркая звезда на небе). На Сириус будут указывать три звезды подряд,
которые находятся в поясе Ориона. Древние египтяне называли Орион
Осирисом, Осирис в мифологии древних египтян воскрес и ушёл на запад,
где и стал правителем. Мифология древних египтян связана с астрономией.
…Интересно пронаблюдать за созвездием Ориона (Осириса):
складывается любопытная история. Осирис зимой воскресает из мёртвых
(созвездие Ориона выходит из-за горизонта), и Орион нападает на созвездие
Тельца ив конечном счёте Орион перевернёт Тельца. На древних письменах
изображается Осирис и поверженный Телец. Таким образом, несложно найти
другие созвездия: за Орионом будут бежать другие созвездия - Большой Пёс
и Маленький Пёс. Под ногами у Ориона окажется созвездие Зайца, а выше
Псов можно будет разглядеть созвездие Близнецов. Созвездие Близнецов - по
мифологии – это бог Гор, сын Осириса. В это время он будет находиться
рядом с отцом. За созвездием Орион будет подниматься созвездие Единорог,
он окажется зажатым между двух созвездий Большого Пса и Малого Пса. Без
Ориона найти эти созвездия будет очень сложно: они будут выглядеть как
мутные непонятные пятна. Египтяне описывают эту космическую картину
так: посреди зимы на востоке воскресает Осирис, его визуально видно;
Осирис будет самым ярким созвездием по сравнению с окружающими его
созвездиями. В течение двух часов Осирис из горизонтального положения
встанет вертикально и пойдёт в сторону запада.
Перед Осирисом появится бык Апис, и Осирис начнёт атаковать быка,
в итоге бык попятится назад и будет перевернут Осирисом. На египетских
изображениях часто присутствует изображение туши быка без головы,
которая находится возле Осириса. В ходе визуального наблюдения станет
очевидно, что Осирис атаковал быка не один, рядом с Осирисом будут
находиться под ногами любимое животное Осириса – Кот (Заяц). С
флангов у Осириса можно будет разглядеть двух псов (в греческой
мифологии этих псов называют Церберы, они охраняют врата между миром
живых и мёртвых). Между псами будет Мул (Единорог). Над всей этой
компанией будет находиться Гор (близнецы). Эта картина повторяется
каждую ночь в течение трёх месяцев. Только Осирис (Орион) будет каждую
ночь все дальше уходить на запад. Осирис станет нападать на другие
созвездия, пока не столкнётся со Скорпионом, который и столкнёт его с неба.
Вместе с Осирисом (Орионом) с неба уйдёт созвездие Девы (Исида).
В мифологии египтян это время засухи с её самыми неблагоприятными
природными условиями. При появлении на небе Осириса (Ориона) также
можно будет увидеть Сириус, Сириус – самая яркая звезда на небе. В
качестве первоисточника можно использовать папирус писаря Ани (см. рис
1). В папирусе очень хорошо и подробно описано движение Ориона, там же
называются и другие имена этого созвездия (Сокар, Осирис, Уннефер).
Перевод фрагмента из папируса царского писаря Ани:
«Раскроется он, земным, правдивым называют его, это же Сокар.
Разворачивается он несгибаемый, поднимается, ужасным называют его, это
же Осирис! Будет каждому прибавляться дорогой из света, назовёшь его
Уннефер. В облике царского учителя, царь – царей, господин – господ,
правитель – правителей, восстанет из мрака небесного управляющим
землями, странами спящими. В размышлениях и наблюдениях покажутся
тебе его мудрые семена над головой, рукой укажет учитель космический
ковш, связывающий ногу, <ВЛЕВО> возрождение, дающее тебе, мудростью
неба поворачивается земля».
Подводя итог, отмечаем, что александрийский эллинизм на территории
Египта сыграл большую роль в приобщении Запада к египетской
цивилизации. Благодаря этому был обеспечен интеллектуальный взлёт
Европы в эпоху Возрождения и в Новое Время.


                ОБРАЩЕНИЕ РАМСЕСА I К ПОТОМКАМ

      Фрагмент поучительной речи фараона Рамсеса 1, обращенный к
далеким потомкам. Стандартное нравственно-духовное, художественное
произведение времен древних египтян. В данном обращении фараон 19
династии Рамсес 1 озвучивает духовные мысли, которые актуальны в любом
времени и в любом обществе и месте.



                HANDLING OF RAMSES I TO SHITTERS

   A fragment of the instructive speech of Pharaoh Ramses 1 addressed to
distant descendants. Standard moral and spiritual, artistic work of the times of the ancient Egyptians. In this address, Pharaoh 19 of the Ramses Dynasty 1 voiced spiritual thoughts that are relevant in any time and in any society and place.



          Обращение Рамсеса 1 к потомкам изображено в усыпальнице Рамсеса 1
KV 16, правившего приблизительно в 1295-1294 годах до н. э. Рамсес 1
является основателем XIX династии.
В рамках проекта по изучению древнеегипетской иероглифической
письменности предлагается интересный исторический артефакт, который
будет хорошим материалом по изучению письменности, культуры, традиций,
технических возможностей древних ученых, архитекторов, зодчих.
Усыпальница фараона Рамсеса 1 KV 16 располагается в Долине царей,
считается одним из живописных, великолепно сохранившихся сооружений
подобного типа. Роспись на стенах привлекает и ученых, и просто
любопытных исследователей. Впервые считается, что данное сооружение
было открыто и исследовано в 1817 году Джованни Бельцони.
О фараоне Рамсесе 1 есть много противоречивой информации.
Большинство исследователей считают, что Рамсес 1 является основателем
XIX династии. Предшественники Рамсеса 1 были последние правители XVIII
династии: Тутанхамон правил 10 лет, после него правил его родственник Эйе
три года, последний правитель XVIII династии, Хоремхеб, правил примерно
14 лет. У Хоремхеба – принято считать – не было своих детей, сам Хоремхеб
занимал высокие должности в армии при Тутанхамоне и при Эйе, но после
их смерти никто из родственников Тутанхамона не мог серьезно заявить о
претензии на трон. Вся власть перешла к Хоремхебу, который завещал после
себя правление талантливому военачальнику Рамсесу I. Рамсес I правил
около двух лет и передал трон уже своему сыну Сети I, а тот уже
впоследствии передал правление тоже по наследству Рамсесу II который,
благодаря своей отваге, стал прославленным полководцем.

