Скифский туман

Эйрэна
                «В овраге сгущался туман».
                Рина Михеева «Туман»

  Говорят, в Симферополе есть порталы в другие измерения. Идёшь себе по улице и вдруг попадаешь в разрыв во временном пространстве. Можно оказаться в альтернативной версии города, существующей параллельно реальной, или переместиться в другой исторический период. А ещё говорят, что в туманные дни лучше по улицам старого города в одиночку не ходить – туман может оказаться входом в иное измерение. Попасть-то попадёшь, а там поди знай – выберешься ли обратно!

  Лёха про временные порталы слышал «краем уха». Для него всё это было «из той же оперы», что уроки физики или передача «Очевидное – невероятное». Вот футбол – это другое дело! Погонять мяч с ребятами во дворе – это же одно удовольствие и польза для здоровья. А главное – мозги напрягать не надо.

  Однажды, а точнее, в октябре, Лёха со своим классом отправился на экскурсию – на Неаполь Скифский. Вернее, все поехали на автобусе номер четыре, хотя Лёха жил на Крылова, а оттуда и пешком можно. На территории древнего городища было просторное поле с остатками зданий, с археологическими раскопками на месте главных ворот и мавзолея, древние камни укреплений. Надо иметь хорошее воображение, чтобы представить город, что был здесь когда-то! Слушать экскурсовода было неохота, и Лёха плёлся за одноклассниками в самом хвосте. Но когда заговорили об археологических находках Неаполя Скифского, он начал прислушиваться. Оказывается, здесь нашли украшения и монеты! Скифское золото поманило миражом, и Лёха стал внимательно приглядываться – а вдруг найдёт серьги или монетку с изображением царя Скилура? Но ничего, кроме черепков керамических кувшинов не попадалось. Ребятам разрешили взять несколько черепков для школьного музея, а Серёга даже нашёл изогнутую ручку от такого кувшина. Время экскурсии закончилось, все вернулись домой, но Лёха продолжал думать о древних скифах, точнее о том, что они оставили в наследство. Вот они, сокровища, совсем рядом – надо только хорошенько поискать! В музеях полно скифского золота и оружия, может и он найдёт что-то стоящее. Решение ещё раз побывать на раскопках прочно укрепилось в голове юного искателя сокровищ.

  Назавтра был выходной, и Лёха спозаранку выскочил из дома, прихватив рюкзак, в который положил бутерброд и термос с чаем. Утро было промозглое, туманное, начал моросить слабый дождик, но «кладоискатель» уже запрыгнул в четвёртый номер автобуса в сторону Неаполя Скифского. Автобус довёз до остановки, Лёха вышел и направился к городищу. Было тихо – кто ж в такой день, да ещё и в выходной, будет бродить по древним руинам с утра пораньше! Чем дальше отходил Лёха от остановки, тем сильнее становился туман. Влажный воздух, наполненный капельками воды, стоял сплошной завесой. Ничего не видать и в шаге, как же теперь сокровища искать? Лёха расстроился и решил вернуться.

  Но вдруг туман начал рассеиваться, над каменными стенами Неаполя Скифского поднялось рассветное солнце. Однако что-то неуловимо поменялось – непохоже было на руины то, что предстало взору Лёхи. Вполне добротное строение – оборонительные стены и башни, целые и невредимые. Настоящий город, ни капельки не разрушенный! Потянуло дымом костра, послышался стук молота и шум кузнечных мехов. Люди занимались своими делами, не обращая внимания на удивлённого мальчишку, старательно протирающего глаза кулаками.
  Лёха глазам своим не поверил, но после того, как протирание не помогло, понял, что перед ним настоящий город, такой, каким он был много веков назад, в пору расцвета. Вот здесь ещё вчера он вместе с одноклассниками искал черепки кувшинов, а теперь тут самая настоящая печь для обжига керамики. На месте ям с остатками донышек огромных керамических сосудов – винодавильня. И сосуды эти огромные с вином совершенно целые и полные.

  Скифы, самые что ни на есть реальные, вот они, рядом. В коротких, туго перетянутых кожаных, мехом внутрь, кафтанах, плотно облегающих кожаных штанах, в мягких, перевязанных у щиколотки полусапожках, в остроконечных башлыках. Скифянки в платьях-рубашках с длинными рукавами, поверх которых плащ без рукавов, а на голове – кокошник с золотыми нашивными бляшками. На женщинах ожерелья, серьги, перстни из золота, серебра или бронзы, бусы – не об этих ли сокровищах мечтал Лёха?

