Эрих Фромм. О Неповиновении социалиста?
"Социализм должен быть радикален.
Чтобы быть радикальным, нужно дойти до корней --
корней Человека"
(Эрих Фромм "О неповиновении и другие эссе")
***
На вопрос "кто такой Э.Фромм", по-моему, нет надобности давать ответ в виде справки, т.к. Фромм своими трудами известен во всем мире как философ, социолог и психоаналитик. Но одна-две "справки" имеют любопытную особенность: один из учеников Фрейда, оказавшийся в Неповиновении к учению своего учителя, как говорится, не сошлись взглядами. Однако, многому научившись и многое восприняв от учений своего учителя, Э.Фромм -- социалист гуманистического направления, а потому Фромм придал психоанализу совершенно особое развитие и направление. В связи с этим, очень занимательна одна из последних книг Фромма с довольно-таки удивительным названием "О неповиновении и другие эссе". И, думаю, будет очень интересно поразмышлять "О неповиновении" вместе с Фроммом.
Сразу же возникает вопрос и сопутствующие ему: каковы же эти "корни человека" и каковы "корни" Неповиновения?
Свои размышления Фромм выстраивает с парадоксов, создавая перевертыши в виде таковых, что "послушание - грех, а непокорность - добродетель". Оказывается, по Фромму, "первородный грех" вовсе не развратил человека, а освободил его; он и стал началом истории". Впрочем, мысль не нова, если вспомнить мысли Н.Бердяева о генезисе Истории, но с совершенно различной оценкой возникновению ТАКОЙ "Истории". А у Фромма, оказывается, "первородный грех освободил человека", а отсюда, Неповиновение, как и непокорность, есть добродетель. Можно подумать, какая скандальная мысль, не правда ли?
Но скандальная мысль Э.Фромма, вопреки некоторым ожиданиям или ожиданиям некоторых, имеет совершенно обратное парадоксальное последствие. Какое? Разное: мировоззренческое, социальное и политическое.
Вопрос: разве не создавались революции в 21 веке, избирательно в особых странах, по брошюркам и книжечкам психоаналитиков и полит.технологов 20 века известных школ Америки?
***