Фиолетовый цвет величественный и мистический

Олег Аркадьевич Александров
Эволюция общества определяется особенностями его ментальности, отражающей установки сознания, стереотипы поведения, образ мышления. Они выражаются в отношении общества к пространству и времени, труду и богатству, собственности, возрасту и семье, атрибутам государства, смерти и загробному миру, и многим другим социальным категориям. Перечисленные категории имели свои цвета, отношение к которым менялось на протяжении истории.
Цвет многозначен и мистичен, поскольку его палитра вызывала разные эмоции в разных цивилизациях. Следует ли считать цвет социальным, или духовным маркером, либо признаком статуса человека (социального класса)? Материален или мистичен цвет? На эти вопросы нет однозначного ответа, ибо цвет одновременно принадлежит к духовной и материальной культурам человечества.
В Средние века и раннее Новое время цвет служил маркером социальных классов (групп) и цивилизаций, а в древности (в первобытных обществах и ранних цивилизациях шумеров, ассирийцев, персов) разделял людей на «своих» и «чужих».

Обратимся от социального значения цвета к вопросу производства красок. С этой точки зрения, ряд красок определенного цвета – белого, синего, фиолетового - было крайне сложно получить, ввиду ограниченности материалов, трудности их добычи и высокой стоимости ингредиентов.
Поэтому одежды красного, золотистого, белого (а не серого или грязно-белого, которые обычно носили в Средние века), пурпурного, фиолетового или темно-синего носила элита общества (фараоны, императоры, патриции, высшие жрецы, крупные полководцы и другие). Немалую роль в отношении к цвету играла мода, задаваемая королями в раннее Средневековье, а в более позднее время (примерно с XIII века) – представителями третьего сословия, в основном богатыми купцами.


В Новое время происходившая трансформация ментальных установок, вытеснение религиозных представлений о культурных категориях, сначала в элите, позже – в других социальных классах, стала менять отношение к цвету. Некоторые цвета стали осуждаться как признаки корыстолюбия и похоти (например, красный), другие цвета вновь обрели популярность. Кроме того, удешевление производства ряда красок, в связи с завозом материалов из Нового света (из Мексики и Перу привозили кашениль, получаемую из жуков), позволило приобретать одежду насыщенных цветов не только аристократам и представителям других групп элиты (белое духовенство, военная элита).
К числу цветов, начавших завоевывать популярность, относятся синий, пурпурный, фиолетовый. О синем цвете и эволюции восприятия его в сознании европейского общества я писал в одной из предыдущих статей цикла История цвета. Что касается пурпурного и лилового цветов, то они представляли вариации фиолетового цвета, долгое время пребывавшего «в тени» популярных черного, белого и красного цвета.

Рассказ об эволюции отношения к фиолетовому цвета следует предварить важными замечаниями. История цвета и его роль социально-духовного маркера рассматривается на примере европейского общества, меняющегося в ментальном плане в течение разных эпох, в отличие от неподвижного, застывшего Востока, а также иных малоразвитых, подчас первобытных, цивилизаций (Африка, Океания, Индия). Кроме того, мы не анализируем физико-химические аспекты цвета и особенности производства того или иного цвета, так как эти вопросы мельком затрагивают историческую эволюцию и социальный контекст развития общества. Читателей, интересующихся вопросами производства и свойствами цвета, адресуем к специальным исследованиям по физике света, оптике и изготовлению красок. Ряд сведений научного характера о физико-химических свойствах цвета и сложностях производства красок можно найти в книгах французского историка Мишеля Пастуро, посвященных истории цвета.

Фиолетовый цвет в древности

Историю развития цивилизаций, обществ мы можем анализировать на основе документов, археологических артефактов, произведениях литературы (мемуаров, романов и пр.), проповедей и покаянных книг, официальных документах (завещаниях, нотариальных актах, домовых книгах, бухгалтерских отчетов), а также произведений искусства (картины, гравюры, офорты), архитектуры и скульптуры.
В дописьменных обществах культура выражалась в рисунках и элементах скульптуры (памятники, статуи, бюсты), а также архитектуры. Ранние цивилизации не владели способами добычи и производства многих современных красок (фиолетовая, оранжевая, желтая, серебристая), поэтому пользовались природными красителями (охра, сурик, вайда, кошениль). Соответственно, каждый регион мира выделялся одеждой разных цветов, в зависимости от добываемой краски. Кроме того, в лексиконе и культуре некоторых народов отсутствовали обозначения некоторых видов палитры (например, римляне не воспринимали синий цвет, отдавая предпочтение белому и красному цвету).