ХРОНОЛОГИЯ (примерная)   XVIII династия

Тутанхамон (1336-1327 до н. э.), правил 10 лет. Усыпальница KV 62
Эйе (1327-1323 до н. э.), правил 3 года. Усыпальница WL 23
Хоремхеб (1323-1295 до н. э.), правил 14 лет. Усыпальница KV 57
XIX династия
Рамсес I (1295-1294 до н. э.), правил 2 года. Усыпальница KV 16
Отец: Сети. Супруга: Ситра. Дети: Сети I и дочь Тиа.
Сети I (1294-1279 до н. э.), правил 15 лет. Усыпальница KV 17
Рамсес II (1279-1213 до н. э.), правил 66 лет. Усыпальница KV 7

Усыпальница Рамсеса 1 считается уникальным, сложным в
изготовлении сооружением, при строительстве данного объекта было
задействовано большое количество рабочих и инженеров, специалистов в
разных областях, которые выполняли очень сложную, тяжелую работу.
Расчетами при проектировании туннеля и подземных сооружений занимались
высококвалифицированные инженеры, которые проводили очень сложные
даже для нашего времени научные изыскания, итог их работы вызывает
восторг и уважение даже у современных ученых и строителей. Итог их
работы, которую организовал Рамсес 1,– это уникальное подземное
сооружение, которое простояло более трех тысяч лет, штукатурка находится в
хорошем состоянии, надписи, которые оставили жрецы того времени,
заслуживают особого внимания и всестороннего изучения.
Фрагмент поучительной речи фараона Рамсеса 1, обращенный к
далеким потомкам. Стандартное нравственно-духовное, художественное
произведение времен древних египтян. В данном обращении фараон 19
династии Рамсес 1 озвучивает духовные мысли, которые актуальны в любом
времени, и в любом обществе и месте, он верит, что его советы окажутся
полезными для потомков: будущие поколения будут вспоминать его добрым
словом. В своем обращении к потомкам Рамсес 1 подчеркивает, что это
сооружение сделано его усилиями, что он финансировал постройку этих
помещений, но дом этот подземный для всех далеких потомков, каждый
может зайти и изучать надписи, сделанные учеными-жрецами того времени.
Рамсес 1 советует: «Потребляйте больше духовную пищу, читайте и изучайте
астрономию! Астрономия может дать вам практические знания, как
определить стороны света по звездам, как определить время (часы) в темное
время суток, и много другой занятной информации, полезной в повседневной
жизни». Присутствует интересная версия от Рамсеса 1: Созвездие Дракона
называется ДРАКОН (в женском роде) вокруг нее 12 дочерей. Созвездие
ДРАКОН в классическом виде – это змей АПОП, но, как видно из текста,
возможны различные интерпретации.
Переведите данный текст, используя тот метод, о котором мы говорили
ранее в прошлых публикациях, используйте столбик, словарь, образец
перевода, и у вас должен получиться такой текст:

ПЕРЕВОД

«У вас взойдет мудрое семя,
моей водой, даваемой вам туннелями.
Укрепляющий сердца напиток ваша опора!
Объединяющие сердца ваши, астрономические мои туннели!
Вам, мой, радость наша, нами созданный наш, сделанный мной
защищает он меня!
Мне, мой, наш, дом там кружится ДРАКОН древний наш, созданное,
наше СОЗВЕЗДИЕ, видимое, в доме там она спящая ДРАКОН живет наша,
приведение наше.
В сумерках наших, дома наши. Начало наше – тебе, твоя, радость
наша.
Колонны вертикальные наши, горизонтально всегда наши глаза.
Тебе, РА, слышишь, звездами моими,
вашу, её правдивую вашу, дается прямо вам, ваша она стоящая прямо
заготовленная страной вашей.
Ваши отбрасывают двери ваши, знакомый вам след!
ЕЕ ДРАКОНА посередине СОЗВЕЗДИЕ, 12 созданий, 12 дочерей
узнаешь, в них узнаешь звездные часы. ((рядом с созвездием ДРАКОНА
находится созвездие БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА и созвездие МАЛЕНЬКАЯ
МЕДВЕДИЦА по этим созвездиям можно определять время (часы) и
стороны света))».
Основная часть надписей в усыпальнице Рамсеса I в настоящее время
не изучена и ожидает реальных исследователей, которые смогут изучить,
перевести и опубликовать этот интересный во всех смыслах ценный и
важный для науки материал, который оставили нам жрецы – ученые того
времени; и, кто знает, возможно, вам, современным школьникам, студентам
или просто увлеченным людям, удастся раскрыть забытые, научные знания,
ученых древнего Египта.

