Почему в некоторых Церквах Святое Причастие принем

Ольга Кручковская
    
  Ответ Священника

   В этом вопросе мы до сих пор платим дань традиции нашей исторической специфичности. Возвращаясь к истокам, следует заметить, что первоначально, се6то в самом начале своего зарождения, как литургическое действо Причастие и  Причащение происходило в контексте совершения подобной Тайной Вечери Христа с Его апостолами обрядовой церемонии, которая носила признаки подчеркнуто семейной трапезы, во времени которой, по тогдашнему обычаю, сиделось или напивлежалося.
   
    Несколько позже, когда христиан становилось все больше и празднования Господней Вечери переместилось из частных домов в специально построенных для этой цели или соответственно приспособленных для этой потребности помещений, а особенно - после признания за христианством статуса толерантной и, несколько позже, государственной религии - при совершении евхаристического богослужения принят обычай сидеть (в более медитативных его частях) или стоять (в важных моментах служения), который давал всем присутствующим не просто возможность не уставать при продолжительном богослужение, но и служил для подчеркивания значимости той или иной ее части (это можем, в частности, проследить, когда обратим внимание на возгласы, «Прости», - что значит «стоять на ровных ногах, подняться на ноги», которые часто слышим во времени наших Евхаристических и молитвенных чинностей).

 Учитывая важность и маестатичнисть свойственное служение Божественной Литургии, восточное христианство давно ввело и традиционно придерживается обычая стоять в течение всего времени продолжения этого богослужения (исключение делается только для детей, беременных, больных и немощных людей старшего возраста и т.д.).
      
   Вы спросите, почему я и словом не обмолвился об обычае приклонения колен во времени Литургии? Дело в том, что колиноприклонение(со немногими исключениями: как, например, в день Пятидесятницы и т.д. - заметьте, речь идет о нашей литургической традиции и о нашем обряде) вообще не должно было быть места во времени служение Божественной Литургии. Как велеречивый жест предстояние грешника перед Тем, Кто может простить грех, таким образом приступать к Святому Причастию является полностью недопустимым, ведь наше служение Литургии является не только спомином смерти Спасителя, но и всего Таинства Господнего Домостроительства (то есть, целой истории спасения человеческого рода), где избавительна смерть Христа на кресте является только одним - пусть и одним из важнейших! - этапов нашего спасения.
   
    И поскольку во времени Литургии мы празднуем это наше спасение, то колиноприклонная осанка грешника, само по себе понятно, полностью выпадает из этого контекста. Вспомним лишь возглас, который предшествует преломлению Божественного Хлеба на нашей Литургии и является вводным в сам обряд причащения верных: «Святая - святым!», - что вовсе не отрицает факт несоответствия нашей частичной и несовершенной святости по сравнению с абсолютной святостью Бога, однако отмечает тому, что уделом каждого верующего во Христе есть дело освящения собственного естества. Отсюда и призыв Откровения ( «Пусть святой освящается» в Ап. 22, 11) и часто применяемый Св. Ап. Павлом призыв «святые» при обращении к верующим христианам, адресатов его посланий и тому подобное.

     И мы не можем забросить этому великому Апостолу, греха неправдивости(мол, в действительности, мы - совсем не святые) или пренебрежения к Божему величию (то есть: и что там нам святость Бога, мы - сами себе святые). Ведь нашему желанию причаститься Божьих Тела и Крови должен предшествовать открытый экзамен совести и, если это нужно - исповедь своих грехов и проступков Богу перед священником, который от Самого Бога имеет власть прощать и розрешать эти проступки. Принятие нами Святого Причастия в состоянии греха является равноценным святотатству, потому что не может быть никакой общности между Христом и грехом (2 Кор 6, 14-15; Евр 4, 15 и т.д.).
    В конце концов, и возглас перед самым причащением верующих - «Со страхом Божиим и верою приступите» - определенно указывает нам на способ принятия этой Святой Тайны.

    Этот обычай - причащаться на коленях - пришел к нам относительно недавно, всего два-три века назад, от наших собратьев латинского обряда, где Литургико-обрядовая сила празднования Тайной Вечери, по ее смысловой нагрузки, является полностью отличной и особенным образом подчеркивает мистерию избавительной крестной смерти Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Однако, справедливости ради, надо признать, что немало людей приклякають к Причастию также и по причине благоговейного трепета и уважения к Божьему Маэстату. Таким не могу не сказать, что наибольшим уважением и лучшим нашим признанием Божьей доброты и милосердия к человеческому роду есть, собственно, признание и принятие того факта, что грех, один одинственный порабощает и ставит нас в состояние раба (ср. Ин. 8, 34 и другие), является окончательно и бесповоротно побежден силой и спасен заслугой Христова Креста, больше не имеет над нами никакой власти; что мы, способны освободиться сами от него, и мы спасены от его ига Самых Христом, который умер за нас, "когда мы были еще грешниками» (см. Рим. 5, 6-11 и другие); что отныне мы, причастники Тела и Крови нашего Бога и Спаса, единственного святого (вспомним лишь «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во Славу Бога Отца. Аминь», - с перед Причастного песнопения на Божественной Литургии и целое множество Старо и Новозаветных текстов на эту тему), мы уже не рабы, но дети Божии - и еще неизвестно, кем окажемся (ср. Рим. 8; 1 Ин 3, 2). Таким образом, ответ на Ваш вопрос можно кратко сформулировать следующим образом: потому что еще мало у нас ведения Божия и послушания Его Церкви, чтобы в этом, так важном для нашей духовной жизни вопросе мы постигли полное единодушие и безамбицийное единство.


 http://www.ugcc.org.ua


Перевод с украинского: Ольга К. 01. 03.2020г.Б.