Заметки мимоходом. 1 - 29 февраля 2020 г

Виктор Балдоржиев
1 февраля
Дело не в том, что кто-то заставляет подпрыгивать, а в том, что подпрыгивают.

* * *

Не занимаюсь выдумками и чем-то абстрактным. Меня интересуют факты, целесообразность, необходимость, результативность. Отсюда стремление к документальным материалам о конкретных людях, явлениях и т. д. и т. п.
И ещё: люди всё время просят чему-то научить, а я думаю - читать надо, правильно читать.

* * *

Чем красивее упаковывают вещь или продукт, тем бесполезнее и вреднее она для человека.

* * *

Мой опыт. Не покидай своё тело, никому его не отдавай, находись в нём. Только тогда ты сможешь вылечить его.

* * *

Вернулся к оцифровке кинохроники. Людей узнать трудно. Да и как узнаешь? Десятилетия миновали. Стал предлагать читателям: "Оцифровывая старые киноплёнки и монтируя ролики, очень трудно определить запечатлённых на них людей, события, места. Вот фрагмент №70, я предполагаю, что здесь сняты моменты выступления коллектива художественной самодеятельности Хара-Шибири, колхоза им. Кирова Могойтуйского района Агинского округа.
Или я ошибаюсь? Кто подскажет? Тут 8 минут. Это очень много! Столько людей, лиц, жестов, моментов. Все они чьи-то родные, бабушки, дедушки, отцы, матери…
Узнайте их. Это события, вероятно, конца 1980-х годов".
Дело пошло. Народ откликнулся.

2 февраля - 9 февраля.
Занимался кино и фото хроникой. Почти весь Агинский округ собрал. Это заказные материалы. Все заказы публикую в своём ЖЖ. Адрес: https://azarovskiy.livejournal.com/ или просто ЖЖ Азаровский Онлайн-издательство "Ваша тема?". Темы разные и их много, стали заказывать.
- Село Узон. Исторические фото и текст.
- Кинохроника Агинского округа.Там набралось 20 минут. Есть ещё. Надо искать.Очень много зрителей. Думаю, что все современные жители Агинского округа без труда узнают своих родных, близких, друзей, самих себя.
- Ага-Хангил. Исторические фото и текст. Об Ага-Хангиле, как и о любом селе, можно написать целую книгу, где в одной главе можно будет сказать о выдающихся певцах и певицах, например, Лхарасаране Линхобоине, Хажидме Аюржанаевой, а также выдающихся голосах, не продолживших образование в городах, но чарующих народ своим искусством на месте и в прошлом, и в наши дни.
- Команда лучников Могойтуйского района. Год съёмки неизвестен. Вероятно, конец 1970-х или начало 1980-х годов. Узнаю - Галину Архипову и многих могойтуйцев. Все молодые, сильные. Соревнуются с командой колхоза "Гигант", где тоже сильные лучники. Снимал Дондок Халзаевич Халзаев.
Очень впечатляющее зрелище. Сохраните ролик для себя! Вам пригодятся эти кадры! При оцифровке были большие трудности. Больше нигде таких кадров не увидите.
- Нижний Цасучей в 1985 году.
- Эти чудом сохранившиеся, прошедшие через сложнейшую оцифровку, кадры сегодня уникальны. В них запечатлены люди, празднующие 40-летие Агинского Бурятского округа. Здесь все сёла и колхоза, представленные коллективами спортсменов и художественной самодеятельности, тут же – зрители всех возрастов.
Нет никаких сомнений в том, что современники узнают здесь своих родных, близких, друзей, одноклассников, а многие – и самих себя.
Такими были люди Агинского Бурятского округа в 1977 году.
Счастливое время! Ролик называется "На стадионе все!"
- Таптанай - кладезь истории. Фото и текст. Если серьёзно взяться за тему Таптаная, то вполне вероятно, что может получиться исторический роман во многих томах. Конечно, каждое село или человек – книга, но Таптанай для бурят-монголов – особый случай. И случай этот всё ещё на слуху и будоражит умы пытливых исследователей.
Недавно я писал очерки о людях Дульдургинского района. Всё шло гладко, но Таптанай меня задержал. Как можно описать жизнь и судьбу отдельных людей, не сказав о других? Что мы знаем о Саханае, который так близок к Алханаю? И почему именно в Таптанае должны были развиться роды Бадмаевых, Тумуновы, Гомбоевых, Дамдиновых и многих других людей, их культура и образование, благодаря которым бурят-монголы стали известны на большом географическом пространстве?
- Кинохроника 1970-1980-х. Ононский район. Художественная самодеятельность.
- Цаган-Оль, Сагаан Уула - земля героев. Текст и фото
- Токчин - дыхание веков. Текст и фото
- Краткое определение Зугалая. Текст, фото, видео
29 января 2019 года в Улан-Удэ был открыт спортивный комплекс «Зугалай». Это означает, что название спорткомплекса у создателей и организаторов не вызывало сомнения изначально: это честь, слава, память и продолжение достижений многих и многих жителей села Зугалай.
Это годы и десятилетия труда и побед! Это уже признание непоколебимости устоявшихся свойств и качеств будущих зугалайцев!
- Зуткулей – средоточие духа забайкальских бурят. Текст, фото, видео. Зуткулей на слуху каждого забайкальского бурята, ибо Зуткулей – средоточие духа забайкальских бурят. Слово сказано. Значит, есть обоснования...