Феномен Рамсеса 1. ОПИСАНИЕ ФЕНОМЕНА: Надпись, сделанная
египетскими иероглифами. Один и тот же текст можно прочитать слева
направо и справа налево, причем не будет нарушена орфография и текст
сохранит общий смысл, хотя по факту это будут два разных текста. Ранее ни в
одном учебнике египетского языка такой вариант прочтения древних
надписей негде не встречается В 2019 году я делал перевод текста из усыпальницы Рамсеса 1 KV 16.
Изучаемый текст представляет собой хорошо сохранившуюся фреску, где
изображено созвездие ДРАКОНА в кругу 12 дочерей. 12 дочерей
символизируют 12 часов, в которых фактически находится созвездие
ДРАКОНА. Надписи возле ДРАКОНА поясняют, что здесь условно
изображены звездные часы. В надписи ЧАСЫ есть ошибочное написание,
надпись сделана задом наперед. Сама надпись находится обособлено, и
сделать такую надпись по ошибке невозможно. Такая ошибка сразу
бросается в глаза. Мной было сделано предположение, что текст каким-то
образом получился зеркальным; возможно, неопытный художник нанес
изображение задом наперед или случилась еще какая нелепость при
нанесении изображения на стены. Поэтому данный текст я перевел двумя
способами слева направо и справа налево. В итоге должен был получиться
один текст, связанный между собой, правильный, со смыслом, а второй текст
должен был получиться с орфографическими ошибками и лишенный всякого
смысла – как бы просто набор знаков. Таким образом, можно было
определить, в какую сторону читается данный текст. Во всех учебных
пособиях четко прописано, что все тексты читаются с той стороны, откуда
смотрят символические знаки, но это правило может действовать только на
лишенных ошибок надписях. После перевода этого текста разными
способами появились два адекватных текста без орфографических ошибок и
примерно с одним и тем же смысловым сюжетом, что, конечно, поставило
меня в тупик. Так как получиться случайно такой эффект не может. Можно
предположить, что жрецы сделали такую запись специально, чтобы
продемонстрировать некие навыки, которые они могли использовать при
создании различных надписей. Ни в одном учебном пособии раннее не
описывался подобный эффект. Можно предположить, что эта не единичная
надпись с подобным свойством, и, возможно, такой эффект встречается
часто?!
Читаем текст слева направо – с 1 по 12 столбик:
«Наше созвездие наблюдаемое, наше, созданные все. ДРАКОН –
это древнейшее наше, дом там ее, крутится она, моя! Мне, мои, созданный
нами, сделанный мной, защищающий меня радость наша, наши звездные мои
туннели. Ваша опора, объединяющая сердца ваши, укрепляющий сердца
напиток ваша вода, даваемая вам туннелями. У вас взойдут мудрые семена
мои!»
Читаем тот же текст справа налево – с 12 по 1 столбик:
«У вас взойдет мудрое семя, моей водой, даваемой вам туннелями,
укрепляющий сердца напиток ваша опора. Объединяющие сердца ваши,
звездные мои туннели вам, мои, радость наша. Нами созданный наш,
сделанный мной, защищает он меня. Мне, мой, наш дом, там она крутится
ДРАКОН – это древнейшее наше, созданное, наше созвездие, видимое»


                САРКОФАГ ДЛЯ КЛЕОПАТРЫ (ВЕРСИЯ)

    Версия об историческом археологическом открытии, сделанном в Александрии в 2018 году, высказывается версия о происхождении саркофага и возможная связь данного саркофага с царицей Клеопатрой.

                SARCOPHAGUS FOR CLEOPATRA (VERSION)

The version about the historical archaeological discovery made in Alexandria in 2018 expresses a version about the origin of the sarcophagus and the possible connection of this sarcophagus with Queen Cleopatra.


    Данные об Александрийском саркофаге. Известно, что в 2018 году в Александрии (Египет) был обнаружен огромный саркофаг из черного камня. Его размеры: длина 270 сантиметров, а высота 180. Саркофаг был найден случайно в ходе строительных работ на одной из улиц города в районе Сиди-Габер, когда рабочие наткнулись на небольшую узкую гробницу. Саркофаг не имеет надписей, и на нем нет никаких изображений и рисунков. При вскрытии были обнаружены три скелета, один из которых оказался женским. Вес саркофага составляет 30 тонн. Внутреннее содержание саркофага подверглось воздействию грунтовых вод, и по этой причине в саркофаге практически нечего не сохранилось. Только три скелета и четыре предмета из золота, три таблички со знаками и еще один непонятный фрагмент золота.

По нашей – Туктарова Ю.А. – версии, этот саркофаг принадлежит египетской царице Клеопатре VII Филопатор (69—30 гг. до н. э.) — последней царице Египта, прославленной благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию. В последние годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей Октавиана. Клеопатра была и остаётся одной из наиболее популярных античных личностей, запечатленных в кинофильмах и литературных произведениях. Клеопатра также известна как великая царица и прекрасный полководец, она устроила одну из масштабных битв в истории человечества – БИТВУ У МЫСА АКЦИЙ. Клеопатра приложила огромные усилия для создания мощного военного флота, под её управлением создавались сверхтяжелые боевые корабли, не имеющие аналогов.

      Кроме Клеопатры, по нашему мнению, в саркофаге оказались: Марк Антоний (лат. Marcus Antonius; предположительно 14 января 83 года до н. э. — 1 августа 30 года до н. э., Александрия Египетская) — древнеримский политик и военачальник, участник второго триумвирата 43—33 годов до н. э., трижды консул 44 до н. э., 34 до н. э. и 31 до н. э. И также высказываем версию, что в саркофаг по непонятным причинам положили двойника Марка Антония.

    Весной 30 года до н. э. Октавиан двинулся на Египет. К концу июля войска Октавиана появились под самой Александрией. Последние части, оставшиеся у Антония, одна за другой переходили на сторону Октавиана. 1 августа всё было кончено. Клеопатра с доверенными служанками заперлась в здании собственной гробницы. Антонию передали ложное известие о её самоубийстве. Антоний бросился на свой меч. Вскоре его, умирающего, женщины втянули в гробницу, и он умер на руках у рыдавшей над ним Клеопатры. Сама Клеопатра, зажав в руке кинжал, демонстрировала готовность к смерти, однако вступила в переговоры с посланцем Октавиана, позволила ему проникнуть в здание гробницы и обезоружить её. Видимо, Клеопатра ещё сохраняла слабую надежду соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним и удержать царство. Октавиан проявил меньше податливости к
соблазнению, чем Цезарь и Антоний. Вскоре влюблённый в Клеопатру римский офицер сообщил ей, что через три дня её отправят в Рим для триумфа Октавиана. Клеопатру предполагалось провести в цепях по улицам Рима как рабыню. Для Октавиана это было бы потрясающим мероприятием, так как многие враги Клеопатры обвиняли именно ее во всех бедах Рима. Клеопатра велела передать Октавиану заранее написанное письмо и заперлась со служанками. Октавиан получил письмо, в котором нашёл жалобы и просьбу похоронить её вместе с Антонием, и немедленно послал людей. Посланные нашли Клеопатру мёртвой в царской короне, на царском ритуальном ложе. Перед тем к Клеопатре прошёл жрец культа Амон–Ра с корзиной, полной прекрасных фруктов, не вызвавший подозрений у стражи. Клеопатра к тому времени была пленницей Октавиана, и за ней наблюдали римские стражники, не заметившие, что в корзине Клеопатре пронесли змею. Свидетели данного происшествия утверждали,
что на теле Клеопатры были чуть видны два лёгких укуса. Смерть Клеопатры 12 августа 30 года лишила Октавиана блестящей пленницы на его триумфе в Риме. В триумфальном шествии везли лишь её статую. Праздник был испорчен, так как многие хотели увидеть живую Клеопатру: молва о её красоте будоражила умы и врагов, и поклонников Клеопатры. Очевидно, что все от мала до велика были покорены её обаянием, очарованы её красотой, легенды о ней слагались во всех концах цивилизованного мира. Октавиан же на параде выглядел как триумфатор, победитель, и многие восхищались им, и также возлагали на него большие надежды в будущем.