Впервые фиолетовый цвет описан в финикийских летописях в 1600 году до нашей эры. Позже с технологией изготовления «тирского пурпурного» цвета (аналога фиолетового) познакомились персы, египтяне, греки и евреи.
Перенесемся на столетия вперед…В эпоху Античности роль фиолетового цвета играл его оттенок – пурпурный. В Древнем Риме только императоры носили пурпурные тоги; указ Нерона законодательно запретил носить одежду упомянутого цвета всем римлянам, кроме представителей правящей семьи. Позже эту традицию заимствовала Византия.
В Древней Греции предпочитали красный, желтый, синий и зеленый цвета. Богатые греки носили одежду «египетского голубого», красного и темно-синего цвета. Пурпурный цвет тоже пользовался популярностью, хотя и меньшей, нежели голубой или красный.

Цвет королей

Распад Римской империи и формирование Европы как новой цивилизации повлек кардинальные изменения в ментальности народов, ставших французами, немцами, англичанами, испанцами…
Возникшие государства и элиты нуждались не только в правовом, но и духовном обосновании власти-собственности. В этом новоиспеченным королям и императорам помогла христианская Церковь, взявшая на себя миссию разработки правил поведения в европейском сообществе.
Прежде всего, следовало избавиться от язычества и привести людей к единой вере (монотеизму), вере в Иисуса Христа. Для малообразованных людей, не умеющих читать и писать, большую роль играли внешние атрибуты новой религии – архитектура, скульптура, фрески, и, конечно, цвет.
Поскольку в дохристианских обществах поклонялись солнцу, и любимым цветом был желтый, нужно было «изгнать» его из исторического сознания. Желтый цвет был объявлен признаком язычества, безумия, отрицания норм христианской морали. Такая же участь постигла оранжевый и зеленый цвета, первый в силу близости к желтому, а второй вследствие символа ислама (зеленый цвет любил Мухаммед).

Постигла ли опала фиолетовый, пурпурный, красный цвет? Скорее нет, чем да. Красный цвет сначала воспринимался как цвет ада, пылающего огня. Недаром бесы подчас были красными.
С другой стороны, Христос пролил кровь, искупив грехи людей. Алая кровь стала символом христианства. Поэтому красный цвет был реабилитирован, и, более того, стал признаком высшего духовенства – одежду такого цвета носили кардиналы и некоторые римские папы. Позже именно красная мантия римских пап дала повод Мартину Лютеру назвать их «вавилонскими блудницами».
Отблеск популярности красного пал и на пурпурный цвет, тогдашний аналог фиолетового. Хотя технология производства фиолетового цвета (смешение красного и синего цвета) была известно задолго до Средневековья, одежду такого цвета носили только богатые люди. Долгое время фиолетовый был цветом королей.
Об истории фиолетового цвета в Средние века нам поведает живопись и витражное искусство. Картины Дуччи ди Буонинсиньи, Джотто, Симоне Мартини, посвященные библейским сюжетам (дар волхвов, Мадонны, сцены из жизни святых, изгнания из рая и прочие темы) практически не содержат фиолетового цвета. В них преобладают золотистый и синий цвет, коричневый и, перманентно, пурпурный и красный. Причем в одежду пурпурного и красного цвета часто одеты Дева Мария и святые, в то время как мужчин изображали в тогах голубого и коричневого цвета. Подчеркнем, что в эпоху Средневековья многие краски не были чистого цвета, вследствие несовершенства технологий и дороговизны материалов. Так, чистый синий или фиолетовый цвет стоил почти как золото, и даже богатые люди не всегда покупали одежду такого цвета, предпочитая черный или коричневый цвет.
Собственно фиолетового цвета европейское средневековое общество не знало. Применялись пурпурный и бордовый цвета. Позже, в XV-XVI века, популярность обрел лиловый цвет. Не будем забывать о запрете носить одежду фиолетового цвета в ряде стран, например, в Великобритании. В этой стране запрет был отменен в XVII веке. На протяжении долгого Средневековья цвет оставался одним из главных маркеров социальных классов, нередко вызывая теологический диспуты между церковными иерархами. В частности, в XIII веке разгорелась дискуссия между аббатом Суггерием, автором проекта аббатства Сен-Дени, и известным богословом Бернаром Клервоским, относительно применения цвета в витражах. Суггерий отстаивал необходимость цветных витражей, ибо разноцветие славит красоту Божьего мира. Его оппонент придерживался другого мнения: храмы, соборы, одежда должны быть скромными и незаметными, серого и черного цвета. Яркие цвета возбуждают страсти и греховные помыслы, убежденно писал Бернар Клервоский. Победила точка зрения хромофилов, как назвал сторонников применения ярких цветов Мишель Пастуро.
Впрочем, темные цвета продолжали пользоваться популярностью, особенно среди монашества и аскетически настроенных мирян.
Популярность черному цвету добавило третье сословие – купцы, адвокаты, судьи, врачи, учителя – которому было запрещено использовать красный и другие благородные цвета. Чтобы подчеркнуть богатство и статус, богатые горожане одевали золотые цепи и браслеты поверх черных одеяний.