* * *

Для занятий кино и фото хроникой, а также историческими текстами нужны время и деньги. Всего неделя занятий дала потрясающие результаты. Десятки тысяч зрителей и читателей! В общем, люди жаждут справедливости и духовности. Архив за десятилетия у меня  накоплен огромный. И всё это надо публиковать. Может быть, кому-то нужны материалы оттуда?

* * *

Наряду с хроникой были и другие занятия...

3 февраля

Иногда меня вкрадчиво спрашивают: каковы мои отношения с начальством? Странно… Мы же не супруги.

* * *

Удивительно тепло. Не было рождественских и крещенских? Получите в феврале -40-45, а через неделю +2. Каково?

* * *

У нас народ сетует, что попавшиеся на воровстве их главы и бухгалтера как-то до смешного мало, по сравнению с другими, украли. Один – 600 тысяч, другая – 700 тысяч. А чего удивляться? Сколько дают, столько и воруют…

* * *

В Буряад-Унэн продолжают публиковать мои Мысли вслух. Надо бы это "громадьё мыслей", которое я "наваял" за десятилетия, привести в порядок. Может быть, они, действительно, пригодятся кому-то.

* * *

5 февраля

Трудам дружить с печалью не пристало,
С рождения нам всем дано немало…
Так в юности, на службу уходя,
Я слушал марш чарующего Глинки,
И звёзды – паутинки, золотинки,
Мигали сквозь туман после дождя.

Но в зрелости бывало: к разговорам
Я приступал и извлекал со спором
С каких-то мне неведомых глубин,
Незримые, но явные, крупицы,
Меняя естество… И все частицы
Ступенями слагались до вершин.

Пройдя по ним, спешу обратно к людям.
Неужто мы былое позабудем?
История со мною говорит
Снаружи, изнутри или с изнанки.
Ведь я – монгол! Прощание славянки,
Как реквием империям звучит…

* * *

- Как Вы узнали обо мне?
- Часто слышал на разных заседаниях «Эта сволочь Балдоржиев», вот и решил познакомиться с Вами…

* * *

Теория эволюции: выживает тот, кто выживает, но не тот, кто выжидает.

* * *

7 февраля
Паспортистка спросила:
- Вам - 16. В свидетельстве – Цырен-Ханда, в других документах – Виктор. Как писать?
- Цырен-Ханда.
Пусть хоть имя сохранится бурятское… Шёл 1970-й год.

* * *

Народ, как и человек, – всегда промежуточное звено в бесконечной цепи эволюции. Исчезнуть, оказавшись в эволюционном тупике очень просто: надо законсервироваться и всё время подчёркивать свою особенность.

* * *

История образования бурят-монголов отражена в газетной полосе, которая набрана 3 шрифтами - старомонгольским, латинским, русским.

8 февраля
Учись и трудись – главное требование человека к самому себе. Тогда у тебя не будет никаких претензий к другим.

* * *

Если что-то выдающееся от всего остального невозможно уничтожить, то общество яростно смешивает его со своим говном. Но иногда это бесполезно: материал не входит ни в какую реакцию, ни с чем и ни с кем. Это совсем иное свойство.

9 февраля

Есть строки, которые всегда в памяти...

Юрий Карабчиевский

* * *

Над новыми детьми, играющими в «классы»,
возносятся дома, не знающие крыш.
Чем, город мой, живешь, какие точишь лясы,
какие речи говоришь?

Что молодость твоя - все так же ли хранима?
Все так же ли душа невинностью грешит?
Не знаю, может быть, у движущихся мимо
не сводит кисти рук и в горле не першит.

Но для таких, как я, - пугающихся звука
шагов своих, для тех, кто так и не привык,
все праздники твои - одна большая мука,
все улицы - один большой тупик!

1968 год.

* * *

- Да как они посмели такое сказать?!
- Не надо так волноваться. Одних уже давно нет с нами, а другие всё равно живут в нищете и голоде.

* * *

Видео и изображения не должны лежать мёртвым грузом, они должны работать на современников.
Все свои пожелания оставляйте в комментариях. (По поводу публикации хроники в себя в ЖЖ).

* * *

Следовало бы знать, что рейтинги и теракты - взаимосвязанные явления.