       Октавиану пришлось заниматься похоронами Клеопатры. Но так как они были заклятыми врагами, то, очевидно, похороны были простыми и незатейливыми. Для Октавиана возникла проблема захоронения Клеопатры. Сама Клеопатра еще при жизни почиталась в Египте как воплощение богини. И если ей устроить некий мемориал, то туда будут приходить толпы паломников и патриотов египетской независимости, которые будут проклинать Октавиана и вынашивать план по освобождению Египта от иноземных захватчиков. По этой причине Клеопатру похоронили по-тихому, чтобы никто не знал о захоронении. В неприметном месте на большой глубине, в огромном и тяжелом – тридцати тонном – саркофаге захоронили царицу. Достать её и перезахоронить с почестями в каком-нибудь знаковом месте, где ей будут поклоняться благодарные потомки, было для Октавиана недопустимо. Последняя воля Клеопатры была похоронить её с Марком Антонием, и эту просьбу Октавиану выполнить было несложно. И в саркофаг к Клеопатре положили тело Марка Антония.

  Полагаем, что Клеопатра на своих мероприятиях часто использовала двойника Марка Антония, и Октавиан, не вникая в суть дела, также велел положить в саркофаг двойника Марка Антония. Версия о двойнике Марка Антония принималась разными античными авторами, упоминавшими, что у Марка Антония были проблемы с алкоголем, и Клеопатра могла заменять его на важных мероприятиях двойником, чтобы демонстрировать подданным, что в царской семье все в порядке. Нужно также учесть, что Октавиан отчитывался за свои дела перед римским сенатом, и в Риме могли принять решение о перезахоронении Марка Антония в Риме, так как он был военачальником, КОНСУЛОМ: имел заслуги перед Римом. В этом случае Октавиан в любое время мог из саркофага достать останки Марка Антония и передать их представителям сената для захоронения в Риме со всеми почестями. Тела Клеопатры, Марка Антония и предположительно двойника Марка Антония по традиции того времени были мумифицированы и замотаны в бинты, на каждую мумию была приклеена знаковая табличка из золота на случай, чтобы не перепутать тела. Версию о том, что Октавиан все-таки выбрал такой способ захоронения Клеопатры, считаем убедительной. В принципе он мог сжечь тела Клеопатры и Марка Антония, но в нашей версии он выбрал египетскую традицию. Октавиан был образованным и дальновидным полководцем, сенатором и, очевидно, хорошо знал традиций и обычаи разных стран и народов. В Египте существовала традиция, что новый правитель должен похоронить предыдущего правителя определенным образом и с определенными почестями: в ритуале должны были участвовать представители духовенства. В таком случае считалось, что трон переходит законно и новый правитель является полноправным царем. Формально Октавиан выполнил все требования по данной традиции и перед представителями религии древних египтян считался вполне адекватным представителем новой власти. В 2018 году в саркофаге были обнаружены три таблички из золотой фольги. На первой изображена змея, очевидно, что это знак Клеопатры, на второй табличке изображен мак – символ Марка Антония, и на третьей табличке изображен колос пшеницы – это знак простолюдина (версия, что это был двойник Марка Антония). По египетским традициям процесс мумификации проходит очень долго. Тело обрабатывается специальным образом: из плоти убирается влага и другие сложные химические и физические процессы. Для Октавиана, конечно, это не имело никакого значения. Поэтому нами принимается сложившаяся версия, что он велел сотруднику ритуальной службы того времени просто замотать в бинты три тела и на каждое тело приклеить по табличке из золотой фольги с соответствующими рисунками. После окончания этой процедуры у сотрудника ритуальной службы остался небольшой кусочек фольги, который он положил в саркофаг. Также возникла версия о появления в саркофаге непонятного фрагмента золота. Возможно, Октавиан пригласил несколько верховных жрецов культа Амона-Ра и продемонстрировал им огромный саркофаг и три тела, замотанные в бинты, потом при них закрыли крышку и опустили в туннель и засыпали.
Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, Octavianus Augustus, при рождении — Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября  63 года до н.э., Рим — 19 августа 14 года н.э., Нола) — древнеримский политический деятель, основатель Римской империи. 13 раз занимал должность консула (43 год до н. э., 33 до н. э., ежегодно с 31 до 23 до н. э., 5 до н. э., 2 до н. э.), с 12 года до н. э. — великий понтифик, с 23 года до н. э. обладал полномочиями трибуна (tribunicia potestas), во 2 году до н. э. получил почётный титул «отец отечества» (pater patriae). Октавиан считается одним из талантливых полководцев, стратегов, сенаторов. После победы его над Клеопатрой и Марком Антонием – благодаря
его политическим талантам – в Египте не возникает крупных восстаний или
вооруженных движений против Рима.