Темные цвета, особенно черный и фиолетовый, также предпочитали алхимики и колдуны. Последние одевались как монахи: простая фиолетовая ряса с капюшоном, на руке кольца с камнями зеленого или синего цвета, обладавшими, по мнению их владельцев, магической силой.
Фиолетовый цвет, как и черный, считался мистическим, глубоким и духовным, изменяющимся и таинственным…Ведь в нем смешались два противоположных цвета: спокойный синий и будоражащий, опасный красный. Синтез всегда давал новые качества, взрывая прежние идеи и представления…
Конечно, во многих странах колдовство было запрещено как богомерзкое занятие, и любителям мистика приходилось носить фиолетовую одежду тайком, на закрытых собраниях и шабашах. Кстати, в наши дни фиолетовый не утратил мистицизма и духовности, поэтому остается популярным у искателей чаши Грааля и магов всяческих академий и «рук»…

Мода на темные цвета продлится до XVI века, который подарит Европе открытия в физике, оптике, астрономии, производстве красок…Географические открытия и церковный раскол приведут общество к пересмотру взглядов на цветовую палитру, сначала в живописи, затем в одежде. Пошатнувшееся доверие к католической Церкви, осуждение роскоши духовенства, продажи индульгенций, пороков священников и обогащения монастырей, выраженное идеологами Реформации – Лютером, Цвингли, Кальвином, и молчаливо одобренное королевской властью в лидерах Европы – Франции и Англии, дало основание буржуазии заявить о своих правах. Несмотря на усилившееся давление Церкви на общество в период Контрреформации, религиозных войнах во Франции и репрессиях Марии Тюдор, разгула инквизиции в Испании правления Филиппа II, ментальность общества, прежде всего, элиты, продолжала меняться.

Буржуазия, накопившая капиталы и успевшая породниться с часть аристократии, богатой одеждой демонстрировала силу и стремление занять равное место с элитой. Пурпурный цвет, реже – фиолетовый, появляется в интерьере, живописи, витражах частных домов и усадеб буржуа. Популяризации оттенков красного цвета – бордового и винного – способствовала живопись Рембрандта и Веласкеса. В Испании Нового времени эти цвета применяли, пусть и не так широко, как основные цвета, художники Мурильо, Рибейра и Сурбаран.
Фиолетовый цвет стал признаком преподавательской элиты: университетские профессора и преподаватели элитных колледжей носили пурпурные, бордовые мантии, фиолетовые головные уборы. Но до всеобщего поклонения оставалось немало лет…

Массовому применению дорогих красок содействовало развитие науки и техники. Промышленная революция в Англии, открытия в физике и химии в XIX веке, позволили получать искусственные красители. Конечно, поначалу они были неустойчивыми и быстро выцветали, о чем свидетельствуют палитры картин импрессионистов Моне, Ренуара, Ван Гога и многих других художников той эпохи. Справедливости ради надо заметить, что художники, в силу бедности, покупали дешевые краски. В художественной среде мало кто мог позволить купить дорогие краски, кисти, холсты…
Однако XIX век обогатил мир не только научными открытиями, но и новыми технологиями, в том числе производства краски. Как известно, многие открытия совершаются случайно, подчас самоучками. Так произошло при открытии способа изготовления фиолетовой краски.
В 1856 году Уильям Генри Перкин, студент Королевского химического колледжа, пытался создать синтетический хинин из дегтя. Экспериментируя с угольным анилином, Перкин смешал ее с хромовой кислотой. Очищая колбы тканью, он заметил, что она (ткань) окрасилась в фиолетовый цвет. На следующий день, когда ткань не выцвела, стало понятно: открыт способ производства фиолетовой краски. Спустя год Перкин получил патент на изобретение, а массовое производства краски, цвет которой стал популярным, сделал вчерашнего бедняка богатым буржуа.
Королева Виктория одела траурное платье фиолетового цвета, а леди Керзон, жена вице-короля Индии, была одержима этим цветом. К слову, изобретение Перкина подтолкнуло химиков к дальнейшим исследованиям, результатом которых стало появление сахарина, удобрений, консервантов и даже взрывчатки.

