Родничок

Евгения Самаи
сказка-притча
      
      Жил-был на свете родничок. Он смотрел большим, синим глазом на мир вокруг, и мир ему казался прекрасным. К нему приходили напиться лесные звери и птицы, они рассказывали ему о том, что видели в других краях, и родничку было интересно, что там за тем местом, где кончается  лес.
Однажды родничку удалось пробежать следом за пришедшим напиться ёжиком до большого лопуха. Сквозь стебли растений он увидел, что дальше дорожка идёт книзу и лес становится реже, а внизу блестит  небольшое озерцо. «Как же здорово добраться до этого огромного родника! Вот бы кто-нибудь помог мне хотя бы немного продвинуться вперёд, а там, под горку будет легче», - подумал он.
Однажды  к родничку пришёл лось.
- Пожалуйста, возьмите  меня с собой, я так хочу добраться до того большого родника, что блестит внизу, - сказал родничок.
- Как же я тебя возьму?  - ответил Лось.
- Я побегу за Вами следом.
- Хорошо, - сказал Лось и побежал.
Но родничку хватило сил только чуть-чуть продвинуться, и он горько заплакал. Тут над лесом пролетала тучка и спросила:
- О чем ты так плачешь, братишка?
- Я хочу стать большим, - сказал родничок.
- Пожалуйста, - сказала тучка, - и пролилась над ним дождём.
- Ура! – закричал родничок и побежал.
Так он превратился в ручеёк и добрался до нижнего озерца.
- Я так давно мечтал познакомиться с Вами! Вы просто не родник, а родничище какой-то! - воскликнул родничок.
-  Я не родник, я – озеро. Меня зовут Малый Вяз.
- Ах, извините. Просто среди моих знакомых нет озёр. Очень приятно. Родничок.
- Мне тоже приятно. Вы замечательный, Родничок. Но всё же следует знать, что мы с вами живём в Стране Озёр! Стыдно не знать об этом.
- Просто я ещё ничего не видел дальше своего леса, а мне так хотелось бы посмотреть мир, увидеть другие озёра!
- Ну, так в путь, мой юный друг! Возьмите у меня столько воды, сколько вам потребуется, и ступайте. И передайте привет моему старшему брату. Счастливого пути!
- Спасибо вам, добрейший Малый Вяз, - и родничок побежал дальше.            
По дороге к нему присоединились маленькие и большие ручьи. Они весело шумели и пытались обогнать друг друга. Так они добежали до другого озера, оно было большое и на его берегу селились люди.
- Здравствуйте! Я – родничок, я спустился к вам вон с той возвышенности. А это мои друзья.
- Очень приятно. Большой Вяз.
- Я принёс вам привет от вашего младшего брата. Вот он, - и родничок влился в озеро своими чистыми водами.
- Добро пожаловать! Друзьям мы всегда рады. Чем могу служить?
- Уважаемый, Большой Вяз, я отправился в путешествие по стране. Если вам не трудно, помогите нам отправиться дальше.
- С превеликим удовольствием! Возьмите сколько нужно воды для вашего путешествия и в добрый путь.
- Спасибо! И родничок побежал с друзьями дальше: то на запад, то на юг. Он превратился в большущий ручей, даже, скорее, в речку. И вдруг на их пути разлилась во всю ширь вода. Нырнув, родничок понял, что это огромное озеро такое же широкое и вглубь. Посреди него видны были небольшие участки суши – острова, и это ещё больше придавало ему солидности.
- Просто Озерище какое-то! - воскликнул родничок и робко спросил:
- Как вас зовут?
- Велье, - услышал он. Родничок оглянулся и увидел большую рыбину, та смотрела на него своим круглым глазом и приветливо махала плавниками.
- Благодарю вас, сударыня, - вежливо сказал родничок, - здравствуйте, господин Велье! Мы не помешаем Вашему Величеству, если мы тут тихонечко посидим, то есть побежим? Ой, мы хотели сказать – поплаваем.
- Нет, не помешаете, - степенно ответил старик Велье, – я люблю молодежь, пожалуйста, шумите тихонечко.
- Спасибо, господин Велье! Мы постараемся быть воспитанными.
Как же было замечательно купаться в водах этого озера! Можно было нырять на самую глубину, где среди коряг и камней таились большие рыбины. Какое счастье было наблюдать за переливами их спинок, омывать им бока, щекотать брюшко, а потом плавать с мелкими рыбёшками наперегонки и играть с ними в прятки. По вечерам прибрежный древний лес рассказывал легенды озера Велье, и тогда родничку чудился шум вёсел и голос царя Петра, стук колёс по мосту и скрип деревянных подпорок, и сама Екатерина Великая направлялась из Петербурга в Москву. Затем всё стихало, над озером собирался  туман, и уже никуда не хотелось отсюда уходить.
Однажды родничок изучал с поверхности озера небо и увидел проплывающую над ним тучку.
- Привет, сестричка! – крикнул он ей.
- Привет! – отозвалась тучка.
- Смотри, я пробежал полмира и остановился у этого замечательного озера!
- Какой смешной! Он думает, что пробежал полмира, а всего-то лишь вышел погулять из дома. Там впереди ещё  большее озеро и ещё более глубокое, чем это и островов на нём больше, а в его водах обитает Царственная рыба.
- Царственная рыба! – воскликнул родничок, - вот бы увидеть эту рыбу! За мной, друзья! – и он первым выпрыгнул из озера.               
 – Спасибо, господин Велье! – и все гурьбой бросились за родничком.
Они бежали вдоль леса, по полям и лугам, и даже чуть было не завязли в болоте. Любопытство толкало их на новые приключения. От озера к озеру родничок всё больше превращался в полноводную реку. Бежал то на запад, то на север. Каждое озеро отличалось чем-то особенным. То оно было вытянуто в длину, как лист орешника, то становилось мелководным и по берегам обрастало тростником, камышом и рогозом - настоящее «щучье царство». В таком озере он увидел необычайной красоты крупные бело-жёлтые цветы, которые росли прямо на воде – кувшинки, а в глубине кололись своими острыми рожками корни-орешки.

Пробегая по Святым горам, родничок встретился с рекой Сороть, которая рассказала ему о Великом Поэте, жившем когда-то в этих местах. Имя ему было Пушкин, Александр Сергеевич. Пушкин любил гулять по окрестным лесам, держа в руке толстую палку с набалдашником. Любил, оседлав коня, навестить своих соседей в Тригорском. Там он сначала любезничал с барышнями, а потом садился под дубом и писал свои сказки, а ещё он писал о Пугачёве, об Онегине и о Татьяне, и о метели, которая  всё спутала в жизни людей. Сороть бежала и несла в своих водах память о нём, отзвуки его стихов, отражала дом, скамейку, деревья, мельницу мимо которых проходил поэт.  Река вбирала его величие в себя, вбирала величие красоты здешних берегов и несла уже свои воды широко и с достоинством, становясь по истине Великой.
Иногда по ночам родничку снится сон, в нём он видит себя маленьким, беспомощным родничком, смотрящим на мир большим, синим глазом. Его чистая вода и чистые помыслы вместили часть истории нашей Родины, Великой страны – России.