                СЕНЕТ ЛЮБИМАЯ ИГРА ФАРАОНОВ

   Одна из самых древних игр, любимая игра фараонов и цариц древнего Египта. История происхождения, описание найденных экземпляров, предполагаемые правила по которым играли в Сенет



                SENET IS THE FAVORITE GAME OF THE PHARAOHS

   One of the most ancient games, the favorite game of the pharaohs and queens of ancient Egypt. History of origin, description of the specimens found, the alleged rules by which they played Senet



    По одной легенде, изобрёл эту игру древнеегипетский бог знаний ТОТ для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие (она не могла родить детей ни в один из 360 дней года). Дело в том, что богиня Нут (небо) и бог Геб (земля) никогда не расставались, и у них было огромное количество детей, таким образом, бог РА (солнце) пытался их остановить. На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре.

Эта игра очень древняя и известна с додинастического периода (ок. 5000 лет до н. э.), в более поздние времена стала ассоциироваться с мифологическим путешествием в потусторонний мир. Игра упомянута в древнеегипетской «Книге мёртвых» и в других религиозных текстах Нового Царства, а также в мифах, очень часто попадаются древние изображение самой игры и людей и даже животных играющих в СЕНЕТ.

Первые находки игровых наборов СЕНЕТ были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти игровые доски с фигурками древними шахматами или шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними мало общего.
Один экземпляр этой игры был обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона. Гробница Тутанхамона (KV62) — древнеегипетская гробница в Долине Царей, в которой в ходе раскопок Говардом Картером и археологом-любителем лордом Джорджем Карнарвоном в 1922 году была обнаружена мумия фараона Тутанхамона, скончавшегося около 1327 года до н. э. Открытие гробницы стало одним из крупнейших событием в истории египтологии и мировой археологии; гробница одна из немногих, сохранивших наиболее ценные артефакты, в том числе прекрасно сохранившийся экземпляр игры СЕНЕТ.

Найденный хорошо сохранившийся экземпляр это Доска 3;10, расчерченная на клетки, представляет собой одну дорожку, уложенную в три «слоя». Путь фишек представляет собой дорожку по маршруту в виде латинской Z от первого ряда к последнему. Цель игры — вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику. В игре применялась несимметричная система разметки, символизирующая ловушки и обозначенные иероглифами, («Дома »), имеющими определенное значение. Считается, что каждая клетка СЕНЕТА символизирует некий «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство. Игровое значение имеют пять «Домов»:


Поле № 15 («Дом Возрождения») — здесь заново вводятся в игру фишки, которые «погибают» в («водах хауса») это поле № 27. Фишку, которая находится в этом доме нельзя срубить она защищена. Если, к примеру, на клетке № 15 стоит фишка и другая фишка тонет на игровом поле № 27 — («Дом Воды») то она встает в свободную клетку за («Домом Возрождения») Выйти из этого дома можно только при одном условии, если у вас выпадет в следующем броске цифра «1»

Поле № 26 — («Дом Уннефера»), отмеченный изображением иероглифа «нефер» («хорошо») омоложение и в конечном итоге — подготовку к вечной жизни. По достижении «Дома Красоты» (и вообще, во всех главных «Домах») фишка не может быть срубленной, рубить и ходить назад. Выйти из этого дома можно только при одном условии, если у вас выпадет в следующем броске цифра «5», при такой комбинации считается что фишка закончила игру и её можно убрать с игрового поля.

Поле № 27 — («Дом Воды») или (« Воды хауса»). Основная ловушка в игре. На нём символически изображались Воды Хаоса — сквозь них солнечный диск бога Ра плыл на барке перед тем, как взойти на рассвете. Грешники, которым было отказано в месте на барке, тонули. Фишка, которая останавливалась здесь, не проходила испытания и снималась с доски. «Утонувшая» фишка «возрождалась» в «Доме Возрождения» Поле № 15.

Поле № 28 — «Дом бога ТОТА». Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выпадет число «3», при такой комбинации считается что фишка закончила игру и её можно убрать с игрового поля, при любом другом результате остаётся на месте.

Поле № 29 — «Дом бога ГОРА», — изображение двух коленопреклонённых человеческих фигур это символическое изображение созвездия близнецы, древние египтяне ассоциировали бога ГОРА с созвездием близнецы. Фишка, попавшая в этот дом, может покинуть доску, только если выпадет число «2», при другом результате остаётся на месте.

      Генератор случайных чисел.
Что бы играть в эту игру нужен генератор случайных чисел, в современных играх используют шестигранный кубик. Игроки подбрасывают игровой кубик, после остановки на верхней стороне кубика будет число от одного до шести, таким образом, игрок получает ход для своей Фишки. Египтяне не знали такого кубика и для получения случайного числа использовали 4 небольших палочки с отметкой на одной стороне. Их бросали и считали упавшие чистой стороной вверх. Эти «кости» легко сделать из палочек для мороженого.


1 палка упала белой стороной вверх – 1 очко, можно передвинуть фишку на одну клетку.
2 упали белой стороной вверх – 2 очка
3 упали белой стороной вверх – 3 очка
4 упали белой стороной вверх – 4 очка
4 упали темной стороной вверх – 5 очков




Перед началом игры разыгрывается очередность хода у кого будет наибольшее выпавшее число тот и ходит первым. В игре участвуют 5 фишек одного игрока и 5 фишек другого игрока. Возможно, фишки называли (бойцами) потому что между ними происходило условное противостояние. Вначале игры все фишки находились за пределами игрового поля. Игрок кидал палочки и двигал своего бойца на игровое поле согласно числу, которое выпадало, начиная с первой клетки в сторону 30 клетки. На одном квадрате может находиться лишь одна фишка. Так же при ходе боец может проходить над своими и чужими фишками при условии, что конечный квадрат незанят. Двигаться можно только вперед назад бойцы не ходят. В случае если не один из бойцов не может сходить (все квадраты заняты или заблокированы другим игроком) то игрок пропускает ход.
БОЙ МЕЖДУ БОЙЦАМИ: Если фишка шагает на клетку, где уже находится фигура противника, происходит бой: последняя фишка отправляется на тот квадрат, с которого бьющая фишка начала свой ход. Проще говоря, они меняются местами. Если две и более фишки одного игрока стоят рядом по ходу движения, их нельзя рубить – считается, что они «охраняют» друг друга.