  Пожалуй, со сбором золота-серебра стоит погодить! Совсем недалеко стражи у ворот, с копьями, одеты в чешуйчатые панцири и сверкающие шлемы – суровые ребята! Да и на улицах Неаполиса скифские воины с короткими мечами-акинаками, боевыми топорами, кинжалами. Эх, такой бы меч в класс принести, мальчишки точно бы с открытыми ртами его рассматривали! Лёха всё ещё не совсем поверил, что оказался в том самом Неаполисе, в пору процветания и величия. Ему казалось, что это какое-то карнавальное представление, но когда всадник на вороном жеребце чуть не сбил его с ног, крикнув что-то на незнакомом языке, отшатнулся в ужасе и бросился в сторону, выронив рюкзак.

  Остановившись и отдышавшись, Лёха понуро поплёлся от площади, на которой оказался, по одной из улочек, где было меньше народа. Таких путаных улочек много разбегалось в разные стороны, здесь жили простые люди. Лёха всё шёл и шёл, блуждая по Неаполису, переходил с одной улицы на другую. Отчаяние навалилось тяжёлым грузом, и даже слёзы выступили на глазах.

– Неужели я навсегда останусь здесь, за сотни лет до своего времени? – прошептал Лёха.

  Но вдруг повеяло прохладой – каким-то образом юный искатель приключений попал в гулкий тоннель перед воротами. Серая мгла окутала, но Лёха не останавливался и шёл вперёд в невесть откуда опять взявшемся тумане. Он услышал, как позади скрипнули и захлопнулись ворота. Залаяла собака, и знакомый голос соседа Коли окликнул:

– Шарик, чего на Лёшку лаешь, а ну в будку!

  Лёха с удивлением оглянулся – это ж его улица Крылова! И ворота родного дома чуть дальше, за соседскими! На улице распогодилось, туман растаял, вот только ноги гудят, будто сто километров прошёл. Ничего, скорее домой, и отдыхать – выходной всё-таки! «Кладоискатель» решил, что рассказывать об утреннем приключении не стоит – ведь не поверят же, ещё и засмеют. Лёха сунул руку в карман куртки за ключом от дома, чтобы потихоньку вернуться в свою комнату.

– Это ещё что такое? – с удивлением вытащил он из кармана что-то острое.

  Непостижимым образов в кармане куртки оказались кованые наконечники от стрел. Блестящие, новенькие, будто их только выковали. Всё-таки сокровище само нашло Лёшку!

  С тех самых пор в пятом «Б» будто появился новый ученик, старательный и усердный. И хотя физика с математикой не очень поддавались «мозговому штурму», Лёха рьяно взялся за изучение истории и географии. Особенно его интересовала история Малой Скифии и полуострова в древние времена. Читать об этом в книгах из читального зала центральной библиотеки было увлекательно – ведь многого нет в учебниках. Оказывается, скифы Причерноморья первыми в этих местах приручили лошадей и оседлали, изобрели колесо со спицами, начали ковать железо. А ещё археологи обнаружили, что у скифов были двухэтажные дома с водопроводом и канализацией. Да, а рукава и штаны! Это тоже изобретения скифов! Кстати, скифы были грамотными и образованными. Один из них, Анахарсис, изобрел даже плуг, рогатый якорь и гончарный круг. Теперь у Лёхи появился пример для подражания! Казалось, не осталось ни одной тайны – обо всём читал Лёша, рассматривал фотографии находок. Но одна из них, сделанная во время раскопок тавро-скифской экспедиции Щульца, не давала покоя. Рядом с оружием и украшениями, найденными в мавзолее Неаполя Скифского, лежал очень знакомый предмет. Продолговатая капсула вместимостью примерно литр – Лёха подозревал, что это его потерянный термос сохранился на века.

  В девятом классе Алексей Петренко вышел на трибуну МАН (Малой Академии Наук) Крыма «Искатель» и выступил с работой «Скифы в Крыму». То, о чём узнал, Лёша постарался вместить в своём исследовании, а помогала ему учительница истории Ирина Владимировна.

  Скифы, сами того не ведая, повлияли на Лёшкину жизнь. Теперь он археолог и историк, доктор исторических наук, профессор и преподаватель кафедры истории.
 
  Но если в Симферополе туманная погода, Алексей Петренко остаётся дома. История – хорошо, но ещё раз «попасть в историю» Лёхе не хочется!

  Иллюстрация из сети...