Вызывающий фиолетовый…

Яркие и насыщенные цвета – красный, бордовый, темно-синий – часто служили способами выражения протестов – социальных, политических, духовных. Этой «моды» не избежал фиолетовый, ставший в 1960-х годах цветом нового молодежного движения – хиппи.
Гевин Эванс в Истории цвета отметил неясность периода взлета популярности фиолетового у молодежных движений, относя (условно) к 1967 году, в Лето любви в Сан-Франциско (сбор хиппи во время протестов против вьетнамской войны и традиционные ценностей общества).
Однако мода на фиолетовый быстро сошла на нет после нескольких смертей неформальных лидеров музыкальной индустрии 60-х годов – Джими Хендрикса, Джима Моррисона, убийств сектой Чарльза Мэнсона и разгулом левого терроризма в Италии. Фиолетовый стал ассоциироваться со смертью и несчастьями, как в прошлом веке в Англии. 

Фиолетовый на задворках живописи

Что важнее – цвет или форма? Этот острый вопрос продолжает оставаться яблоком раздора между художниками и дизайнерами всего мира…Как часто бывает, у каждого художника своя правда.

Долгое время в теории живописи форма и сюжет считался приоритетными, а цвет служит второстепенной характеристикой картины. Религиозное Средневековье придерживалось мнения, что яркие цвета развращают и чуть ли не ведут к дъяволу, о чем эмоционально писал Бернар Клервоский и его сторонники. С другой стороны, были церковные деятели, славящие палитру цветов как свидетельство красоты мира, созданного Богом. Поэтому художники и иконописцы, пусть и осторожно, экспериментировали с красками и цветом.
Вместе с тем, до XIX века предпочитали писать красками основных цветов, преимущественно черным, синим, золотистым и коричневым. Лишь научно-техническая революция и постепенное освобождение сознания европейцев от религиозных догматов дали зеленый свет исследованиям в области цвета и созданию новых красок.
Популярные лиловый и бордовый цвета немного потеснились, дав место фиолетовому цвету. Одним из первых художников-новаторов, широком применивших фиолетовый цвет, стал Клод Моне. За ним следовали Огюст Ренуар, Поль Гоген…
Фиолетовый цвет неожиданно стал популярен у художников нового направления – пуантилизма (дивизионизма). Жорж Сера, основоположник «научного» направления живописи, написал грандиозное полотно «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», на котором присутствуют оттенки фиолетового.
Названный цвет получил признание у последователей постимпрессионизма – Эдуара Вюйара, Мориса Дени, Альбера Марке…Действительно, наряду с коричневым и бордовым цвет «королей» стал характеристикой интимизма в живописи.

Фиолетовый цвет – символ мистики и фантастики

Мистичность фиолетового нашла отражение в фантастической литература. Его чувственность, изменчивость, глубина вызывают в воображении новые миры и образы…Герои магов и сказочных существ носят фиолетовые плащи и шляпы, используют предметы фиолетового цвета и его оттенков…Многочисленные книги, постеры, обложки рок-альбомов отражают популярность загадочного и столь трудно определимого цвета.

Станет ли фиолетовый модным цветом, наравне с черным и синим? Найдутся ли кутюрье и художники, желающие вознести фиолетовый на олимп цвета? Следует дать утвердительный ответ.
Ведь фиолетовый красив, насыщен, благороден, как бордовый, черный или золотой цвета. Со временем он займет достойное место в палитре моды и цветовой иерархии общества.

Литература
1. Браэм Г. Психология цвета. – М., Астрель, 2009 год.
2. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. – М., Александрия, 2017 год.
3. Шедевры мировой живописи. – М., Белый город, 2011 год.