Допустим, вы захотите поиграть в эту игру дома или в гостях или в клубе и даже на природе на пляже, в эту игру можно играть компанией из двух и более человек, правила будут такие же, как и для игры вдвоем. Единственное изменение для большего количества игроков это количество фишек.

2 игрока по 5 фишек
3 игрока по 4 фишки
4 игрока по 3 фишки
5 игроков по 2 фишки
6 игроков по 1 фишки

При таком соотношении фишек время одной игры будет составлять примерно от одного часа до двух часов. Считается что оригинальных правил, к этой игре не сохранилось и у разных авторов возможны различные вариации. Многие интересующиеся этой темой исследователи пытаются найти более точное и подробное описание правил этой игры в самих древних источниках, папирусах, настенных фресках и поэтому тайна игры СЕНЕТ еще до конца нераскрыта.







                ЩИТ ФАРАОНА ТУТАНХАМОНА

   Молодой фараон Тутанхамон собирает небольшую мобильную армию
и выдвигается в Нубию. В Египетской империи происходит развал, и многие считают, что новый фараон не сможет остановить распад империи после
неудачного правления Эхнатона. Но Тутанхамон, ведомый своим учителем,
наносит сокрушительный удар по изменникам, вскоре ни у кого не возникает
иллюзии, что империю ждет крах. Тутанхамон сможет восстановить порядок.
Нубийские заговорщики разбиты, тысячи пленных нубийских солдат
готовятся для северной кампании Тутанхамона против хеттов.



               

                PHAROOH TUTANKHAMON'S SHIELD

    The young pharaoh Tutankhamun collects a small mobile army and
advances to Nubia. The Egyptian Empire is collapsing and many believe that the
new pharaoh will not be able to stop the collapse of the empire after the
unsuccessful reign of Akhenaten. But Tutankhamun, led by his teacher, deals a
crushing blow to the traitors, soon no one has the illusion that the empire will
collapse. Tutankhamun will be able to restore order. The Nubian conspirators have
been defeated, thousands of captured Nubian soldiers are preparing for
Tutankhamun's northern campaign against the Hittites.


        Уникальный материал по истории древнего Египта оставил нам
(потомкам) наместник Нубии Аменхотеп Хеви: усыпальница TT 40
Фиванский некрополь Курнет Мурай Шейх Абу-Эль Курна 1336-1327 (?) год
до н.э. Изображения, сделанные в усыпальнице ТТ 40, интересны с точки
зрения изучения исторических событий, которые происходили более трех
тысяч лет назад.
Во время изучения изображений и прочтения надписей на стенах этой
усыпальницы открывается потрясающая картина подлинной жизни простых
людей и величайшего фараона того времени. Все изображения хорошо
продуманы и сделаны в хорошей логической последовательности, что очень
облегчает ученым, исследователям и людям, интересующимся историей
понять тот материал, который хотел донести до нас сам автор. Автором в
данном случае мы подразумеваем самого наместника Нубии, чиновника
Хеви, так как в процессе изучения становится очевидным, что он самолично
проводил редакцию этих изображений, для него сделать гробницу по
традициям того времени оказалось не просто некой формальностью или
данью уважения традициям, а, как показывают исследования, Хеви в
реальном смысле вложил душу в эти изображения. В современном мире
материал по данной теме отсутствует, поэтому за реалистичную картину
событий того времени можно использовать данные изображения с текстом.
    Хотя время и люди (вандалы) частично уничтожили уникальные
фрески, но материала еще предостаточно для изучения. Сами изображения
конкретно воспроизводят прибытие Хеви в Фивы из Нубии. Они не носят
религиозной направленности: их можно охарактеризовать как
документалистику. Чиновник Хеви решил изобразить самые яркие события в
своей жизни, поэтому это очень ценный материал для понимания далёкого
прошлого. Есть признаки, по которым можно утверждать, что данный
материал реальный, а не выдуманная история некоего чиновника, который
хотел бы прославить себя. На фреске очень точно изображены щиты,
которые были найдены в усыпальнице Тутанхамона, теперь становится
понятно, кто изготовил эти щиты и где, и как они оказались у фараона
Тутанхамона.
Само искусство древних египтян имеет символический характер,
поэтому по самим изображениям можно сделать некоторые выводы. Само
собою, возникает вопрос, был ли жив Тутанхамон на момент, когда делались
данные изображения? Сам Тутанхамон занимает практически ключевые
места в данных изображениях. Поэтому можно смело утверждать, что
Тутанхамон пользовался уважением среди своих подданных, и они его очень
любили. Самое крайнее справа изображение: Тутанхамон сидит на троне со
всеми атрибутами власти и в парадном одеянии. Рядом находится наместник
Нубии Хеви, в руках он держит перо истины и указывает на Тутанхамона;
также он держит (крюк) символ, означающий правителя, и сложенный
кусочек материи (такой символ используется для передачи слова:
«последний»). Таким образом, можно предположить, что он «говорит» нам:
это ИСТИННЫЙ ПРАВИТЕЛЬ ПОСЛЕДНИЙ. Такую фразу можно сказать
только после смерти Тутанхамона, так как при жизни Тутанхамона нельзя
прогнозировать, что он последний, потому что у него может быть сын,
который займет трон и, таким образом, Тутанхамон будет не последним. Но
сама эта история имеет место быть при жизни Тутанхамона, так как он сидит
в сандалиях (у египтян было такое правило – изображать живых в
сандалиях), и имеется надпись, что Хеви не может вернуться в Нубию, так
как правитель (Тутанхамон) призвал его для очень важного дела.
Следующее изображения – это различные дары, которые привезли
побежденные нубийцы, здесь изображено золото в слитках, различные
предметы искусства и сами щиты, о которых мы говорили ранее. Рядом под
щитами находится запись, которую можно расценить как начало текста,
потом записи располагаются справа налево и сверху вниз. Предлагаем
предварительный перевод:

