Какой уж тут Миколка!

Ирина Красильникова 2
(«Ведогонь-Театр» в «Боярских Палатах»)

Режиссер: Дмитрий Лямочкин

«Нет, батюшка Родион Романыч, тут не Миколка! Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитуется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода, — решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел. Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес. Мало было ему, что муку вынес, когда за дверью сидел, а в дверь ломились и колокольчик звонил, — нет, он потом уж на пустую квартиру, в полубреде, припомнить этот колокольчик идет, холоду спинного опять испытать потребовалось... Ну да это, положим, в болезни, а то вот еще: убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит, — нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романыч, тут не Миколка!»

(Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)

***
... Но все это, понятно, потом было, почти что в самом конце известного на весь свет романа. А вначале, признаться, и сам знаменитый следователь Порфирий Петрович в виновности студента Родиона Раскольникова сомневался... Да и как тут было не сомневаться, когда в самый пик расследования явился пред светлы очи следователя маляр Миколка, и «сам на себя показал». Да ещё и с такими подробностями, что и сомнений никаких возникнуть не могло.

«Ведогонь-театр» никогда не был простым, ординарным, потчующим зрителя «пересказами» литературных произведений «один в один». Вот и на этот раз собрал режиссер Дмитрий Лямочкин в кабаке пятерых героев романа Достоевского, да и полового с гитарой  впридачу. Зачем собрал, спросите? А затем, чтобы все они выяснили между собой отношения. Или, как пьяненький Мармеладов, поведали окружающим о своей нелёгкой жизни.
Тем зрителям, кто видел моноспектакль «Малявочка» в исполнении Павла Курочкина, этого артиста представлять не надо. Он просто великолепен. Его Мармеладов реален настолько, что с ума сойти можно... А «игра глазами» со зрителями растрогает даже самых черствых.

Дуня, сестра Родиона Раскольникова (Марина Бутова) волею судьбы тоже оказывается вовлеченной в эту чисто мужскую компанию. Да и как же иначе! Ведь именно ей собирается сообщить Свидригайлов (Алексей Ермаков) о подслушанном им разговоре между Сонечкой и Раскольниковым. Но не просто, «за так» сообщить, а получить кое-что взамен...

Ну и, конечно, следователь Порфирий Петрович (Антон Васильев) играет  в этой компании не последнюю роль. Ведь  ему принадлежит честь распутать сложное дело об убийстве старухи-процентщицы и сестры ее Лизаветы.

А что же — сам Родион Раскольников? А он добрую половину спектакля старается спрятаться от всех тех голосов, что назойливо требуют его внимания. Заворачивается в пальто, низко опускает голову... Но все это напрасно. Голоса сменяют друг друга, пересекаются, множатся, становятся громче, мощнее, приобретают вес. Вам когда-нибудь приходилось сгибаться под тяжестью голосов? Тогда посмотрите, как делает это Ярослав Шевалдов, исполнитель роли Раскольникова.
Но не подумайте, что главного героя романа ничем не проймёшь. Он прекрасно все слышит, и «проснётся, исполненный сил», как только Порфирий произнесёт свой приговор: «Как — кто убил? Да вы убили, Родион Романович!»

Половой в кабаке (Сергей Зайцев) умеет не только петь и играть на гитаре. Он — человек незаменимый: и реплику главного героя романа, если надо, озвучит; и пистолетик Авдотье Романовне вовремя подсунет, чтобы она от Свидригайлова защитилась. Ну и, конечно, изредка гаснущую лампу над столом одним щелчком пальцев зажжет! Этакое дистанционное управление 19-го века.

Спектакль получился просто отличный.  И я считаю, что истинные любители творчества Великого Достоевского должны воспринимать эти театральные «эпизоды из романа» именно как полноценный спектакль.
 И неважно, что диалоги и монологи идут не в том порядке, какой заведен в романе.  И Родион Романович не очень-то  спешит признаваться в совершенном преступлении. Важно то, что в спектакле этом каждый персонаж по-своему хоть чуточку, да виновен. И Мармеладов, пьянством доведший семью до полной нищеты. И Свидригайлов со своей теорией «Разум служит страсти». И Порфирий который настолько увлекся психологией убийства, что чуть не «посадил» невинного человека. И половой в кабаке, заискивающий перед Свидригайловым и насмехающийся над Мармеладовым...
Даже умница и скромница Дуня — и та по-своему  виновата. Ибо, самоуверенно вообразив, что может перевоспитать закоренелого  сладострастника, подала ему великолепную идею о совращении «учительницы».

Кто из нас без греха? И кто смеет судить другого? Мармеладов, каким бы жалким и пьяненьким  он ни был, давно уже знает ответ на этот вопрос: судить всех может один только Господь Бог. Смотрите, Семен Захарович преображается на глазах: он встаёт на колени, простирает руки к зрителям и произносит слова, кои могут сделать честь любому трезвеннику:

«И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем.
 И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?»
И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...»
И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут... и Катерина Ивановна... и она поймет...»

... И мы поймём...