Эшафот любви герцог забавляется Риголетто, опера В

Мари Козлова
 Эшафот любви: герцог забавляется
"Риголетто ", опера Верди,  25 февраля 2020 года, Большой театр Беларуси,  Минск.
"Риголетто" - одна из любимых опер Верди,  в которой меня радует каждая нота,  каждая ария, дуэт или хор. А если повезет с составом первоклассных  исполнителей и дирижером, который может передать блестящую филигрань и эмоциональную глубину музыки Верди, то спектакль вызывает полный восторг!
"Риголетто" в Минске, в Большом театре Беларуси обещал стать и стал таким! Владислав Сулимский - Риголетто, Павел Петров - герцог Мантуанский, Надежда Павлова - Джильда.
Конечно, я приехала в Минск, чтобы услышать Владислава Сулимского в партии Риголетто. В моей меломанской копилке это уже седьмая версия шута герцога Мантуанского в исполнении этого замечательного солиста Мариинского театра. Всего же Владислав Сулимский выступал в этой роли в восьми постановках разных театров в России и за рубежом. Дебютировал на оперном фестивале в австрийском Сент-Маргаретене, потом на Приморской (Владивосток) и Петербургской сценах Мариинского театра. Затем были спектакли в шведском Мальмё, немецком Висбадене, а также на оперных фестивалях в Уфе и Самаре, и, наконец, в Минске. Не удалось мне побывать только на его Риголетто во Владивостоке.
Без сомнения Риголетто - это одна из самых впечатляющих ролей Владислава Сулимского. Она словно создана для его выразительного баритона и актерского темперамента. Его Риголетто зачаровывает многогранными вокальными и драматическими красками, ядовитыми шуточками, нежными отцовскими интонациями и бешенными раскатами мстительной ярости. Конечно, самая вокально впечатляющая сцена - это объяснение с придворными, похитившими его дочь Джильду, и следующий за появлением  Монтероне дуэт с Джильдой. Сложнейший для певца музыкальный материал! Сколько разных эмоций надо воплотить в голосом! Показное равнодушие, подхалимное заискивание, искреннюю мольбу, подлинное горе, потрясение, гнев, ярость и жажду мести! Но, кажется, что для Владислава Сулимского  в этом нет никаких трудностей! Настолько это у него здорово получается! Больше всего меня восхищает как явственно нарастает звучание его голоса от затаенного пиано до яростного фортиссимо в начале дуэта с Джильдой, показывая вырывающуюся наружу дремавшую подспудно ненависть к распутному герцогу, подогретую проклятием Монтероне и превращающуюся в клятву расквитаться с ним за погубленную дочь! С этого момента музыка дуэта, словно учащающееся от гнева  сердцебиение героя, звучит с ускорением темпа, захватывая зрителя! Этим дуэтом Владислав Сулимский  и Надежда Павлова просто потрясли! Целый шквал эмоций! Жаль Джильду, которая разрывается между любовью к герцогу и к отцу, понятны и  чувства Риголетто,  задумавшего положить конец бесчинствам всесильного правителя. Вокально в исполнении Владислава Сулимского  это самое сильное место оперы! Какой выразительный голос! Удивительной красоты и силы баритон! Просто незабываемый Риголетто! Только чтобы это услышать еще раз, стоит бывать на спектаклях с участием этого выдающегося певца в любом театре! Зрители наградили Владислава Сулимского просто бурей аплодисментов и овацией.
Хотя режиссер Неэме Кунингас и усложнил задачу артисту, сделав Риголетто  более строгим отцом, чем обычно. Он всего один раз нежно обнимает Джильду, все остальное время может проявлять свою любовь лишь издали. И даже в момент тяжелого объяснения в покоях герцога, он явно намеревается приласкать дочь, но так и не решается. Он только корит ее и обещает отомстить, не слыша мольбы Джильды о пощаде. Они рядом, отец и дочь, но оба так одиноки! От этого просто сердце развывается! И финальная сцена - смерть Джильды. Самой Джильды нет на сцене, она уже  в ином мире, говорит с отцом с небес! Так он сам и лишил себя счастья, не обнял, не удержал свою дочь...
Мне больше нравится, когда она умирает на руках Риголетто. Это как-то человечнее. Хоть проститься была возможность! Но версия в минском спектакле просто душераздирающая!
Дебют Надежды Павловой в роли Джильды был прекрасным! Очень красивый голос! Легкий, звучный, богатый обертонами, с выразительной модуляцией! Замечательная получилась Джильда, очаровательная в своей влюбленности и решительная в жертвенности.
Главный бонвиван этой оперы, герцог Мантуанский, для которого Верди написал самые красивые арии, был блестяще исполнен Павлом Петровым, обладателем яркого, звучного, полетного тенора. Основной хит - песенка герцога вызвала заслуженный восторг публики. Впрочем, это же можно сказать и про весь спектакль. Бурная овация стала зрительской наградой певцам, дирижеру (Андрей Галанов) и музыкантам за полученное удовольствие.
Порадовало и режиссерское решение спектакля (Неэме Кунингас). Это почти классическая постановка. Вращающаяся декорация разделила пространство сцены на два мира - всевластный мир порока и подлости, где Риголетто  шут, и хрупкий мир добродетели и любви, где он любящий отец. Но стоит пройти через двери, и герои попадают из мира добра в мир зла, и наоборот. Была еще одна интересная деталь декораций - этакая кровать-эшафот. Эта конструкция была центром внимания в герцогском дворце, символом плотских удовольствий, хотя именно как кровать она не использовалась. На ней стояли огромные вазы с фруктами, и герцог  иногда возлежал на ней. Но трудно было не воспринимать это как эшафот любви. Для всех - для Джильды, для Риголетто, для Монтероне, для самого герцога, хоть он и остался жив.
Прекрасный получился  спектакль! Он надолго останется в памяти.