«1. Золото дают сами. 2. Вельможи отпущенные. 3. Вельможа ХЕБА
правитель хороший. 4. Из всяких далеких краев – свита великая. 5. Двигаясь
из Нубии, несет тебе с поклоном лучшее, что выбрал господин из далеких
краев – царских провинций. Причалил в Фивы царской провинции
прекрасный наместник Нубии, учитель честный. 6. Великие вельможи твой
далекие говорят они! О ! прямо ты царь-учитель, город показываешь
прекрасных племен. Там давай мы парус поставим тебе, живого любим тебя.
– Парус нужен, чтобы вернуться в Нубию, – намек на то, что они хотят
вернуться с наместником обратно в Нубию и что они его очень любят. 7 .
Великим вельможам твоим далеким говоришь сам, галактик великих мощнее
господин настоящий этот призывает тебя, снимаем мы паруса, прекраснее
поставим тебе твой мы правдивым голосом твоим. 8. Говорят их этот
правитель! Да Живи! Процветай! Здравствуй! Прекрасной семьей
обзаводись, восходящее само это светило. Множество вещей, знания
дающий, слушать господина правдивого бесконечно мы давай будем, будем,
давай! Господин сильный выходящий красиво из людей – это наместник,
держит вначале сам вернувшийся это, держит сам, славный господин земной
гостеприимный наместник Нубии царский писарь Амен-Хотеп учитель!
живая опора земная».
   Большая часть текста еще не переведена и находится на редакции, но
даже по этим небольшим фрагментам становится очевидным, что данная
история заслуживает очень серьезного изучения.
Исторический артефакт: изображение из усыпальницы наместника
Нубии Хеви TT 40.
Данное изображение очень интересно с точки зрения исследования, так
как наместник Нубии Хеви изобразил с большой точностью оригинальные
щиты, найденные в усыпальнице Тутанхамона KV 62. Щиты имеют
примерно одинаковый размер: высота 88 см. и ширина 55 см. Справа налево
два парадных позолоченных щита с интересными надписями. Третий щит
справа налево уже боевой, на самом щите закреплена небольшая табличка с
именем фараона Тутанхамона. Очевидно, что данный щит предназначался
непосредственно Тутанхамону для использования по назначению, для
участия в самих боевых сражениях. Также изображены три щита без
обозначения и надписей, можно предположить, что эти щиты должны
держать телохранители фараона. На стенах усыпальницы TT 40 имеются
очень любопытные надписи. Сам Хеви пишет, что все эти вещи он привез из
Нубии, самолично держал эти вещи в своих руках.
На одном из четырех церемониальных щитов, найденных в
усыпальнице фараона Тутанхамона KV 62, имеется надпись: «По-настоящему содрогаются, провинции великие! Чужеземцев господин города
захватывает! Подобно сыну (богини) НУТ набрасывается! Подобен АМОНУ
доблесть Фив! Царь трудолюбивый господин земной Небхепрура живой!
Сын РА любимый Тутанхамон солнцу подобный!»
Найденные в усыпальнице Тутанхамона KV 62 щиты изображены в
усыпальнице наместника Нубии Хеви, из надписей на стенах этой гробницы
ТТ 40 становится понятно, что сами изображения сделаны уже после смерти
фараона Тутанхамона, и Тутанхамон никакого отношения не имеет к
изготовлению этих изображений, также как и к изготовлению этих щитов.
Эти щиты, как и множество других предметов, были подарены фараону
Тутанхамону убийцами, причем имеется надпись, где указано, что эти вещи
дарят сами отпущенные нубийцы. Соответственно, получается, что
Тутанхамон сначала отпустил пленных, и потом они преподнесли ему эти
дары. Сам наместник подчеркивает, что эти вещи НЕ ДАНЬ и НЕ ВЫКУП за
пленных заложников, а добровольные подарки, которые собрал вождь
нубийских племен Хеба.
     Сам Хеба изображен на самом верху на коленях перед Тутанхамоном,
как раз рядом с позолоченными щитами. На самом деле есть огромное
количество артефактов, подтверждающих, что Тутанхамон постоянно
проводил военные кампании, в которых он участвовал сам и одерживал
победы в масштабных сражениях того времени.


               



                ТУТАНХАМОН НА КОЛЕСНИЦЕ


Из множества правителей Древнего Египта фараон Тутанхамон,
правивший приблизительно в 1332-1323 годах до нашей эры, наверное,
самый известный. Этот повелитель Египта прославился благодаря
религиозной реформе, вернувшей Египту статус язычества и отказ от
монотеизма. Как считают историки-египтологи, ещё фараон вёл довольно
успешные войны в Нубии и Сирии. Кроме этого фараон Тутанхамон был
превосходным охотником и самолично снабжал свою внушительную армию
провизией, добывая её в далеких походах.



            


                TUTANKHAMUN ON A CHARIOT


Of the many rulers of ancient Egypt, Pharaoh Tutankhamen, who ruled
around 1332-1323 BC, is probably the most famous. This ruler of Egypt became
famous thanks to the religious reform that returned the status of paganism to Egypt
and the rejection of monotheism. According to historians-Egyptologists, even the
pharaoh waged quite successful wars in Nubia and Syria. In addition, Pharaoh
Tutankhamen was an excellent hunter and personally supplied his impressive army
with provisions, getting it on distant campaigns.




                Один из самых интересных и затейливо украшенных предметов в
гробнице фараона Тутанхамона это деревянный сундук, который был найден
в вестибюле, в усыпальнице Тутанхамона. Сундук KV 62 иллюстрирует
тяжелые кровопролитные битвы. По обе стороны поля происходит
ожесточенное противостояние; здесь изображен сам фараон Тутанхамон в
своей колеснице, сражающийся с нубийцами. С другой стороны царь
сражается с Хеттами. Изогнутая крышка разделена на две части, каждая из
которых имеет горизонтальную панель, изображающую фараона
Тутанхамона, преследующего диких животных. На каждой из меньших
сторон есть два изображения Тутанхамона в виде сфинкса, попирающего
своих врагов. Расписной ларец фараона Тутанхамона (XVIII династия
хранится в Египетском музее (Каир). Сюжет росписи – фараон Тутанхамон
на боевой колеснице. Из множества правителей Древнего Египта фараон
Тутанхамон, правивший приблизительно в 1332–1323 годах до нашей эры,
наверное, самый известный. Этот повелитель Египта прославился благодаря
религиозной реформе, вернувшей Египту статус язычества и отказ от
монотеизма. Как считают историки-египтологи, ещё фараон вёл довольно
успешные войны в Нубии и Сирии. Кроме этого фараон Тутанхамон был
превосходным охотником и самолично снабжал свою внушительную армию
провизией, добывая её в далеких походах.