10 февраля
Написал пост в своем ЖЖ. Газификация Забайкалья. Константин Ильковский был прав, остался прав и будет прав

* * *

Я – атеист. И молю всех атеистов никому не отказывать в вере.

13 февраля
Зачем интересоваться событиями там, где, по определению, не может быть ничего хорошего? Для организма это отрава. Тем не менее именно таким, нездоровым, интересом заполнено всё российское пространство. Но ситуация от этого не изменяется.

Естественно, этот интерес монетизирован так, как только возможно. О чём может говорить этот недуг общества и что это за общество, активно нюхающее и поедающее отраву вместо того, чтобы не замечать его вообще, в первую очередь не замечать генератор или источник отравы? Ведь в этом случае и возможно изменение ситуации.

14 февраля
Теракты связаны с рейтингами. Почему бы и вирусам не быть связанными с политикой? В общем, надо ждать глобального кризиса. Либо кому-то стало плохо, либо кто-то живёт плохо и хочет, чтобы всем тоже было плохо...

* * *

При первом признаке "ватной головы" иду на воздух, трудиться физически.
Долго и упорно.

* * *

Моя родная тётя Бутид Цыренова и Даширабдан Батожабай в детстве вместе играли, учились в школе, потом поженились, потом разошлись. Бурно жили! Бутид-абжа работала корректором в Бургизе. И говорила мне: «Не бегай, как Даширабдан, с недоделанной рукописью по всем редакциям и издательствам. Работай над словом!»

* * *

20 февраля
Активизация всякого национализма напоминает: перед смертью не надышишься...

* * *

Возможны ли изменения в тесте одного и того же замеса, расслоённого на разные партии?

* * *

Безмозглость даже при выдающихся физических данных делает человека уродом.

* * *

Спецназ - это руками и ногами, шум и драка. Осназ - только головой, а потому он неслышен и невидим.

* * *

Потрясающий материал национализма, уровня развития и настроения народа даёт пребывание в разных группах вайбера.

21 февраля
Ходят и ходят к попам, ламам, шаманам, докторам. Непрерывно молятся, а ещё чаще отдают им деньги. Часами смотрят ТВ, ютубы и сидят в социальных сетях, некоторые читают газеты. А болезней и несчастий становится всё больше и больше. И никаких улучшений не предвидится. Ничего разумного и результативного на уровне государства, не говоря о партиях, организациях, семьях… Уже боженька в Конституции, о которой никто не знает, тем более – не читает. Там 64 страницы. Для отмазки… В общем, аминь!

22 февраля
Мои земляки и сородичи всё говорят и говорят о неких совершенно никчёмных явлениях и людях, каких-то президентах, губернаторах, сенаторах, главах, они никак не могут представить, что живут в потрясающем воображение месте планеты откуда начались два грандиозных движения за два последних тысячелетия – хунну и монголов. Это именно движения энергии, перекроившие карту и дух мира. Место это – юго-восточное и южное Забайкалье, долина Онона – колыбель евразийского супер этноса. Здесь рождались владыки мира. Это факт!
Как не вспомнить Н. Заболоцкого:

В родной стране, где по излукам
Текут Онон и Керулен,
Он бродит с палицей и луком,
В цветах и травах до колен.

Но лишь ударит голос меди —
Пригнувшись к гриве скакуна,
Летит он к счастью и победе
И чашу битвы пьёт до дна.

Глядишь — и Русь пощады просит,
Глядишь — и Венгрия горит,
Китай шелка ему подносит,
Париж баллады говорит.

И даже вымершие гунны
Из погребенья своего,
Как закатившиеся луны,
С испугом смотрят на него!

Как трудно смириться с этим фактом недалёким умам, разглагольствующим об истории, для которых моя Родина – нечто дикое и даже вроде бы несуществующее!.Вполне естественно, что для меня эти разглагольствующие, все, вместе взятые, (со всеми президентами, губернаторами, сенаторами и пр. пр. пр.), такая никчёмность и мелочь по сравнению с хунну и монголами, дух которых всегда будет жить в моей степи, долине Онона и во мне. Я ведь не пишу и не переписываю историю, а живу в ней…

В этой истории должны жить наши потомки с рождения! Как они будут знать родной язык, чувствовать Родину, если они изучают чёрт знает что и озабочены чёрт знает чем, если в них не живёт дух великих предков?

О чём там талдычат мои земляки и сородичи, разные историки и чиновники?

23 февраля

* * *
Белый месяц еще не родился пока,
Острый серп его в небе чернеющем ал.
А на сердце печаль непонятно легка,
Белый месяц вернется началом начал!

Это было не раз и случится не раз!
Из-за северной черной чужой стороны
Выплывают неслышные, вихрем клубясь,
Бесконечные тени в часы тишины...

