Орфей и Эвридика

Ирина Красильникова 2
(Театр «TASTE” в КЦ «Феникс»)

Режиссер: Константин Милов

Орфей . Я думал ночью, сколько понадобилось счастливых совпадений, чтобы мы встретились. Думал о маленьких незнакомых друг другу мальчике и девочке, которые в один прекрасный день, за много лет до встречи, направились к затерянной провинциальной станции… Ведь мы могли не узнать друг друга, перепутать день или станцию.
Эвридика . Или встретиться совсем еще маленькими, когда родители, взяв нас за руки, насильно увели бы за собой.
Орфей . Но, к счастью, мы не перепутали ни день, ни час. Ни разу за весь этот долгий путь мы не запоздали. О, мы страшно сильные!
Эвридика . Да, любимый.

(Жан Ануй. «Орфей и Эвридика»)

***
Вырваться из замкнутого круга; жить, любить и быть счастливыми — такой чудесный дар уготовила судьба двум прекрасным молодым людям: скрипачу Орфею и актрисе Эвридике. И кажется, никто не сможет  нарушить эту идиллию, ведь юноша и девушка готовы терпеть нужду, голод, холод, только чтобы быть вместе...
Но в том-то и коварство Госпожи Судьбы, что, преподнеся сей дар, она тут же стремится его отнять. А юные влюблённые, сами того не желая, помогают ей в этом своей неопытностью, пылкостью чувств, неумением правильно оценить обстановку, обуздать эгоизм и гордыню...

Театр “TASTE” поставил блестящую пьесу Жана Ануя в этаком «мини-варианте», отказавшись от таких персонажей, как отец Орфея; мать Эвридики и ее любовник;  неудачник Матиас;  толстый импрессарио Дюлак; коридорный в гостинице; официант; кассирша с большим бюстом.
Остались, как вы понимаете, только трое основных действующих лиц: Орфей, Эвридика и господин Анри — чистенькое и мудрое такое, в костюмчике-тройке, воплощение Самой Смерти.

Впрочем, я уверена в том, что даже те зрители, которые никогда не читали пьесу Ануя и ничего не слышали о мифе об Орфее и Эвридике — получили в этот вечер такое же удовольствие, как  если бы сцена Культурного Центра «Феникс» была населена всеми персонажами. Ибо, во-первых, сами влюблённые поведали нам о своей невеселой жизни до встречи друг с другом. А во-вторых, вездесущий господин Анри с явным удовольствием вставлял свои ремарки, и даже заменил коридорного, когда нужно было вручить Эвридике роковое письмо.

Ох уж этот господин Анри (Артём Красильников)! В спектакле театра “TASTE” он так вежлив и благовоспитан, что даже самый подоЗРИТЕЛЬный зритель не распознаёт в нем Саму Смерть. И конечно, у многих из нас вполне логично рождается вопрос: а как развивалась бы история, не появись в жизни влюблённых этот самый господин?

Ну что ж, уже через несколько минут мы получаем ответ. И он не радует ни Орфея, ни нас с вами. Именно своей правдивостью — не радует... «Мой бедный маленький человечек» — так ласково обращается Анри к Орфею. И повествует ему о совсем другой жизни с Эвридикой, нежели мечталось юноше. Жизни, в которой надоевшие друг другу за много лет супруги ищут развлечения на стороне, обманывая, изворачиваясь, притворяясь...

На сцене — несколько больших серых кубиков. Они — и вагоны поездов, в которых уезжают герои спектакля, и убогий интерьер гостиницы, в которой остановились юные влюблённые... В этой постановке гораздо бОльшее значение играет свет — то нежно-золотистый, то тревожно-малиновый, то мертвенно-синий... Тихая музыка... И конечно, яркая игра молодых  артистов.

Увлечённая, постоянно меняющаяся Эвридика (Алиса Диянова) — полная противоположность мрачноватому Орфею (Иван Кожевников), смирившемуся со своей вечной ролью «сопровождающего» полубезумного отца...  Но вот что интересно: когда эти молодые люди волей судьбы встречаются на вокзале, они разительно меняются. Орфей становится Героем — страстным, готовым преодолевать все трудности и совершать подвиги. И Эвридика в его глазах — самая что ни на есть идеальная жена для Героя. Но в том-то и дело, что эта милая девушка тянет за собой груз своих прежних ошибок и грехов, который она не в силах отпустить. Она считает себя недостойной любви Героя.

И не случайно режиссер Константин Милов несколько изменил эпизод встречи Орфея и Эвридики, дарованный им после смерти девушки. Нет, не Орфей, обуянный ревностью и нетерпением, решает совершить запретное действие: взглянуть в лицо Эвридики, чтобы уже навеки ее потерять. Это сама девушка, обняв любимого, поворачивает к себе его лицо, чтобы навсегда исчезнуть. Ибо она, как никто, понимает: ее прошлое навсегда повисло  над ними дамокловым мечом, и ничего с этим не поделать...
А Орфею только и остаётся, что принять последний совет господина Анри: воссоединиться с любимой в Стране Смерти.

Было немного жаль, что спектакль  так быстро закончился. Ибо театр во все времена давал зрителям пищу для размышлений. И постановка театра “TASTE”  не является исключением. Да, со временем юношеская пылкость любви уменьшается, а иногда и сходит на нет. Но в наших силах быть честными друг с другом. Не ставить свое «Я» выше «Я» любимого человека. Уметь понять и простить; стать для своей «второй половинки» тем самым единственным верным другом, о котором так пылко мечтал сегодня на сцене Орфей. И тогда, если уж не суждено  избежать встречи со Смертью, — может быть, господин Анри не так скоро обратит на нас свой проницательный взор, дав нам прожить долгую и счастливую жизнь?