На момент смерти юному фараону предположительно было всего
19 лет. Многих египтологов собственно и заинтересовал этот расписной
ларец фараона Тутанхамона и его содержимое. Этот расписной ларец
находился в передней комнате гробницы Тутанхамона. Все, кто видел его
впервые, были поражены качеством рисунков. Материалы – дерево,
штукатурка, роспись. Высота ларца 44 см, длина 61 см, ширина 43 см.
Экспонат выставлен в зале Каирского музея. Тематика рисунков традиционна
– победа фараона над врагами (нубийцы и хетты). Вражеские государства
представляли по верованиям египтян обитель зла и хаоса, а повелитель
Египта являлся хранителем вселенского порядка. На широких сторонах
Тутанхамон изображен на колеснице. Он сам управляет лошадьми и при
этом руками натягивает лук. На узких сторонах ларца фараон изображен в
виде сфинкса, который топчет своих врагов с севера и юга.
На крышке изображены великолепные сцены охоты. Фараон
Тутанхамон ловко стреляет в антилоп, а на другом изображении охотится на
львов. Предлагаем наш перевод изображения, где фараон Тутанхамон
охотится в Сирии на антилоп:

Настоящий горизонт готовит блестящее утро!
Земная божественная кобра он!
Засиявший на лошадях подобно восходящему солнцу моему!
Затрофеил он рыжих больших найденных им антилоп множество!
Правителям благородным далекого края служит величество учителем,
он снабжение готовит хорошо!
Настоящий Небхепрура сын солнца Тутанхамон!
Солнцеликий! Будь ты жив! Будь ты здоров! Будь ты невредим!

На самом деле повторимся – есть огромное количество артефактов
подтверждающих, что Тутанхамон постоянно проводил военные компании в
которых он участвовал сам и одерживал победы в масштабных сражениях
того времени. Кроме этого фараон Тутанхамон был превосходным
охотником и самолично снабжал свою внушительную армию провизией,
добывая её в далеких походах.









         СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ НАУЧНЫХ РАБОТ Ю.А. Туктарова

2018

1.
УДК 003.322 СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XX межрегиональной молодежной научно-практической конференции (Иркутск, 15 апреля 2018 года) С. 47 - 54

2.
УДК 003.322 АТЛАС ЗВЕЗДНОГО НЕБА ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXI межрегиональной молодежной научно-практической конференции (Иркутск, 9 декабря 2018 года) С. 109 - 117

2019

3.
УДК 003.322 ОБРАЩЕНИЕ РАМСЕСА I К ПОТОМКАМ Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXII межрегиональной молодежной научно-практической конференции (Иркутск, 21 апреля 2019 года) С. 78 - 86

4.
УДК 929 МЕДАЛЬ «ЗА ОТВАГУ» АЛЕКСАНДРОВА ГЕОРГИЯ ФЕДОРОВИЧА Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXIII межрегиональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 8 декабря 2019 года) С. 132 – 138

5.
УДК 003.322 ОБЗОР УЧЕБНИКА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ЯЗЫКА (См.: И.В. Ботанцов, Д.В. Ботанцов. «Основы древнеегипетского языка. Учебное пособие /3-е изд., исправл. и дополн. – М.: «ФЛИНТА», 2015. – 288 с.) Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXIII межрегиональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 8 декабря 2019 года) С. 138 – 141

2020

6.
УДК 003.322 САРКОФАГ ДЛЯ КЛЕОПАТРЫ (ВЕРСИЯ) Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXIV межрегиональной молодежной научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 13 декабря 2020 года) С. 100 - 104

7.
УДК 929 ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ АЛЕКСАНДРОВА ЮРИЯ ГЕОРГИЕВИЧА Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXIV межрегиональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 13 декабря 2020 года) С. 175 – 180

8.
УДК 929 « МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА » НОЗДРИНОЙ КСЕНИИ ФЕДОРОВНЫ Ю.А. Туктаров РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXIV межрегиональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 13 декабря 2020 года) С. 186 – 189

2021

9.
УДК 003.322 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Материалы XXV Всероссийской молодёжной научно-практической
конференции с международным участием (Иркутск, 18 апреля 2021 года) ст. 103

10.
УДК 929 ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ТУКТАРОВА ГЕОРГИЯ ИЛЬИЧА
Материалы XXV Всероссийской молодёжной научно-практической
конференции с международным участием (Иркутск, 18 апреля 2021 года) ст. 120

11.
УДК 929 МЕДАЛЬ «ВЕТЕРАН ТРУДА» ЗАНДЕР ТАМАРЫ ГЕОРГИЕВНЫ
Материалы XXVI региональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием. (Иркутск, 12 декабря 2021 года) Страницы: 95-98

12.
УДК 003.322 СЕНЕТ - ЛЮБИМАЯ ИГРА ФАРАОНОВ
Материалы XXVI региональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием. (Иркутск, 12 декабря 2021 года) Страницы: 98-101



2022

13.
УДК 003.322 ЩИТ ФАРАОНА ТУТАНХАМОНА
Материалы XXVII региональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием. (Иркутск, 23 апреля 2022 года) Страницы: 93-98

14.
КРАЕВЕДЕНЬЕ УДК 929 ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ НОЗДРИНА ИЛЬИ ЕГОРОВИЧА
Материалы XXVII региональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием. (Иркутск, 23 апреля 2022 года) Страницы: 116-120

15. УДК 003.322

ТУТАНХАМОН НА КОЛЕСНИЦЕ
Материалы XXVIII региональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием. (Иркутск, 17 декабря 2022 года) Страницы: 95 - 98