Это предки мои!.. Как воздушны они,
Как летят от звезды до звезды в облаках,
Из бескрайней и синей парят глубины
На своих легкоструйных и вольных конях!

И высоко в ночи слышен звон серебра!
Чуден чистый, чеканный, чарующий звук.
В гривах первых коней блеснет бронзой заря,
Но закатно горит предпоследний бунчук.

И опять, и опять, безнадежно верны,
Будут тени кружить над моей головой!
Я заплачу в ночи – голоса не слышны!
И продолжат они вековечный путь свой.

Вздрогнут тучи, чернея, жалея меня,
И деревья от боли застонут вдали!
Будет рваться душа, что-то помня, храня,
В шири-глуби, за степи монгольской земли!

И заплещется древняя песня во мне:
«У подножий алмазных заснеженных гор
Выбирали мы лучших коней в табуне,
У огней философский вели разговор.

И горбатились горы узорной грядой.
Были ночи светлы, пахло дымом костров!
Мы лелеяли мысль и ценили покой,
И сильнее всего была только Любовь!»

И сверкающий смысл ароматных речей
Оживет снова мудрым покоем в крови.
Уплывают за даль, не сменяя коней,
Тени предков моих в Джомолунгмы свои...

Белый месяц плывёт посреди тишины!
В белой Шамбале тени исчезнут сейчас.
Но спокойна душа! Дуют ветры весны.
Так бывало не раз и случится не раз.

Написано в 1992 году.

24 февраля
Сагаалганаар! С обновлением!
Перед рассветом - сделал подношение огню и духу предков. Встретил рассвет, вспоминая и думая обо всех, кто жил до меня, живёт со мной и будет жить после меня.
Лица предков, родных и близких, друзей, ушедших в иные миры оживают и говорят со мной в моих мыслях. Такое обновление происходит со всеми монголами.
Что из того, я атеист. Память тысячелетий пробуждается во мне. Так делали хунну, сяньби, Атилла и его воины, Чингисхан и все монголы, такое обновление испытывали все мои предки - и в битвах Средневековья, и в окопах Сталинграда.
Тут неважна национальность или религия, тут важна память!
Сагаалганаар! С обновлением!

26 февраля
Не знаю кому и что плохого сделали ставленники власти в регионах, которые пытаются выровнять экономику и социальную сферу, не вызывая социального напряжения, хотя при существующей ситуации это невозможно? Мне просто отвратительны глупость и диванная злость всяческих "аналитиков и экспертов" (есть даже по визуальному контенту), льющих помои на всё и всех, которые почему-то им не нравятся.

Огромная масса народа, не достигшая уровня гражданского общества, переживает очередные беды. Других правителей, кроме расхитителей природных ресурсов и кошельков населения, пока нет, они нанимают себе «эффективных менеджеров». Что с того? Ничего другого пока нет и не предвидится.

Кто обижен на свою несостоятельность, на свою эволюционную немощь, тот и поливает грязью и желчью управленцев, которых являет окружающая среда. Мы все, без никакого исключения, окружающая среда, которая одновременно – и промежуточная стадия эволюции.

В общем, всякий злобствующий контент, особенно без конструктива, без движущей мысли и анализа вместе с глупыми комментариями, будут убираться с моих страниц и групп без объяснений. Прошу понять правильно.

28 февраля
Могут ли люди, занимающиеся гуманитарными науками, а в частности – историей, обладать какими-то точными знаниями? Часто пишут «обладает знаниями». На мой взгляд, знания могут быть только в точных и естественных науках, а в остальных – только догадки, домыслы и прочая отсебятина. Никаких точных знаний в гуманитарных науках, особенно в истории, быть не может. Для этого надо быть очевидцем или доказывать что-либо экспериментальным путём, что в истории невозможно…

Другое дело – вещественные доказательства и улики, как бы это обидно не звучало для историков. Какими уликами и вещдоками обладают разные «знатоки» истории, которые учат и будут учить моих потомков?

Конечно, есть метод эмпирического обобщения, многолетний и упорный сбор огромного количества улик и доказательств. Но этим занимается очень мало людей, которые живут всецело своим делом, отдают этому жизнь. Остальные же - заняты болтологией.

29 февраля

ЖЖ Азаровский или Онлайн-издательство "Ваша тема?" - ежедневно новый материал, включая хронику.

* * *

О переводах. За много лет я убедился, что задача литературного переводчика – перевести произведение из мира национального мировоззрения в мир общечеловеческой культуры, сотканной из множества культур, максимально сохранив национальные особенности.

Открывая для себя миры, люди становятся богаче и мудрее. Переводчик должен жить в истории и совокупности достижений общечеловеческого общества, где ему доступны истории культур народов и наций.


На снимке: лучники нашего села. 1970-е годы. С чабанских стоянок они начинали путь к мировым пъедесталам.